По данным Транспортной инспекции на январь 1995 года, в Санкт-Петербурге лицензии на содержание, эксплуатацию АЗС и розничную торговлю нефтепродуктами имели 45 ХС, в их собственности или аренде находятся 173 АЗС общего пользования (стационарные, контейнерные, передвижные). Самой крупной фирмой является АО "Нефто Комби", которое включено в региональный раздел (по Санкт-Петербургу) Государственного реестра РФ объединений и предприятий-монополистов.
Розничными потребителями автомобильного топлива являются владельцы личного автотранспорта, учреждения, организации и другие ХС Санкт-Петербурга, не имеющие возможности приобретать топливо оптом. К этой группе относятся также предприятия городского хозяйства - пассажирского транспорта, спецтранса, медицинской помощи, ГУВД и т.д., не имеющие собственных технических средств для заправки автотранспорта.
В отдельную группу необходимо выделить автотранспорт, следующий через Санкт-Петербург транзитом.
При определении географических границ рынка с точки зрения розничного потребителя нужно учесть следующее. На поездку для приобретения топлива потребителю необходимо затратить определенное количество того же самого топлива, поэтому при ограниченной грузоподъемности автомобиля слишком дальние поездки нецелесообразны. Таким образом, для розничного потребителя рынок автомобильного топлива является местным.
Опрос потребителей показал, что максимальная приемлемая дальность поездки за автомобильным топливом в среднем не превышает 10-15 км, при этом за точку отсчета следует принимать весь маршрут следования автотранспортного средства в течение дня.
Вывод. Географические границы рынка розничной реализации автомобильного топлива для потребителей - ХС Санкт-Петербурга можно определить административными границами города.
Для транзитных автотранспортных средств приобретение топлива возможно вдоль всего пути следования, однако такой крупный город, как Санкт-Петербург, видимо, будет привлекать потребителей большей вероятностью совершения покупки.
4.2. Определение долей хозяйствующих субъектов и
показателей концентрации розничного рынка
автомобильного топлива
Определение объема рынка и долей ХС на рынке розничной продажи автомобильного топлива проведено нами в пределах вышеустановленных границ рынка, т.е. Санкт-Петербурга.
Органами статистики учет розничной реализации автомобильного топлива не ведется. В связи с этим нами использовано два подхода к определению долей ХС:
1) Поскольку, как было установлено выше, товаром на розничном рынке является топливо вместе с услугой по его отпуску и учитывая, что все стационарные ТРК рассчитаны на осуществление 125 заправок в сутки, расчет долей ХС был произведен по "производственным мощностям" - количеству точек реализации услуг (АЗС и ТРК) по данным Транспортной инспекции.
Расчеты дали следующие результаты:
+------------------------------------------------------------------+
¦Количество ХС ¦ Доля в % по количеству ¦
¦ +-------------------------------------------------¦
¦ ¦АЗС ¦ТРК, в т.ч.¦ДТ ¦бензин¦А-76 ¦АИ-92 и др.¦
+------------------------------------------------------------------+
- "Нефто Комби":
принадлежащие 62,4 68,9 77,3 67,8 77,6 59,9
фактически
эксплуатируемые 43,9 48,3 61,3 46,5 58,1 37,1
- 1 ХС 5,2 6,7 2,7 7,2 7,6 7,1
- 1 ХС 3,5 5,4 6,7 5,2 1,2 8,5
- 1 ХС 4,0 3,1 1,3 3,3 3,4 3,3
- 1 ХС 2,9 3,7 4,0 3,7 4,2 3,3
- 3 ХС менее 3%
- 9 ХС менее 2%
- 28 ХС менее 1%
АО "Нефто Комби" принадлежит более 65% имеющихся в городе ТРК, в т.ч. по всем видам топлива, кроме высокооктановых бензинов, по которым доля "Нефто Комби" составляет около 60%.
В последние 2-3 года АО "Нефто Комби" сдает часть АЗС и ТРК в аренду коммерческим фирмам, в связи с чем доля "Нефто Комби" по фактически эксплуатируемым ТРК несколько ниже и находится в пределах от 37 до 61%. Следует отметить, что договоры аренды заключаются сроком от 1 до 5 лет и не предусматривают возможности последующего выкупа, имущество находится на балансе арендодателя.
2) В результате проведенного опроса (см. п. 3.2.7) нами получены сведения о розничной реализации топлива от 31 из 45 владельцев АЗС, в т.ч. от всех фирм, доля которых по количеству ТРК превышает 1%. По остальным ХС объемы реализации рассчитаны на основании косвенных данных: объемов хранения топлива на нефтебазах "Ручьи" и "Красный нефтяник", количества имеющихся ТРК по видам топлива, сроков заключения договоров аренды АЗС и ТРК с АО "Нефто Комби" (в расчетной таблице эти ХС помечены знаком *). Таким образом, с высокой, на наш взгляд, степенью вероятности определен объем розничного рынка и показатели его концентрации.
Расчеты дали следующие результаты (за 1994 г.):
+------------------------------------------------------------------+
¦Количество ХС ¦ Доля в % по видам топлива ¦
¦ +-------------------------------------------------¦
¦ ¦ДТ ¦бензин ¦А-76 ¦АИ-92 и др. ¦
+------------------------------------------------------------------+
- "Нефто Комби" 57,4 48,7 63,5 32,8
- 1 ХС 12,2 9,3 3,0 16,0
- 1 ХС 8,0 7,2 7,6 6,7
- 1 ХС 1,4 3,8 3,0 4,7
- 1 ХС 0,4 3,8 2,2 5,4
- 4 ХС менее 3%
- 3 ХС менее 2%
- 33 ХС менее 1%
Для характеристики концентрации рынка нами использована следующая система показателей:
- численность ХС, действующих на рынке;
- коэффициенты концентрации (сумма долей 2-х, 3-х и 10-ти крупнейших фирм);
- индексы Герфиндаля (сумма квадратов процентных долей всех ХС, действующих на рынке).
Результаты расчетов представлены в таблице 30.
Очевидно, что несмотря на то, что на рынке действуют не менее 45 конкурентов, размеры долей мелких фирм не сопоставимы с долей "Нефто Комби" (CR 1). Хотя в 1994 г. по сравнению с 1993 г. степень концентрации рынка несколько снизилась, все же данный рынок относится к высококонцентрированным, причем по типу это монополизированный рынок, т.е. рынок с небольшим количеством ХС, один из которых занимает доминирующее положение, а другие не имеют возможности существенного влияния на рыночную ситуацию.
По видам топлива наибольшая концентрация наблюдается на рынках дизтоплива и бензина А-76 - следует отметить, что это основные виды топлива для автотранспорта городского хозяйства.
На рынке высокооктановых бензинов концентрация несколько ниже, необходимо отметить появление здесь новой динамично развивающейся фирмы - АО "Петро Сервис", учрежденной финским концерном "Несте Ойл" и ориентированной, в основном, на поставку в Санкт-Петербург и Северо-Западный регион "элитных" сортов бензина из Финляндии. В 1994 г. доля АО "Петро Сервис" на этом сегменте рынка уже сопоставима с долей "Нефто Комби".
Таблица 30
Показатели концентрации розничного рынка
автомобильного топлива
+------------------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦ 1993 ¦1994 ¦ в том числе ¦
¦показателя ¦ ¦ +------------------------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ 1 кв. ¦ 2 кв.¦ 3 кв. ¦ 4 кв.¦
+--------------------+--------+-----+-------+------+--------+------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+------------------------------------------------------------------+
1. Дизельное топливо
- количество ХС 11 17 13 15 15 16
- индексы Герфиндаля
HI (общ.) 5816 3587 3879 3293 3866 3344
HI (1) 5670 3295 3576 2957 3624 3069
- коэффициенты
концентрации
CR (1) 75,3 57,4 59,8 54,1 60,2 55,4
CR (2) 83,8 69,6 74,8 67,9 70,2 66,0
CR (3) 89,8 77,6 82,8 77,3 78,5 72,7
СR (10) 100,0 93,1 98,3 97,0 96,7 96,2
2. Бензин всего
- количество ХС 18 38 26 27 34 38
- индексы Герфиндаля
HI (общ.) 4850 2587 3140 2755 2630 2100
HI (1) 4733 2372 2948 2520 2421 1858
- коэффициенты
концентрации
CR (1) 68,8 48,7 54,3 50,2 49,2 43,1
CR (2) 75,5 58,0 63,2 60,1 57,6 52,9
CR (3) 80,4 65,2 70,1 68,2 65,1 59,3
CR (10) 97,0 85,7 87,2 87,3 86,3 83,2
в том числе:
3. Бензин А-76
- количество ХС 18 30 23 24 27 30
- индексы Герфиндаля
HI (общ.) 6532 4149 4763 4129 4102 3786
HI (1) 6480 4032 4651 3982 3982 3672
- коэффициенты
концентрации
CR (1) 80,5 63,5 68,2 63,1 63,1 60,6
CR (2) 84,8 71,1 75,5 72,0 70,9 67,2
CR (3) 88,7 75,2 80,2 76,5 74,7 71,6
CR (10) 97,8 89,3 92,7 92,4 90,1 87,1
4. Бензин АИ-92 и выше
- количество ХС 18 37 26 26 33 37
- индексы Герфиндаля
HI (общ.) 2877 1516 1827 1783 1632 1134
HI (1) 2560 1076 1429 1362 1211 600
- коэффициенты
концентрации
CR (1) 50,6 32,8 37,8 36,9 34,8 24,5
CR (2) 61,6 48,8 52,7 52,5 50,2 42,0
CR (3) 71,0 55,5 59,1 59,7 57,3 48,8
CR (10) 94,7 84,1 89,2 86,8 84,6 81,0