В непроизводственном секторе городской экономики до последнего времени отмечаются наиболее высокие темпы роста цен и тарифов, что в значительной степени связано с их заниженным уровнем в результате государственного регулирования (например, в жилищно-коммунальном хозяйстве). По данным Петербургкомстата, за 1994 год стоимость платных услуг населения выросла в 8,2 раза, причем самые высокие темпы отмечались по водоснабжению (99 р.), квартплате в муниципальном фонде (50 р.), в ЖСК (24 р.), горячем водоснабжении (45 р.), отоплении (26 р.). Стоимость бытовых услуг выросла в 4 раза, из них услуги прачечных - в 13 раз.
Многие социально значимые услуги население города получает от предприятий, положение которых на рынке можно охарактеризовать как естественную монополию. Вопросам анализа и рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования этой категории производителей будет посвящен раздел 2. По некоторым из других важных видов бытовых услуг (услуги химчисток, прачечных, бань и др.) анализ будет приведен в следующих пунктах.
В январе 1992 г. в региональный раздел Реестра предприятий и объединений монополистов были включены 8 предприятий, оказывающих различные виды услуг населению:
Арендное предприятие "Техтрансавтосервис" (заправка сжиженным газом личного автотранспорта),
Арендное предприятие "Ленгаз" (эксплуатация газового хозяйства города),
Объединение "Лотос" (химическая чистка и крашение одежды),
Арендное предприятие "Автотехобслуживание" (техническое обслуживание личного автотранспорта, предоставление мест в гаражах-гостиницах),
Объединение арендных предприятий "Орбита-сервис" (техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры),
Арендное предприятие "Ровесник" (ремонт одежды),
Муниципальное территориально-производственное предприятие "Услуга" (бытовое обслуживание населения),
Объединение "Сокол" (ремонт бытовых машин и приборов).
Кроме уже упоминавшихся объединений оптовой торговли продовольственными товарами, из республиканского в региональный раздел Реестра были переведены 6 оптовых предприятий: арендные предприятия оптовой торговли швейными, трикотажными изделиями и обувью объединений "Росторгодежда" и "Рособувьторг", оптовые предприятия ассоциаций "Роскультторг" и "Росхозторг", торговое арендное предприятие "Галантерея". Однако положение этих предприятий на рынке существенно менялось. Большинство производителей перешло к самостоятельной работе с розничной сетью и потребителями в других регионах как напрямую, так и через новые коммерческие структуры.
На эти предприятия также распространялись меры государственного регулирования ценообразования. Например для предприятий оптовой торговли устанавливался предел рентабельности - 3% к товарообороту, по услугам снабженческо-сбытовых организаций - 50% к издержкам обращения.
Перечень предприятий, включенных первоначально в Реестр монополистов по предоставлению услуг, изменялся за счет исключения из него объединений бытового обслуживания, которые распадались на самостоятельные конкурирующие субъекты или теряли доминирующее положение вследствие появления многочисленных конкурентов - новых коммерческих структур.
Например, Муниципальное предприятие "Услуга" было создано на базе Территориального производственного объединения бытового обслуживания населения, которое имело в ведомственном подчинении всю городскую сеть служб быта. На основании Указа Президента РФ "О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР" эти предприятия вышли из состава объединения и получили статус самостоятельных юридических лиц. Само МТПП "Услуга", помимо производственной деятельности (услуги парикмахерские, ремонт бытовых машин, металлоизделий, кожгалантереи, изготовление мебели), оказывает консультационные и аудиторские услуги.
ПО "Сокол", включенное в Реестр по виду услуг - ремонт бытовых машин и приборов, по состоянию на 1989 г. включало в свой состав 177 мастерских, расположенных во всех районах города. После принятия упомянутого Указа Президента - из ПО "Сокол" выделились 115 структурных подразделений, на базе которых было создано 5 малых предприятий и 27 товариществ с ограниченной ответственностью. Само объединение было реорганизовано в акционерное общество "Сокол", действующее на базе производственной площадки на Ириновском пр., двух мастерских и четырех приемных пунктов. Доля этого общества по ремонту бытовых холодильников, стиральных машин, сложной бытовой техники (кофемолок, насосов, моторов и т.п.) незначительна. Кроме того, обслуживание населения было убыточным видом деятельности для данного предприятия. Убыток покрывался за счет обслуживания промышленных предприятий по ремонту промышленных машин и приборов (холодильников, стиральных машин, т.п.) и сборки бытовых холодильников из комплектующих узлов с последующей реализацией.
До 1992 г. Объединение арендных предприятий "Орбита-сервис" представляло собой производственно-хозяйственный комплекс, осуществлявший работы по техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры на территории Санкт-Петербурга и области. В состав объединения входило 25 технических центров в качестве структурных подразделений. После Указа Президента КУГИ Санкт-Петербурга принял решение о разделении объединения на 36 самостоятельных частных предприятий. На базе головной площадки было создано ТОО "Производственно-коммерческая фирма "Орбита-сервис". В настоящее время в Санкт-Петербурге, кроме хозяйствующих субъектов, входивших ранее в состав объединения "Орбита-сервис", бытовым обслуживанием радиоэлектронной аппаратуры занимается множество вновь созданных коммерческих фирм, а также представители заводов-изготовителей. Спецификой этого вида обслуживания является то, что его организация не требует наличия производственных площадей (обслуживание на дому у клиентов), что делает этот рынок достаточно открытым для новых поставщиков. Таким образом, в результате процессов коммерциализации и приватизации сферы обслуживания бытовой радиоаппаратуры данный рынок приобрел черты вполне конкурентного.
После реорганизации АП "Автотехобслуживание" и образования независимых хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по хранению автотранспортных средств в отапливаемых гаражах (ТОО "Гикс", ТОО "Лемикс" и др.), данное предприятие было исключено из регионального раздела Реестра. На принятие этого решения повлиял учет наметившихся тенденций в изменении иституциональной структуры данного рынка услуг, в частности, тот факт, что сдавать в аренду крытые гаражи стали таксопарки города. В свою очередь это стало возможным после их акционирования и приобретения прав самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность.
В настоящее время в региональном разделе Реестра находится одно предприятие розничной торговли - АО "Нефто-Комби" (розничная продажа бензинов и дизельного топлива). На его деятельность оказывает влияние вертикальная интеграция существующей в нефтяном и нефтеперерабатывающем комплексе страны (что регламентировано рядом законодательных и нормативных актов федерального уровня).
С другой стороны, монополизация потенциально вполне конкурентной сферы розничной торговли и отсутствие стимулов к эффективной организации работы создает критические ситуации в снабжении автомобильного городского транспорта, включая такие социально значимые его виды, как медицинский, специализированный и общественный транспорт. Это послужило основанием для возбуждения против АО "Нефто-Комби" дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Общий анализ и предложения по реформированию данной отрасли сделаны в п. 1.10.
В региональный раздел Реестра предприятий-монополистов включены также 16 государственных производственных ремонтно-эксплуатационных предприятий (ПРЭО) по обслуживанию, технической эксплуатации и коммунальному обеспечению жилищного фонда на административно закрепленной территории.
Отсутствие конкуренции в данной сфере связано с политикой государственного регулирования жилищно-коммунального хозяйства, предоставлением действующим в ней предприятиям муниципальных дотаций в целях сдерживания роста цен на жилищно-коммунальное обслуживание. Соответственно развитие конкуренции на этом рынке зависит от быстроты перехода к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг, предусмотренного Постановлением Правительства РФ N 935 от 22.09.93. Одновременно подлежит реформированию сама муниципальная система контроля и регулирования этой сферы городского хозяйства с учетом уже реально появившихся альтернативных вариантов эксплуатации жилищного фонда (кондоминиумы). В связи с особой социальной значимостью данного вида услуг его исследование будет более детально проведено в п. 1.12.
В Реестре предприятий-монополистов по Санкт-Петербургу находятся в настоящее время 6 транспортных предприятий (включая Октябрьскую железную дорогу, Балтийское морское пароходство, Авиационное предприятие "Пулково", Пассажиравтотранс, Горэлектротранс, метрополитен и Морской порт), 3 предприятия связи (АООТ "Петербургская телефонная сеть, АООТ "СПб международный междугородный телефон", АООТ "СПб телеграф"), 3 энергообеспечивающих предприятия (АООТ "Ленэнерго", ГП "Топливно-энергетический комплекс СПб", Сестрорецкое ГП "Теплоэнерго"), ГП "Водоканал Санкт-Петербурга", АП "Ленгаз", ГП "Ленинградский радиотелевизионный передающий центр" (услуги по эфирной трансляции телевизионных программ), 2 предприятия ритуальных услуг (Специализированное производственно-бытовое государственное предприятие и ГП "СПб крематорий").
Есть в Реестре предприятия, деятельность которых непосредственно не связана с обслуживанием населения, но опосредованно, через другие хозяйственные структуры, существенно влияет на качество бытовых и социальных услуг, предоставляемых горожанам. Например, в Реестре находится самая крупная медицинская страховая компания, работающая в сфере обязательного медицинского страхования и предоставляющая другим страховым компаниям услуги своего расчетного узла.
В апреле 1994 г. в региональный Реестр включено два предприятия, осуществляющих транспортное обслуживание медицинских учреждений (Объединение санитарного автотранспорта и Автобаза скорой и неотложной помощи), два автотранспортных предприятия, перевозящих бытовые отходы из районных жилищных организаций, и АП "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов N 1". По приему и оформлению документов на обмен и бронирование жилых помещений в Реестр включено ГП "Горжилобмен".
Таким образом, исходя из анализа структуры и современного состояния рынков потребительских услуг можно сделать следующие общие выводы и рекомендации:
1. Рынки большинства бытовых и иных видов непроизводственных услуг локализованы, как правило, в пределах административных границ города. Географические границы могут быть определены даже в пределах более узких территорий в связи с отсутствием у потребителей возможности или целесообразности получения этих услуг в отдаленных от места жительства районах.
Таким образом, регулирование экономических процессов на этих локальных рынках отвечает задачам местных органов власти и управления, так как