ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  

от 25 января 1996 года N 2



О "Программе демонополизации
экономики и развития конкуренции
на рынках Санкт-Петербурга"


В целях реализации Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), утвержденной постановлением Правительства РФ от 09.03.94 N 191, и создания эффективной конкурентной среды на товарных рынках Санкт-Петербурга, обеспечивающей:

- рациональные структурные преобразования в экономике, формирование оптимальной специализации региона, достижение устойчивых конкурентных преимуществ на республиканском и мировом рынках;

- повышение эффективности функционирования местных рынков, их насыщение качественными и доступными массовому потребителю товарами и услугами, решение на этой основе острых экономических и социальных проблем, подъем предпринимательской активности и жизненного уровня населения;

- внедрение в общественное сознание и деловую практику цивилизованных форм предпринимательской деятельности и защиты прав и интересов потребителей;

- создание условий, способствующих изменению целей и механизмов государственного регулирования и контроля на конкурентных рынках и в отраслях с естественной монополией,

Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Санкт-Петербурга на 1996 год.

2. Комитету экономики и финансов предусмотреть в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 1996 год средства на финансирование научно-исследовательских работ по обеспечению реализации мероприятий, предусмотренных проектом программы.

3. После утверждения бюджета Санкт-Петербурга на 1996 год внести на утверждение Комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга по оперативным вопросам Перечень мероприятий демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Санкт-Петербурга на 1996 год с учетом объема средств, предусмотренных в бюджете на 1996 год на указанные цели.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя мэра Санкт-Петербурга - председателя Комитета экономики и финансов.


     Мэр - Председатель Правительства
     Санкт-Петербурга
                                     А.А.Собчак

     

УТВЕРЖДАЮ
Мэр - Председатель Правительства
Санкт-Петербурга
А.А.Собчак

Программа
демонополизации экономики
и развития конкуренции на рынках
Санкт-Петербурга

     

Основные направления

     

ЧАСТЬ I

Определение цели и приоритетов программы
демонополизации экономики и развития конкуренции
на рынках Санкт-Петербурга

     

1. Цель и методологические основы разработки
программы демонополизации

Политика демонополизации и развития конкуренции должна являться неотъемлемой составной частью процесса рыночных реформ, ее конечная цель - повышение эффективности экономики и обеспечение условий экономического роста.

Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Санкт-Петербурга разрабатывается как часть стратегии социально-экономического развития города, основывается на ее принципиальных положениях и на осуществленном в ее рамках анализе общей социально-экономической ситуации и особенностей экономики Санкт-Петербурга на современном этапе.

Программа разрабатывается в соответствии с логикой и требованиями, содержащимися в Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.94 N 191, а также в утвержденных ГКАП РФ Методических рекомендациях по разработке региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции на региональных (местных) товарных рынках, других методических документах ГКАП РФ.

     

1.1. Цель программы

Основная цель программы - создание эффективной конкурентной среды на товарных рынках Санкт-Петербурга, обеспечивающей:

- рациональные структурные преобразования в экономике, формирование оптимальной специализации региона, достижение устойчивых конкурентных преимуществ на республиканском и мировом рынках;

- повышение эффективности функционирования местных рынков, их насыщение качественными и доступными массовому потребителю товарами и услугами, решение на этой основе острых экономических и социальных проблем, подъем предпринимательской активности и жизненного уровня населения;

- внедрение в общественное сознание и деловую практику цивилизованных форм предпринимательской деятельности и конкурентной борьбы, защиты прав и интересов потребителей;

- создание условий, способствующих изменению целей и механизмов государственного регулирования и контроля на конкурентных рынках и в отраслях с естественной монополией, отказу от прямого административного вмешательства в региональные экономические процессы и переориентации местных органов власти на выполнение функций в рамках традиционной сферы компетенции государства (охрана правопорядка, социальная защита и т.п.).

1.2. Методы демонополизации и развития конкуренции

В соответствии с положениями современной научной экономической литературы, методическими документами и рекомендациями можно определить следующий перечень методов демонополизации товарных рынков, которые могут использоваться в программе:

снижение административных и экономических барьеров на вход на рынок новых поставщиков продукции и услуг;

разукрупнение и разделение отдельных производителей и их объединений;

создание конкурирующих экономических структур путем государственной поддержки предпринимательства и инвестиций, строительства новых предприятий, диверсификации и перепрофилирования действующих производств;

пресечение монополистической деятельности в сферах производства и распределения продукции (работ, услуг) и недобросовестной конкуренции на региональных товарных рынках;

стимулирование роста платежеспособного спроса населения региона и защита прав потребителей;

поддержка формирования рынков новых видов товаров, расширения сферы обращения продукции местных производителей, выхода их на республиканский и мировой рынки.

     

2. Особенности экономики Санкт-Петербурга
и определение приоритетов ее демонополизации

Задача анализа рынков по всем товарным группам в целях определения их характеристик, наличия эффективной конкуренции, целесообразности и путей демонополизации является нереальной из-за ее масштабов, ограниченности сил, средств и времени.

Поэтому необходим обоснованный выбор приоритетов демонополизации.

Демонополизация экономики региона должна рассматриваться как поэтапный процесс, основанный на последовательном выборе и корректировке приоритетов и основных направлений на конкретно заданный срок с учетом меняющейся ситуации.

Выбор приоритетных направлений демонополизации экономики региона вытекает из особенностей последней и может основываться на следующих критериях:

решение наиболее актуальных экономических проблем региона;

социальная значимость товарных групп, их принадлежность к продукции жизнеобеспечения;

принадлежность товарных групп к продукции основных, имеющих наибольший удельный вес и значение, отраслей региональной экономики;

предотвращение наиболее острых локальных кризисных и конфликтных ситуаций в отдельных сферах, спровоцированных неадекватным состоянием конкуренции.

Дополнительным критерием выбора конкретных товарных рынков в рамках выбранных приоритетных направлений демонополизации должно служить наиболее сильное проявление признаков неконкурентной структуры рынка, таких как:

(1) высокая степень концентрации производства,

(2) случаи монополистической деятельности производителей или поставщиков,

(3) длительный рост цен, превышающий среднерегиональный или среднеотраслевой уровень, дефицит продукции (услуг),

(4) намечающиеся неблагоприятные отраслевые структурные сдвиги (низкий коэффициент   использования    производственной    мощности, перепрофилирование производств).

При разработке мер по демонополизации отдельных отраслей должна учитываться степень изменчивости ситуации на соответствующих товарных рынках. Осуществление долгосрочных и дорогостоящих мероприятий по изменению структуры отраслей и конкурентной среды целесообразно лишь в случаях, когда выявленные в них тенденции не противоречат намеченным мерам и возможные перемены не смогут погасить их положительный эффект.

Признанной приоритетной сферой антимонопольной политики в любой экономике является контроль за деятельностью естественных монополий.

Анализ ситуации в Санкт-Петербурге показывает недостаточность контроля со стороны общества за деятельностью производителей в сфере естественных монополий, включая такие жизненно важные отрасли как снабжение электроэнергией и газом, теплоснабжение, водоснабжение и канализация, некоторые виды транспорта, связь. Пресечение монополистической деятельности в этих сферах является одной из актуальных проблем экономического развития Санкт-Петербурга. Поэтому первое приоритетное направление демонополизации для Санкт-Петербурга можно определить как

налаживание механизма регулирования и демонополизация (поиск и развитие рынков товаров-субститутов) естественных монополий.

Социальная значимость товаров и услуг определяется их устойчивым присутствием в структуре массового потребительского спроса.

Формально - это продовольственные продукты, включаемые государственными органами и статистикой в потребительскую корзину. Перечень из 19 таких продуктов служит базой расчета минимального потребительского бюджета, на котором в свою очередь основан расчет минимальной заработной платы. Кроме того, это услуги и непродовольственные товары, относящиеся к продукции жизнеобеспечения.

С учетом дополнительного критерия - признаков неконкурентной структуры рынка - из рынков 19 продовольственных товаров, включенных в минимальную потребительскую корзину, для подробного анализа при разработке программы выбраны:

рынок мяса и мясных продуктов,

рынок молока и молочных продуктов,

рынок хлебопродуктов.

По ряду других рынков потребительских товаров проводится краткий анализ ситуации с соответствующими выводами.

Ряд особенностей экономики Санкт-Петербурга оказывает существенное влияние на состояние и возможные пути развития конкуренции на региональных рынках:

1. Высокая степень концентрации производства, которая, с одной стороны, возникла в результате проводившейся ранее государством политики специализации предприятий и организационного их укрупнения путем создания объединений, с другой стороны, для многих отраслей промышленности города является объективным требованием, связанным с экономией на масштабах производства. По данным статистики около 85% промышленного производства в городе сосредоточено на средних и крупных предприятиях, причем, на долю отрасли, где сосредоточено большинство крупных предприятий - машиностроение и металлообработка - приходилось в 1994 г. 37% объема выпуска.

2. Значительный удельный вес крупных предприятий и организаций военно-промышленного комплекса, где, с одной стороны, сосредоточен научно-технический потенциал, способный обеспечивать конкурентоспособность предприятий на межрегиональном и международном рынках, с другой стороны, накопились острые социально-экономические проблемы, существенно влияющие на обстановку в регионе (спад производства, безработица), тормозящие становление конкурентной среды.

3. Для значительной части предприятий, как государственных, так и приватизированных, по-прежнему характерен нерыночный тип поведения - ориентация не на свои силы и приспособление к спросу, а на получение льгот и поддержки от властей, укрепление монопольного положения на рынке при их помощи. С другой стороны, действия городских органов власти часто соответствуют таким ориентациям и подкрепляют их. Унаследованные от командной системы неформальные связи между крупными предприятиями и органами управления способствуют тенденции к государственно-монополистическим антиконкурентным соглашениям.

4. Большинство предприятий находятся в сильной зависимости от поставщиков сырья из других регионов. Высокая степень концентрации на отдельных региональных рынках иногда связана с необходимостью противопоставить рыночной силе поставщиков сырья объединение средств и закупочной политики предприятий-переработчиков. В то же время значительная часть продукции предприятий Санкт-Петербурга вывозится за пределы города.

Обобщение указанных особенностей экономики Санкт-Петербурга позволяет сформулировать в качестве одной из главных проблем региона проблему крупных предприятий, в которой вместе с тем фокусируется неадекватность конкуренции и необходимость демонополизации применительно к рынкам значимых и имеющих большой удельный вес в экономике региона товарных групп.

Необходимость развития конкуренции на региональных рынках и, вместе с тем, учет того, что географические границы рынков продукции крупных предприятий Санкт-Петербурга, как правило, существенно шире региональных рамок, требуют обеспечения при проведении политики демонополизации двух в определенной мере противоречащих друг другу условий:

(1) общности экономического пространства, формирования рыночной среды на   основе   механизмов   межрегиональной   и   международной конкуренции;

(2) политики защиты региональных интересов, местных товарных рынков и разумного протекционизма в отношении местных предприятий.

Исходя из сказанного в качестве одного из приоритетных направлений демонополизации экономики Санкт-Петербурга следует определить такую комплексную задачу как изменение положения крупных промышленных предприятий в рыночной среде и стратегии их поведения на рынке. Данное направление предполагает:

повышение конкурентоспособности указанных предприятий на межрегиональных и международных рынках;

создание условий для улучшения экономического и финансового положения указанных предприятий через усиление рыночной ориентации их поведения, приспособления к спросу, активной конкурентной позиции.

Актуальной проблемой для экономики Санкт-Петербурга в соответствии с разрабатываемой стратегией социально-экономического развития является стимулирование частного предпринимательства, в том числе мелкого и среднего, привлечение в регион российских и иностранных инвестиций, создание благоприятного делового и инвестиционного климата.

Появление большого числа новых хозяйствующих субъектов должно повышать уровень конкуренции на региональных рынках, создавать конкуренцию крупным предприятиям, стимулируя их рыночную активность, а также вбирать недоиспользуемые и высвобождаемые последними факторы производства (недвижимость, оборудование, рабочую силу), снижать остроту ряда социальных проблем (обеспечение рабочих мест, насыщение потребительского рынка, расширение социальной инфраструктуры).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»