ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 1996 года № 270
О концепции и программе лекарственного
обеспечения в области
_________________________________________
Утратило силу с 11 апреля 2005 года на основании
указа губернатора Пермской области от 31 марта 2005 года № 52
(Газета "Ведомости" от 1 апреля 2005 года № 57 (1339))
_________________________________________
С целью наиболее полного удовлетворения потребности населения области в медицинской продукции, поддержания качества лекарственной помощи на должном уровне, обеспечения доступности лекарственных средств для социально незащищенных групп населения
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить концепцию лекарственного обеспечения населения области (приложение 1).
2. Утвердить областную целевую программу лекарственного обеспечения населения области на 1996-1997 гг. (приложение 2).
3. Финансовому управлению, управлению здравоохранения, фармацевтическому управлению администрации области при формировании областного бюджета предусматривать финансирование мероприятий областной целевой программы лекарственного обеспечения населения области на 1996-1997 гг.
4. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области разработать в рамках целевой программы конкретные мероприятия по улучшению лекарственного обеспечения населения и организации фармацевтической деятельности.
5. Координацию действий программы и ее выполнение возложить на управление здравоохранения и фармацевтическое управление администрации области.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя губернатора области Боева В.С.
И.о.губернатора области
И.Н.Шубин
К О Н Ц Е П Ц И Я
лекарственного обеспечения населения области
1. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Новые организационные и экономические условия, в которых в настоящее время идет формирование рыночных отношений в области, оказывают большое влияние на здравоохранение и, прежде всего, на состояние системы лекарственного обеспечения. Жесткая централизованная система производства, закупок и распределения лекарств, поддерживавшая определенный уровень функционирования государственного здравоохранения, оказалась разрушенной.
Сокращение государственного финансирования здравоохранения, отмена государственных дотаций на закупаемую медицинскую продукцию привели к повышению цен и снижению покупательской способности. Разгосударствление системы дистрибуции и розничной продажи лекарственных средств, снижение уровня управления и контроля за деятельностью промышленных предприятий, системой обращения лекарств, отсутствие новой законодательной базы явились основными причинами снижения качества лекарственного обеспечения. Аптечная система не смогла обеспечить учреждения здравоохранения и население лекарствами в необходимом ассортименте и объемах.
В результате потребность области в лекарствах удовлетворяется на 65%, в том числе по отечественной продукции - на 30%, по лекарственным средствам, закупаемым по импорту, - на 35%.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Цель концепции - формирование политики в области лекарственного обеспечения населения, принятие исчерпывающих мер по совершенствованию деятельности государственной, муниципальной и частной аптечной службы, повышению ее эффективности, улучшению качества лекарственной помощи населению.
Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:
управление и обеспечение контроля за фармацевтической деятельностью аптечных учреждений и предприятий;
обеспечение доступности лекарственной помощи для населения, в том числе для лиц, имеющих право на льготы;
повышение эффективности использования бюджетных средств;
координация деятельности оптовых и розничных фармацевтических предприятий на фармацевтическом рынке;
гарантирование качества реализуемых лекарств в соответствии с требованиями нормативно-технической документации;
лицензирование и аккредитация аптечных учреждений и предприятий;
изыскание возможности производства лекарственных средств с учетом использования местных сырьевых и природных ресурсов на промышленных предприятиях области;
реализация кадровой политики, направленной на подготовку кадров, способных эффективно работать в рыночных условиях;
формирование единого информационного пространства на основе использования современных информационных технологий и средств связи;
разработка мер, обеспечивающих реальное осуществление лекарственного обеспечения населения в условиях медицинского страхования;
совершенствование системы взаимодействия научноисследовательской деятельности с практической фармацией.
Для практической реализации концепции потребуется разработка конкретной программы действий, согласованной со всеми заинтересованными ведомствами.
3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Для решения задач в соответствии с концепцией определены основные принципы лекарственного обеспечения населения области:
качество, доступность и безопасность лекарственной помощи;
выделение в структуре фармацевтического рынка государственного сектора и сектора свободной торговли;
разумное сочетание процессов централизации и децентрализации управления аптечной службой;
равноправие в осуществлении фармацевтической деятельности организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на конкурсной основе;
дифференциация аптечных учреждений по экономической жизнеспособности, обусловленной месторасположением аптек (городские, сельские), выполнением производственных функций, участием в государственных программах;
устранение противоречий между социальной значимостью и доступностью лекарственной помощи и прибыльностью аптек;
сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования в сфере лекарственного обращения;
выделение приоритетов в организации лекарственного обеспечения и финансирования;
научная обоснованность реформирования фармацевтической службы.
Реализация концепции в совокупности со своевременными и адекватными мерами государственного управления и контроля позволит осуществлять наиболее полное удовлетворение потребности населения области в медицинской продукции, обеспечить доступность лекарственных средств для социально незащищенных групп населения, поддержать качество лекарственной помощи на должном уровне и сформировать цивилизованный фармацевтический рынок, а также систему управления им.
4. ЛЕКАРСТВЕННЫЙ РЫНОК ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
Лекарственнный рынок области представлен тремя звеньями:
производственным;
оптовым;
розничным.
4.1 Производственное звено - это два основных предприятия-изготовителя (НПО "Биомед" и галеново-фармацевтическое производство ГОП "Пермфармация") и ряд промышленных предприятий области (Сорбент, НПО имени С.М.Кирова, АО "Уралкалий", АО "Бератон", АО "Сода", АО "Азот"), выпускающих около 150 наименований лекарственных препаратов, что составляет примерно 4% от всей номенклатуры лекарственных средств, зарегистрированных в Государственном реестре.
Особое значение в условиях спада производства в целом по России приобретает проблема поддержки местных производителей медицинской продукции.
Для этого необходимо:
выделение отдельной строкой в областном бюджете средств для финансирования увеличения выпуска лекарственных препаратов, крайне необходимых лечебно-профилактическим учреждениям и населению области;
привлечение инвестиций для освоения на предприятиях области выпуска новых лекарств и внедрения новых технологий;
привлечение научных и производственных лабораторий Фармацевтической академии, НИИ полимерных материалов, Института технологической химии для разработки технологий и мелкосерийного производства лекарственных препаратов по согласованной номенклатуре;
привлечение предприятий местной промышленности к производству продукции медицинского назначения;
введение льгот по оплате энергоресурсов, тепло- и водоснабжения для предприятий, выпускающих лекарственные препараты, и аптек, занимающихся изготовлением лекарств;
создание системы экспертиз для оценки проектов в целях привлечения инвестиций в местную фармацевтическую промышленность.
4.2 Оптовое звено - это государственное областное предприятие "Пермфармация" и около 150 оптово-посреднических структур негосударственной формы собственности.
Появление на фармацевтическом рынке такого количества оптовиков позволяет аптекам иметь практически полный ассортимент медикаментов по всем фармакологическим группам, включая самые высокоэффективные препараты, которые раньше не закупались. Конкуренция среди них сыграла положительную роль в выравнивании оптовых цен и приближении их к ценам изготовителя.
К мерам, регулирующим деятельность оптового звена, следует отнести:
единые требования к оптовым предприятиям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;
сохранение в государственной собственности государственного областного предприятия "Пермфармация" как основного оптового звена, обеспечивающего реализацию федеральных и областных программ охраны здоровья населения области.
4.3 Розничное звено - это аптечные учреждения и предприятия государственной, муниципальной и частной форм собственности. Их в области функционирует 311.
Аптеки в большинстве - экономически самостоятельные, многие из них имеют мелкорозничную сеть. В настоящее время все городские аптеки рентабельны, среди них нет банкротов, хотя финансовое положение их достаточно сложное. Хуже обстоят дела сельских аптек, многие из которых убыточны или имеют минимальную рентабельность.
Особое место в розничном звене занимают коммерческие аптечные киоски, созданные оптовыми коммерческими фирмами.
Анализ ситуации показывает, что меры регулирования розничного звена должны быть нацелены на:
определение нормативов и принципов рационального размещения аптек и мелкорозничной сети с учетом особенностей Пермской области;
организацию лекарственного обеспечения сельского населения;
регулирование деятельности государственных и муниципальных аптечных предприятий на основе контракта, заключаемого ими с учредителем (или органом, осуществляющим финансирование), по обеспечению государственных нужд;
сохранение в государственной и муниципальной собственности аптечных учреждений, имеющих особое значение для государственной и муниципальной систем здравоохранения и осуществляющих лекарственное обеспечение в рамках государственных нужд;
организация оптово-розничных предприятий, создаваемых на базе нерентабельных аптек и крупных фармацевтических оптовых фирм.
Расширение частного сектора розничного звена за счет открытия новых частных аптек.
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
5.1 Обеспечение медикаментами льготных категорий граждан.
Наибольшее социальное напряжение вызывает проблема обеспечения медикаментами граждан, имеющих право на льготы. Система обеспечения медикаментами этих категорий граждан строится с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 710 "О порядке и нормах льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения инвалидов Великой Отечественной войны и других групп населения в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и реальных финансовых возможностей местного бюджета.
Существующая в настоящее время система не оправдала надежд ни больных, ни специалистов.
Несвоевременное погашение аптечным предприятиям задолженности по льготному отпуску ограничивает их возможность обеспечить наличие необходимых жизненно важных лекарств и препаратов обязательного ассортимента.
Средства на оплату лекарств гражданам, имеющим право на льготы, должны предусматриваться в бюджетах всех уровней и фондов обязательного медицинского страхования и фиксироваться отдельной защищенной строкой.
В программе льготного обеспечения участвуют все аптеки вне зависимости от форм собственности, с учетом их посещаемости.
Выписка медикаментов больному осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем препаратов, что не лишает врача права в случае жизненной необходимости назначить препарат, не вошедший в перечень.
Предоплату аптекам за отпускаемые медикаменты производят органы и учреждения здравоохранения в соответствии с выставляемым счетом.
Закуп медикаментов, подлежащих отпуску льготным категориям больных, имеют право осуществлять все оптовые предприятия, работающие на лекарственном рынке г.Перми и области.
Ежемесячно объявляется тендер на закуп у оптовых предприятий медикаментов для льготного отпуска.