от 13 июня 1989 года N 421
О правилах застройки Ленинграда
(с изменениями на 25 июля 1991 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 27 ноября 2009 года на основании
Закона Санкт-Петербурга
от 30 октября 2009 года N 458-88
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 25 июля 1991 года N 143-р.
____________________________________________________________________________________
В целях реализации застройки и благоустройства города в соответствии с Генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.12.87 N 1387, укрепления градостроительной дисциплины Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета народных депутатов РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемые Правила застройки Ленинграда, разработанные Главленархитектурой.
2. Установить, что Правила застройки Ленинграда обязательны для всех государственных организаций, предприятий, учреждений, кооперативных, общественных и иных организаций независимо от их ведомственной принадлежности, а также отдельных граждан, осуществляющих проектирование и строительство в Ленинграде и на территориях, административно подчиненных Ленинградскому городскому Совету народных депутатов.
3. Главленархитектуре издать типографским способом Правила застройки Ленинграда и разослать их заинтересованным организациям.
4. Редакциям газет "Ленинградская правда" и "Ленинградский рабочий" опубликовать информацию о Правилах застройки Ленинграда.
5. Считать утратившими силу решения Исполкома Ленсовета от 20.11.59 N 49-2-п "Об утверждении Правил застройки Ленинграда и его пригородов" и от 25.04.61 N 456 "О частичном изменении "Правил" застройки Ленинграда и его пригородов".
Председатель Исполкома
В.Я.Ходырев
Заместитель секретаря - заместитель председателя
В.И.Матвиенко
УТВЕРЖДЕНЫ
решением Исполкома Ленсовета
от 13.06.89 N 421
Правила
застройки Ленинграда
(с изменениями от 25 июля 1991 года)
1.1. Правила застройки Ленинграда, населенных пунктов и территорий, административно подчиненных Ленинградскому городскому Совету народных депутатов, разработаны во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.12.87 N 1387 "О Генеральном плане развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года". Правила регламентируют градостроительную деятельность на территории Ленинграда, исходя из следующих основных положений Генерального плана:
развитие и совершенствование отраслей социально-культурного комплекса и его материально-технической базы в целях дальнейшего улучшения условий труда, быта и отдыха населения, укрепления его здоровья, удовлетворения духовных интересов и развития общественной активности;
улучшение общей экологической обстановки в городе и области;
приоритетное развитие существующих и строительство новых предприятий и объектов, необходимых для обслуживания населения, нужд жилищно-гражданского строительства, коммунального хозяйства и транспорта;
вывод из Ленинграда, изменение профиля или ликвидация вредных в санитарном и опасных в пожарном отношении предприятий, а также предприятий, дальнейшее развитие которых в городе экономически и социально нецелесообразно;
запрещение строительства в Ленинграде новых предприятий, требующих дополнительных трудовых ресурсов и территорий, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий на основе достижений научно-технического прогресса, внедрения безотходных и экологически безвредных технологий;
повышение рациональности использования территорий, эффективности капитальных вложений, сокращения сроков и улучшения качества проектирования и строительства;
бережное сохранение и комплексное развитие исторически сложившихся районов, дворцово-парковых ансамблей и пригородов Ленинграда, реставрация и восстановление памятников истории и культуры в соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры";
совершенствование архитектурного облика города на основе творческого использования градостроительных и архитектурных традиций Петербурга-Петрограда-Ленинграда;
пространственное развитие исторически сложившегося центра города вдоль основных радикальных направлений,создание системы архитектурно-пространственных ансамблей вдоль северного и южного побережий Финского залива, организация функциональных и транспортных взаимосвязей центра с новыми жилыми районами;
комплексная застройка новых районов, в том числе градостроительными комплексами, при соблюдении санитарно-гигиенических, противопожарных и других требований.
1.2. Основными задачами Правил являются:
реализация застройки города в соответствии с утвержденным ЦК КПСС и Советом Министров СССР Генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года;
укрепление градостроительной дисциплины в использованной застройке территорий города;
упорядочение оформления разрешительной документации на землепользование, проектирование и капитальное строительство.
1.3. Регулирование градостроительной деятельности на территории лесопарковой части зеленой зоны Ленинграда осуществляется в порядке, установленном совместным решением Исполкома Ленсовета и Исполкома Леноблсовета.
2.1. При проектировании и осуществлении любого вида строительства и посадке зеленых насаждений в Ленинграде необходимо строго соблюдать красные линии, установленные проектами детальных планировок, утвержденными решением Исполкома Ленсовета.
----------------
* Изменение красных линий осуществляется приказами Главленархитектуры.
2.2. Реконструкция или капитальный ремонт зданий и наземных сооружений, выходящих за пределы красных линий или расположенных на участках, предназначенных по Генеральному плану развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года для иного использования (прокладка городских инженерных коммуникаций, новых магистралей и улиц, устройство транспортных развязок, новых площадей, набережных, общественных центров, зеленых насаждений общего пользования и т.п.), а также любой вид строительства, в том числе сооружение отдельных частей и деталей здания (портики, лестницы и т.п.), вне пределов красных линий не допускается.
2.3. Учреждения, предприятия и организации, а также отдельные лица, допустившие нарушение красных линий, обязаны в срок, установленный Исполкомом Ленсовета, ликвидировать эти нарушения своими силами и за свой счет.
2.4. Находящиеся в зоне строительства памятники архитектуры, истории и культуры, состоящие под охраной государства, переносятся или сносятся по решениям соответствующих органов охраны на основании действующего законодательства.
В период эксплуатации зданий и сооружений, находящихся за пределами красных линий, разрешается по согласованию с Главленархитектурой производство текущих и поддерживающих ремонтов. Исключение составляют памятники истории и культуры, состоящие под охраной государства, вопросы о сохранности, реставрации и ремонте которых решаются с соответствующими органами.
2.5. При осуществлении строительства и реконструкции магистралей, дорог, инженерных коммуникаций и транспортных сооружений все организации обязаны своими силами в сроки, установленные Исполкомом Ленсовета, освободить принадлежащие им строения и сооружения, которые препятствуют прокладке ограниченных красными линиями магистралей, проездов и дорог или благоустройству города.
Снос этих сооружений осуществляется застройщиком.
3.1. Новое строительство, реконструкция объектов и сооружений, предприятий, организаций, учреждений министерств и ведомств с увеличением производственных площадей свыше 500 кв.м допускается с разрешения Совета Министров СССР. Реконструкция без увеличения производственных площадей или с увеличением их до 500 кв.м, складское строительство, доведение размеров бытовых помещений до санитарных норм, а также строительство по объектам строительной индустрии разрешается Исполкомом Ленсовета по представлению Главленархитектуры.
3.2. Министерства и ведомства, в ведении которых находятся промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские бюро и другие структурные единицы, подлежащие выводу за пределы города по Генеральному плану развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, обязаны в сроки, согласованные с Госпланом СССР и Исполкомом Ленсовета вывести из Ленинграда эти предприятия.
3.3. Ходатайства о предоставлении земельных участков для проведения работ, связанных со строительством новых, реконструкцией и расширением действующих промышленных предприятий министерств и ведомств, сметной стоимостью 4 млн.руб. и выше, рассматриваются Исполкомом Ленсовета при наличии заключения Совета Министров РФ по заданиям на их проектирование с указанием о соответствии проектируемых объектов последним достижениям в области науки, техники, мировым аналогам и требованиям по охране окружающей среды.
3.4. Застройщики министерств и ведомств обязаны принимать участие в расселении граждан из домов, попадающих на участок застройки или в санитарно-защитную зону,в жилищном строительстве, строительстве объектов коммунального хозяйства и инженерного обеспечения, развитии материально-технической базы здравоохранения объектов торгово-бытового назначения, автоматических телефонных станций и линейных сооружений совместного с городом пользования, а также долевое участие в строительстве общих объектов, вспомогательных производств и хозяйств, инженерных сооружений и коммуникаций в промузлах в порядке, установленном Исполкомом Ленсовета.
3.5. Разрешения на строительство объектов, сооружений и земельных участков оформляются Главленархитектурой.
3.6. Предоставление земельных участков для капитального строительства и выдача разрешений на строительство на занимаемой территории производятся в соответствии с Генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской области и проектами детальной планировки районов на основе сводных заявок, представляемых министерствами, ведомствами и госкомитетами, а также адресных программ.
Без сводных заявок предоставление земельных участков производится лишь для объектов, строящихся по специальным постановлениям правительства и по решениям Исполкома Ленсовета.
Сводные заявки на предоставление земельных участков для всех видов капитального строительства независимо от ведомственной принадлежности предоставляются в Главленархитектуру и Плановую комиссию Исполкома Ленсовета один раз в год до 1 октября за два года до начала строительства и должны быть подписаны руководителем министерства, государственного комитета, ведомства (кроме ГлавУКСа).
3.7. Разрешенные к строительству новые, реконструируемые, расширяемые и перебазируемые из районов жилой застройки предприятия независимо от ведомственной принадлежности размещаются в составе групп предприятий с общими объектами вспомогательных производств и хозяйств, инженерными сооружениями и коммуникациями (промышленных узлов) во всех случаях, когда это является экономически более эффективным, не противоречит технологическим и санитарным требованиям, обеспечивает более экономное использование территории, позволяет сократить общий объем капитальных вложений и эксплуатационные расходы.
3.8. Проекты на строительство или реконструкцию отдельных корпусов или сооружений промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро должны разрабатываться на основе генеральных планов перспективного развития или реконструкции данных предприятий, утвержденных проектом промышленных зон и генеральных схем развития отрасли.
3.9. Проекты производственного строительства в Ленинграде должны предусматривать максимально интенсивное использование территорий и подземного пространства и возведение, как правило, многоэтажных производственных зданий, складов, промышленных предприятий, организаций и т.п. Строительство одноэтажных зданий допускается при соответствующих в каждом конкретном случае обоснованиях, обусловленных технологическими требованиями.
3.10. Проектирование и строительство объектов жилищного, культурно-бытового и коммунального назначения осуществляется на основании Программы размещения и инженерного обеспечения жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства в Ленинграде и его пригородах на 1991-1995 годы с прогнозом на 1996-2000 годы и адресной программы строительства на пятилетний период, утвержденных решениями Исполкома Ленсовета.
3.11. Планы капитального строительства и проектно-изыскательских работ должны предусматривать комплексную застройку жилых районов и микрорайонов с учетом одновременного строительства жилых домов, учреждений культурно-бытового назначения, инженерного оборудования, благоустройства и озеленения территории.
3.12. Функции единого заказчика по строительству, осуществляемому Исполкомом Ленсовета, возлагаются на:
Главное управление капитального строительства - по объектам жилищного, коммунального, культурно-бытового строительства, включая кооперативное строительство, а также инженерным коммуникациям в районах новой застройки;
Специализированное ремонтно-строительное объединение "Дормост" - по транспортным и гидротехническим сооружениям;
Управление "Ленэнерго" - по подстанциям глубокого ввода (ПГВ) и районным энергетическим управлениям (РЭУ);
Управление "Водоканал" - по общегородским очистным, канализационным, а также головным водопроводным сооружениям и тоннельным канализационным коллекторам;
Главное топливно-энергетическое управление - по районным теплоисточникам, материальным тепловым и газовым сетям и наружному освещению.
Функции головного застройщика общеузловых объектов, инженерных сооружений и коммуникаций в промузлах, сооружаемых за счет министерств и ведомств, выполняет Главное управление капитального строительства.
Заказчиками по проектированию и строительству объектов, финансируемых за счет капитального ремонта, являются главные управления, управления, отделы Исполкома Ленсовета и другие ведомства, на балансе которых находятся указанные объекты,а также УКС "Центр" ГлавУКСа.
3.13. Задания на проектирование, титульные списки на проектирование и строительство разрабатываются заказчиками с привлечением генеральных проектных и подрядных организаций и согласовываются с эксплуатирующими организациями.
3.14. Единые заказчики (застройщики) несут ответственность за:
своевременное предоставление в Главленархитектуру заявок и исходных данных на разработку разрешительной документации;
своевременное обеспечение подрядных организаций проектной документацией, оборудованием и материалами в соответствии с установленными правилами, разрешительной документацией на строительство и право пользования земельными участками;
своевременное выполнение полного объема работ, предусмотренных проектами застройки;
содержание земельных участков, предоставленных в пользование на период строительства;
выполнение строительными организациями работ по восстановлению дорожных покрытий, благоустройства и зеленых насаждений;
сохранение и передачу Территориальному производственному объединению садово-паркового хозяйства и зеленого строительства растительного слоя земли;
сохранение памятников истории и культуры, находящихся на территории строительства объекта, на условиях, согласованных с органами охраны памятников.