Принято 23.12.99
10.01.2000 № 748
Об Основных направлениях научно-технической политики
в Пермской области до 2008 года
В соответствии с Законом Пермской области "О науке и научно-технической политике в Пермской области" от 14.05.98 № 96-2 Законодательное Собрание Пермской области Р Е Ш А Е Т:
1. Утвердить Основные направления научно-технической политики в Пермской области до 2008 года (прилагаются).
3. Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2000 года.
Губернатор
Пермской области Г.В.Игумнов
Приложение
к решению Законодательного
Собрания Пермской области
от 10.01.2000 № 748
Основные направления научно-технической
политики в Пермской области
до 2008 года
1. Введение
Государственный подход к формированию основных направлений научнотехнической политики региона в своей основе направлен на обеспечение необходимых условий для сохранения и развития наиболее продуктивной части региональной науки и системы подготовки научных кадров, на определение приоритетов в научно-технической сфере и концентрацию имеющихся ресурсов.
Наука в Пермской области представлена коллективами вузов, академических институтов и иных учреждений различной организационно-правовой формы, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Сложились и развиваются различные направления интеграции ученых: вузовско-академические комплексы, совместные подразделения, общественные научные организации и др.
Сегодня на территории области расположены: Пермский научный центр УрО РАН (4 академических института), 15 государственных высших учебных заведений, более 40 отраслевых научно-исследовательских, конструкторско-технологических, проектных институтов и конструкторских бюро. В них трудятся более 450 докторов наук и 2500 кандидатов наук.
Аттестация научных и научно-педагогических кадров осуществляется через сеть специализированных ученых советов, включающих в себя 16 докторских и 23 кандидатских совета.
Исторически в Пермской области в сфере фундаментальных и прикладных наук, а также опытно-конструкторских разработок сложился и развивается ряд научных направлений. Исследования выполняются в признанных научных школах. К таким научным направлениям можно отнести:
В области фундаментальных наук: математическое моделирование и вычислительный эксперимент, дифференциальные уравнения (математика); физика твердого тела; механика газа, жидкости, плазмы; механика сплошных сред; химия твердого тела; аналитическая химия; физико-химия жидких сред; прогнозирование полезных ископаемых, инженерная геология, экология; физиология растений, микробиология и иммунология; фармакология; гносеология, социология, филология и др.
В сфере прикладных наук научно-производственным комплексом Пермской области накоплен значительный потенциал. В настоящее время достигнуты существенные результаты в следующих областях: новые материалы и химические продукты (композиты, полимеры, материалы и сплавы со специальными свойствами); информационные технологии и электроника; топливо и энергетика; производственные технологии; транспорт и др. В медицине получили признание исследования пермских ученых в следующих областях: клиническая кардиология и ревматология; диагностика и способы лечения внутренних болезней; патология органов дыхания и желудочно-кишечного тракта взрослых и детей; хирургия суставов; неврология; медицинская диагностика и др.
В сельскохозяйственных науках учеными Прикамья достигнуты существенные научные результаты в селекции зерновых и овощных культур, исследовании почв, технологии производства продуктов животноводства, технологии выращивания парниковых культур и др.
Вместе с тем практическая реализация полученных научных решений в экономику Прикамья затягивается из-за разрыва связей между различными функциональными системами (производством, наукой, образованием, учреждениями власти), из-за неэффективного распределения финансовых ресурсов среди организаций, занимающихся научной деятельностью, из-за отсутствия системы управления интеллектуальной собственностью в регионе.
По-прежнему острой остается проблема притока в сферу научных исследований молодежи. Проблема не решается из-за низкого уровня социальной защищенности научных и научно-педагогических работников, отсутствия реального экономического стимулирования их труда.
Затягивается процесс обновления научного оборудования, что в ближайшем будущем неудовлетворительно скажется на эффективности научных результатов и воспроизводстве научно-педагогических кадров.
К негативным последствиям ведет снижение уровня свободного доступа к научной информации. Отсутствие для большинства научных работников финансовой возможности обмена информацией и ее обсуждения на международном уровне существенно снижает качество научных разработок.
С целью решения данных проблем в Пермской области создана и развивается региональная система управления наукой. В этом направлении принят Закон Пермской области "О науке и научно-технической политике в Пермской области".
В соответствии с законом научная политика Пермской области является частью социально-экономической политики государственной власти Пермской области и охватывает широкий круг вопросов. Это, во-первых, разработка целей, задач, приоритетов, стратегий и путей их достижения в области научного развития региона. Во-вторых, формирование научной системы, способной реализовать эффективную научную политику, включающую формирование финансовых, интеллектуальных, материальных ресурсов, их распределение и использование на приоритетных направлениях социально-экономического развития региона. В-третьих, создание благоприятных условий для функционирования, развития и взаимодействия государственной и негосударственной научных систем в рамках федерального и регионального законодательств на основе взаимных соглашений.
2. Основные направления научно-технической политики в Пермской области
2.1. Основными целями региональной научно-технической политики Пермской области в соответствии с Законом Пермской области "О науке и научно-технической политике в Пермской области" являются:
сохранение, развитие и эффективное использование научно-технического и научнообразовательного комплексов для социально-экономического развития региона, повышения уровня жизни населения области, улучшения состояния окружающей природной среды; создание регионального механизма инвестирования в наукоемкие технологии для подъема производства;
создание экономических условий, стимулов и механизмов работы хозяйственного комплекса области для выпуска конкурентоспособной продукции на основе научных достижений;
усиление экономической самостоятельности области путем использования технологий двойного применения и конверсии;
создание экономических условий для обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия.
2.2. Региональная научно-техническая политика имеет следующие основные задачи: реализация на территории Пермской области региональной составляющей государственной научно-технической политики;
привлечение научного сообщества к решению приоритетных для Пермской области проблем на базе научно-технических разработок, способствующих развитию региона; содействие развитию фундаментальных исследований путем поддержки научной деятельности организаций Российской академии наук, вузов, отраслевых академий, государственных научных центров и организаций по приоритетным региональным научнотехническим программам, финансируемым из средств бюджета Пермской области, регионального фонда поддержки научной деятельности и других источников;
содействие разработке и освоению конкурентоспособной наукоемкой продукции;
содействие сохранению и развитию научного потенциала области, привлечению молодежи в сферу науки, интеграции научной деятельности и образования, а также распространению и практической реализации научных достижений;
привлечение дополнительных российских и зарубежных инвестиций и развитие инновационной деятельности;
развитие и поддержка межрегиональных связей и международного сотрудничества в сфере научной деятельности;
социальная поддержка научных и научно-технических работников, экономическое стимулирование их труда.
2.3. Основные направления региональной научно-технической политики, вытекающие из ее целей и задач, в себя включают:
2.3.1. Исследования и разработки по направлениям: проблемы экономики региона;
безопасность жизнедеятельности, экология;
проблемы информатизации и развитие телекоммуникационных систем; проблемы культуры и образования;
медицина и охрана здоровья;
оценка и исследование природно-ресурсного потенциала региона;
разработка новых технологий, материалов, веществ и изделий;
проблемы промышленной политики в регионе;
проблемы строительства, коммунального хозяйства и транспорта;
проблемы агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности;
утилизация отходов, разработка безотходных технологий;
проблемы государственности на региональном уровне.
2.3.2. Развитие региональной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности (информационное обеспечение всей деятельности; координационный совет по научной, научно-технической и инновационной деятельности; центр научно-образовательной деятельности; инновационно-технологический центр; венчурный фонд и т.п.).
2.3.3. Кадровое обеспечение научной сферы (интеграция науки и образования, подготовка кандидатов и докторов наук, стажировки, участие в конференциях и т.п.)
2.3.4. Содействие развитию материально-технической базы научных исследований государственных научных организаций и учебных заведений.
2.3.5. Формирование и управление интеллектуальной собственностью в регионе.
2.3.6. Экономическое стимулирование труда научных и научно-технических работников и их социальная поддержка.
2.3.7. Развитие международного научно-технического сотрудничества и организационная деятельность по распространению и практической реализации научных и научно-технических разработок на региональном уровне.
3. Финансовое обеспечение
Основным инструментом реализации приоритетов научно-технического развития является программно-целевой метод. Его стержень составляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), выполняемые в рамках региональных целевых научно-технических программ, сформированных на основе конкурсного отбора предложений ученых, товаропроизводителей и потребителей продукции. В области прикладных НИОКР основным показателем должен стать проблемный принцип комплексного решения задач в рамках проектов, ориентированных на внедрение конкретных конечных результатов и обеспечение возвратности в бюджет средств, выделенных на проведение научных исследований.
В соответствии с Законом Пермской области "О науке и научно-технической политике в Пермской области" для реализации основных направлений региональной научнотехнической политики предусматривается ежегодное выделение финансовых средств в размере не менее 0,5% консолидированного бюджета области. Учитывая фактическое исполнение областного бюджета, планируется поэтапное достижение этой величины. Расчетные значения денежных сумм по соответствующим разделам основных направлений на ближайшие три года представлены в таблице.
Таблица
Расчетные значения финансирования разделов основных направлений
научно-технической политики на 2000-2002 годы
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Направление ¦ Мероприятия ¦Объем финансирования, ¦
¦научно- ¦ ¦ тыс.рублей ¦
¦технической ¦ ¦ 2000 ¦ 2001¦ 2002 ¦
¦политики ¦ ¦ год ¦ год¦ год ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
Исследования и Конкурсное финансирование прикладных
разработки исследований и разработок на условиях
платности, срочности и возвратности
кредита. 3300 1500 8200
Финансирование на конкурсной
основе региональных социально
значимых программ и проектов,
выполняемых по заказу администрации
области 3000 16400 4500
Региональная Формирование и поддержка экспертной
инфраструктура информационно-аналитической системы
научной, включающей в себя базу данных основных
научно- показателей научно-образовательного
технической и комплекса Пермской области в рамках
инновационной межвузовской научно-технической
деятельности программы "Геоинформационные
системы" 200 400 600
Кадровое Региональная компонента финансирования
обеспечение президентской программы "Государственная
научной сферы поддержка интеграции высшего образования
Пермской и фундаментальной науки" 200 400 600
области Подготовка, переподготовка и
индивидуальная поддержка высоко-
квалифицированных научных кадров
Пермской области, выполнение региональных
проектов в рамках федеральных целевых
программ - 500 750
Проведение ежегодных конкурсов на
соискание премий Пермской области имени
выдающихся ученых Прикамья в соответствии
с совместным решением Законодательного
Собрания и администрации области от 27.08.98
№228/54 65 70 70
Назначение именных стипендий Пермской
области одаренным ученым Пермского
научного центра УрО РАН в соответствии с
совместным решением Законодательного
Собрания и администрации области от 27.08.98
№227/53 60 60 60
Международное Содействие установлению и развитию
научно- прямых международных научно-технических
техническое контактов в интересах региона 100 230 480
сотрудничество Участие в организации и проведении
и практическая региональных и межрегиональных
реализация научно-технических выставок и
научных и ярмарок 200 450 980
научно- Финансовая поддержка публикации
технических результатов научных исследований
разработок (монографии, учебники, статьи
и др.) 50 110 240
Всего 5675 13430 24680
Конкретный объем финансирования определяется ежегодно при утверждении бюджета области. Планируется с 2004 года ввести в действие механизм финансирования исследований и разработок за счет средств областного бюджета и возвратных средств предприятий.
Средства областного бюджета, выделяемые на возвратной основе, предоставляются разработчику НИОКР при соблюдении следующих обязательных условий:
к финансированию принимаются прошедшие конкурсный отбор проекты НИОКР, обеспечивающие реальную экономическую эффективность;
наличие заключенного тройственного договора "администрация области разработчик НИОКР - потребитель научной продукции", в котором юридически закрепляются гарантии возврата кредита;
наличие согласованного документа, устанавливающего размер платы за пользование кредитом.