Р Е Ш Е Н И Е
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ


Принято 23.12.99
10.01.2000                                                  № 748

Об Основных направлениях научно-технической политики
в Пермской области до 2008 года

В соответствии с Законом Пермской области "О науке и научно-технической политике в Пермской области" от 14.05.98 № 96-2 Законодательное Собрание Пермской области Р Е Ш А Е Т:

1. Утвердить Основные направления научно-технической политики в Пермской области до 2008 года (прилагаются).

3. Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2000 года.

Губернатор
Пермской области                                         Г.В.Игумнов

Приложение
к решению Законодательного
Собрания Пермской области
от 10.01.2000 № 748

Основные направления научно-технической
политики в Пермской области
до 2008 года

1. Введение

Государственный подход к формированию основных направлений научнотехнической политики региона в своей основе направлен на обеспечение необходимых условий для сохранения и развития наиболее продуктивной части региональной науки и системы подготовки научных кадров, на определение приоритетов в научно-технической сфере и концентрацию имеющихся ресурсов.

Наука в Пермской области представлена коллективами вузов, академических институтов и иных учреждений различной организационно-правовой формы, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Сложились и развиваются различные направления интеграции ученых: вузовско-академические комплексы, совместные подразделения, общественные научные организации и др.

Сегодня на территории области расположены: Пермский научный центр УрО РАН (4 академических института), 15 государственных высших учебных заведений, более 40 отраслевых научно-исследовательских, конструкторско-технологических, проектных институтов и конструкторских бюро. В них трудятся более 450 докторов наук и 2500 кандидатов наук.

Аттестация научных и научно-педагогических кадров осуществляется через сеть специализированных ученых советов, включающих в себя 16 докторских и 23 кандидатских совета.

Исторически в Пермской области в сфере фундаментальных и прикладных наук, а также опытно-конструкторских разработок сложился и развивается ряд научных направлений. Исследования выполняются в признанных научных школах. К таким научным направлениям можно отнести:

В области фундаментальных наук: математическое моделирование и вычислительный эксперимент, дифференциальные уравнения (математика); физика твердого тела; механика газа, жидкости, плазмы; механика сплошных сред; химия твердого тела; аналитическая химия; физико-химия жидких сред; прогнозирование полезных ископаемых, инженерная геология, экология; физиология растений, микробиология и иммунология; фармакология; гносеология, социология, филология и др.

В сфере прикладных наук научно-производственным комплексом Пермской области накоплен значительный потенциал. В настоящее время достигнуты существенные результаты в следующих областях: новые материалы и химические продукты (композиты, полимеры, материалы и сплавы со специальными свойствами); информационные технологии и электроника; топливо и энергетика; производственные технологии; транспорт и др. В медицине получили признание исследования пермских ученых в следующих областях: клиническая кардиология и ревматология; диагностика и способы лечения внутренних болезней; патология органов дыхания и желудочно-кишечного тракта взрослых и детей; хирургия суставов; неврология; медицинская диагностика и др.

В сельскохозяйственных науках учеными Прикамья достигнуты существенные научные результаты в селекции зерновых и овощных культур, исследовании почв, технологии производства продуктов животноводства, технологии выращивания парниковых культур и др.

Вместе с тем практическая реализация полученных научных решений в экономику Прикамья затягивается из-за разрыва связей между различными функциональными системами (производством, наукой, образованием, учреждениями власти), из-за неэффективного распределения финансовых ресурсов среди организаций, занимающихся научной деятельностью, из-за отсутствия системы управления интеллектуальной собственностью в регионе.

По-прежнему острой остается проблема притока в сферу научных исследований молодежи. Проблема не решается из-за низкого уровня социальной защищенности научных и научно-педагогических работников, отсутствия реального экономического стимулирования их труда.

Затягивается процесс обновления научного оборудования, что в ближайшем будущем неудовлетворительно скажется на эффективности научных результатов и воспроизводстве научно-педагогических кадров.

К негативным последствиям ведет снижение уровня свободного доступа к научной информации. Отсутствие для большинства научных работников финансовой возможности обмена информацией и ее обсуждения на международном уровне существенно снижает качество научных разработок.

С целью решения данных проблем в Пермской области создана и развивается региональная система управления наукой. В этом направлении принят Закон Пермской области "О науке и научно-технической политике в Пермской области".

В соответствии с законом научная политика Пермской области является частью социально-экономической политики государственной власти Пермской области и охватывает широкий круг вопросов. Это, во-первых, разработка целей, задач, приоритетов, стратегий и путей их достижения в области научного развития региона. Во-вторых, формирование научной системы, способной реализовать эффективную научную политику, включающую формирование финансовых, интеллектуальных, материальных ресурсов, их распределение и использование на приоритетных направлениях социально-экономического развития региона. В-третьих, создание благоприятных условий для функционирования, развития и взаимодействия государственной и негосударственной научных систем в рамках федерального и регионального законодательств на основе взаимных соглашений.

2. Основные направления научно-технической политики в Пермской области

2.1. Основными целями региональной научно-технической политики Пермской области в соответствии с Законом Пермской области "О науке и научно-технической политике в Пермской области" являются:

сохранение, развитие и эффективное использование научно-технического и научнообразовательного комплексов для социально-экономического развития региона, повышения уровня жизни населения области, улучшения состояния окружающей природной среды; создание регионального механизма инвестирования в наукоемкие технологии для подъема производства;

создание экономических условий, стимулов и механизмов работы хозяйственного комплекса области для выпуска конкурентоспособной продукции на основе научных достижений;

усиление экономической самостоятельности области путем использования технологий двойного применения и конверсии;

создание экономических условий для обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия.

2.2. Региональная научно-техническая политика имеет следующие основные задачи: реализация на территории Пермской области региональной составляющей государственной научно-технической политики;

привлечение научного сообщества к решению приоритетных для Пермской области проблем на базе научно-технических разработок, способствующих развитию региона; содействие развитию фундаментальных исследований путем поддержки научной деятельности организаций Российской академии наук, вузов, отраслевых академий, государственных научных центров и организаций по приоритетным региональным научнотехническим программам, финансируемым из средств бюджета Пермской области, регионального фонда поддержки научной деятельности и других источников;

содействие разработке и освоению конкурентоспособной наукоемкой продукции;

содействие сохранению и развитию научного потенциала области, привлечению молодежи в сферу науки, интеграции научной деятельности и образования, а также распространению и практической реализации научных достижений;

привлечение дополнительных российских и зарубежных инвестиций и развитие инновационной деятельности;

развитие и поддержка межрегиональных связей и международного сотрудничества в сфере научной деятельности;

социальная поддержка научных и научно-технических работников, экономическое стимулирование их труда.

2.3. Основные направления региональной научно-технической политики, вытекающие из ее целей и задач, в себя включают:

2.3.1. Исследования и разработки по направлениям: проблемы экономики региона;

безопасность жизнедеятельности, экология;

проблемы информатизации и развитие телекоммуникационных систем; проблемы культуры и образования;

медицина и охрана здоровья;

оценка и исследование природно-ресурсного потенциала региона;

разработка новых технологий, материалов, веществ и изделий;

проблемы промышленной политики в регионе;

проблемы строительства, коммунального хозяйства и транспорта;

проблемы агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности;

утилизация отходов, разработка безотходных технологий;

проблемы государственности на региональном уровне.

2.3.2. Развитие региональной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности (информационное обеспечение всей деятельности; координационный совет по научной, научно-технической и инновационной деятельности; центр научно-образовательной деятельности; инновационно-технологический центр; венчурный фонд и т.п.).

2.3.3. Кадровое обеспечение научной сферы (интеграция науки и образования, подготовка кандидатов и докторов наук, стажировки, участие в конференциях и т.п.)

2.3.4. Содействие развитию материально-технической базы научных исследований государственных научных организаций и учебных заведений.

2.3.5. Формирование и управление интеллектуальной собственностью в регионе.

2.3.6. Экономическое стимулирование труда научных и научно-технических работников и их социальная поддержка.

2.3.7. Развитие международного научно-технического сотрудничества и организационная деятельность по распространению и практической реализации научных и научно-технических разработок на региональном уровне.

3. Финансовое обеспечение

Основным инструментом реализации приоритетов научно-технического развития является программно-целевой метод. Его стержень составляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), выполняемые в рамках региональных целевых научно-технических программ, сформированных на основе конкурсного отбора предложений ученых, товаропроизводителей и потребителей продукции. В области прикладных НИОКР основным показателем должен стать проблемный принцип комплексного решения задач в рамках проектов, ориентированных на внедрение конкретных конечных результатов и обеспечение возвратности в бюджет средств, выделенных на проведение научных исследований.

В соответствии с Законом Пермской области "О науке и научно-технической политике в Пермской области" для реализации основных направлений региональной научнотехнической политики предусматривается ежегодное выделение финансовых средств в размере не менее 0,5% консолидированного бюджета области. Учитывая фактическое исполнение областного бюджета, планируется поэтапное достижение этой величины. Расчетные значения денежных сумм по соответствующим разделам основных направлений на ближайшие три года представлены в таблице.

Таблица

  Расчетные значения финансирования разделов основных направлений
          научно-технической политики на 2000-2002 годы
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Направление  ¦       Мероприятия                ¦Объем финансирования, ¦
¦научно-      ¦                                  ¦      тыс.рублей      ¦
¦технической  ¦                                  ¦    2000 ¦ 2001¦ 2002 ¦
¦политики     ¦                                  ¦     год ¦  год¦  год ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
Исследования и  Конкурсное финансирование прикладных
разработки      исследований и разработок на условиях
                платности, срочности и возвратности
                кредита.                              3300   1500  8200
                Финансирование на конкурсной
                основе региональных социально
                значимых программ и проектов,
                выполняемых по заказу администрации
                области                               3000  16400  4500
Региональная    Формирование и поддержка экспертной
инфраструктура  информационно-аналитической системы
научной,        включающей в себя базу данных основных
научно-         показателей научно-образовательного
технической и   комплекса Пермской области в рамках
инновационной   межвузовской научно-технической
деятельности    программы "Геоинформационные
                системы"                               200    400   600
Кадровое        Региональная компонента финансирования
обеспечение     президентской программы "Государственная
научной сферы   поддержка интеграции высшего образования
Пермской        и фундаментальной науки"               200    400   600
области         Подготовка, переподготовка и
                индивидуальная поддержка высоко-
                квалифицированных научных кадров
                Пермской области, выполнение региональных
                проектов в рамках федеральных целевых
                программ                                -     500   750
                Проведение ежегодных конкурсов на
                соискание премий Пермской области имени
                выдающихся ученых Прикамья в соответствии
                с совместным решением Законодательного
                Собрания и администрации области от 27.08.98
                №228/54
                                 65    70    70
                Назначение именных стипендий Пермской
                области одаренным ученым Пермского
                научного центра УрО РАН в соответствии с
                совместным решением Законодательного
                Собрания и администрации области от 27.08.98
                №227/53
                               60      60    60
Международное   Содействие установлению и развитию
научно-         прямых международных научно-технических
техническое     контактов в интересах региона         100     230   480
сотрудничество  Участие в организации и проведении
и практическая  региональных и межрегиональных
реализация      научно-технических выставок и
научных и       ярмарок                                200    450   980
научно-         Финансовая поддержка публикации
технических     результатов научных исследований
разработок      (монографии, учебники, статьи
                и др.)                                  50    110    240
                Всего                                 5675  13430  24680

Конкретный объем финансирования определяется ежегодно при утверждении бюджета области. Планируется с 2004 года ввести в действие механизм финансирования исследований и разработок за счет средств областного бюджета и возвратных средств предприятий.

Средства областного бюджета, выделяемые на возвратной основе, предоставляются разработчику НИОКР при соблюдении следующих обязательных условий:

к финансированию принимаются прошедшие конкурсный отбор проекты НИОКР, обеспечивающие реальную экономическую эффективность;

наличие заключенного тройственного договора "администрация области разработчик НИОКР - потребитель научной продукции", в котором юридически закрепляются гарантии возврата кредита;

наличие согласованного документа, устанавливающего размер платы за пользование кредитом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»