АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 1996 года № 347
О внесении изменений в постановление
губернатора области от 09.02.95 N 40
(с изменениями на 26 мая 1999 года)
_____________________________________________
Документ утратил силу с 23 ноября 2004 года на основании
указа губернатора Пермской области от 11 ноября 2004 года № 167
_____________________________________________
________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
указом губернатора Пермской области от 26 мая 1999 года № 23
________________________________________________
В связи с передачей органам Федерального казначейства функций по возмещению местным бюджетам произведенных расходов, связанных с восстановлением прав жертв политических репрессий, и контролю за их целевым использованием (в редакции указа губернатора области от 26 мая 1999 года № 23)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести следующие изменения в постановление губернатора области от 09.02.95 N 40 "О возмещении материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий на территории Пермской области":
1.1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Главам администраций городов и районов области:
1.1. Организовать работу по возмещению материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий на территории Пермской области, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 926 и рекомендациями, изложенными в приложениях 1,2,3.
1.2. Расходы по возмещению материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий, включая расходы по пересылке начисленных денежных сумм, производить из средств кассовой наличности местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета, согласно указу губернатора области от 26.05.99 N 23 "О порядке предоставления льгот и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", и механизме финансирования затрат на реализацию закона".
1.2. Пункт 2 исключить.
1.3. Пункт 3 дополнить третьим абзацем: "Осуществлять контроль за порядком рассмотрения заявлений граждан и принятием решений администрациями городов и районов области о возмещении материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий".
1.4. В приложении 1:
Из первого предложения пункта 2.3 исключить слова "..., его составе, состоянии и количестве".
В пункте 3 слова "...по отношению к первому обратившемуся" заменить на: "...по отношению к каждому обратившемуся".
Пункт 1.5. исключен на основании указа губернатора области от 26 мая 1999 года № 23.
Пункт 1.6. исключен на основании указа губернатора области от 26 мая 1999 года № 23.
1.7 Отменить приложение 4 (отчетность администраций городов и районов области).
2. В целях обеспечения надлежащего порядка принятия решений о возмещении (компенсации) ущерба, причиненного раскулаченным, рекомендовать местным администрациям руководствоваться решением комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий администрации области, принятым 28.11.95.
Пункт 3. исключен на основании указа губернатора области от 26 мая 1999 года № 23.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя губернатора области Сергеева В.Г.
Губернатор области
Г.В.Игумнов
Р Е Ш Е Н И Е
комиссии по восстановлению прав реабилитированных
жертв политических репрессий администрации Пермской области
от 28.11.95 (пункт 2)
Рассмотрев на своем заседании 28.11.95 с участием представителей областной прокуратуры, областного суда, Федерального казначейства и комитета областной администрации по социальной защите населения сложившуюся практику принятия городскими и районными комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий заключений по заявлениям граждан о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате политических репрессий, областная комиссия
РЕШИЛА:
1. Подтвердить, что из документально доказанного факта раскулачивания и высылки на спецпоселение или выселения в принудительном порядке из мест проживания однозначно следует, что была произведена полная или частичная конфискация имущества (или отчуждение его у репрессированного иным путем, в том числе без составления описи). Таким образом, факт конфискации имущества подтверждается справкой о реабилитации, в которой указано, что произведено раскулачивание с высылкой на спецпоселение (с выселением), либо нет слова "раскулачен", но сказано, что гражданин выслан (выселен) на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930 г. ("О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством").
Если в архивных документах, подтверждающих сам факт конфискации (изъятия, отчуждения иным путем) имущества, нет сведений о его характере, состоянии и количестве, то это не может служить основанием для отказа в выплате денежной компенсации за это имущество или для уменьшения размера выплачиваемой денежной компенсации.
Установление факта конфискации имущества в судебном порядке необходимо лишь тогда, когда в архивных документах нет необходимых сведений, подтверждающих этот факт.
Такими документами, подтверждающими факт конфискации (изъятия, отчуждения иным путем) имущества, могут быть:
Опись изъятого при аресте (обыске) имущества, квитанции на изъятое имущество.
Приговор судебного или заменяющего его органа об уголовном преследовании с конфискацией (личного) имущества или решение административного органа о политическом репрессировании с конфискацией имущества.
Решение административного или иного органа (или архивная справка) о раскулачивании и высылке на спецпоселение (принудительном выселении из места проживания), о нахождении в связи с раскулачиванием на спецпоселении.
Документ, подтверждающий выселение, высылку в числе репрессированных народов, нахождение в этой связи на спецпоселении, в трудармии (касается граждан, репрессированных вне Пермской области).
2. Предположения, рассуждения о возможной неполной, частичной конфискации имущества у репрессированных по политическим мотивам, не могут служить основанием для отрицания факта конфискации имущества и предъявления заявителю требований о розыске и предъявлении дополнительных документов, в том числе, судебных решений.
Такие предположения и рассуждения могут рассматриваться комиссиями только на основании имеющихся (полученных по запросу) документов.
Утверждения, в том числе подтвержденные документально, о том, что конфискованное имущество частично или полностью было использовано на погашение задолженности по индивидуальному продналогу или "твердому заданию", не могут служить основанием для отказа в возмещении или денежной компенсации за конфискованное имущество, или для уменьшения размера возмещения (денежной компенсации), так как:
а) облагались индивидуальным продналогом и "твердым заданием" только кулацкие хозяйства ("кулацкие элементы) и не на основании налогового законодательства, а в связи с репрессивными постановлениями ЦИК и СНК СССР от 21.04.28, 20.02.29, 22.03.29, 27.09.29, 14.211.29 и 23.02.30;
б) в статье 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (абзац второй) имеется перечень случаев, когда конфискованное имущество не подлежит возврату, возмещению либо денежной компенсации. Этот перечень не содержит такой категории, как "имущество, направленное на погашение долгов по индивидуальному продналогу или "твердому заданию".
3. При рассмотрении заявлений граждан о возмещении (компенсации) причиненного им (их родителям) имущественного ущерба, не должны допускаться формализм и бездушие. Необходимые комиссиям дополнительные документы в целях проверки имущественных претензий граждан необходимо запросить у соответствующих органов, архивных или иных организаций, не возлагая такие требования на обратившихся в комиссию, как правило, престарелых граждан.
Комиссия обязана известить заявителя о дате начала рассмотрения его заявления и обеспечить завершение рассмотрения и принятия администрацией решения в сроки, установленные Законом и Постановлением администрации Пермской области от 09.02.95 N 40.
4. Подтвердить, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и Постановлением Правительства от 12.08.94 N 926 "В случае смерти реабилитированного лица возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях: детям (в том числе усыновленным), супруге (супругу) и родителям (усыновителям) умершего, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти" - без расширительного толкования этого перечня.
Однако, особым случаем следует считать имущественные претензии членов раскулаченных семей, высланных на спецпоселение или выселенных в принудительном порядке с мест проживания. Так как имущественное правовое положение членов крестьянского двора в те годы определялось п.67 Земельного Кодекса РСФСР от 01.12.1922 года: "Право на землю, находящуюся в трудовом пользовании двора (хозяйства), а также на постройки и сельскохозяйственный инвентарь принадлежит всем членам двора в полном его составе, независимо от пола и возраста". Таким образом, каждый реабилитированный член раскулаченной семьи (крестьянского двора), независимо от его возраста на момент репрессии, а также его наследники первой очереди (в случае его смерти), имеют право на возмещение им ущерба, причиненного репрессией (раскулачиванием).
5. Во всех случаях, когда действия местных комиссий и их заключения противоречили содержавшимся в настоящем решении положениям, что привело к ущемлению прав граждан, установленных Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", предлагается комиссиям вернуться к рассмотрению соответствующих заявлений.
6 Жалобы граждан на неудовлетворившие их решения местных администраций о возмещении материального ущерба, причиненного политическим репрессиями, в соответствии с постановлением губернатора Пермской области от 09.02.95 N 40 рассматриваются областной комиссией по восстановлению прав жертв политических репрессий, либо обжалуются гражданами непосредственно в суд (в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.04.93 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").
Председатель комиссии,
заместитель председателя Законодательного
Собрания Пермской области
Н.А.Девяткин
Член комиссии,
начальник юридического отдела
администрации области
Л.П.Калашникова
Ответственный секретарь комиссии
И.А.Зекцер