ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 1995 года N 40
О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347 (ред. 26.05.1999))
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа губернатора Пермской области от 11.11.2004 N 167, вступающего в силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования.
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 N 926 "Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", принятого в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", в целях способствования оптимальному, в меру имеющихся возможностей, выполнению положений Закона постановляю:
1. Главам администраций городов и районов области:
1.1. Организовать работу по возмещению материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий на территории Пермской области, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 926 и рекомендациями, изложенными в приложениях 1, 2, 3.
1.2. Расходы по возмещению материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий, включая расходы по пересылке начисленных денежных сумм, производить из средств кассовой наличности местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета, согласно указу губернатора области от 26.05.99 N 23 "О порядке предоставления льгот и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", и механизме финансирования затрат на реализацию закона.
(п. 1 в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347 (ред. 26.05.1999))
2. пункт исключен. - Постановление Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347.
3. Областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий:
провести с привлечением специалистов финансового управления и комитета социальной защиты населения с главным управлением социального обеспечения администрации области в I квартале 1995 семинар по вопросам восстановления прав жертв политических репрессий;
рассматривать жалобы граждан на не удовлетворившие их решения местных администраций о возмещении материального ущерба, принимать по ним заключения и представлять для рассмотрения в областную администрацию.
Осуществлять контроль за порядком рассмотрения заявлений граждан и принятием решений администрациями городов и районов области о возмещении материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий.
(п. 3 в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347)
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя губернатора области Сергеева В.Г.
Губернатор области
Б.Ю.КУЗНЕЦОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ по приему, регистрации и учету заявлений граждан по вопросам возмещения имущественного ущерба, причиненного в связи с политическими репрессиями
1. Поступившие заявления рекомендуется регистрировать в специальном журнале с указанием следующих сведений:
даты поступления и порядкового номера (для количественного учета) с индексом "п" - доставлено по почте, или "л" - доставлено лично;
Ф.И.О. заявителя, его адреса, номера телефона;
Ф.И.О. бывшего владельца имущества, степени его родства с заявителем;
когда, где и кем было конфисковано, изъято или иным путем отчуждено (в дальнейшем тексте - конфисковано), либо реализовано имущество.
В журнале перечисляются также документы, приложенные к заявлению, с указанием их номера, даты, наименования учреждения, выдавшего документ.
К заявлению прилагаются следующие документы:
документ о реабилитации владельца имущества;
документы, устанавливающие факт конфискации имущества, подтверждающие характер, количество и состояние конфискованного имущества, либо подтверждающие отсутствие (несохранность) архивных сведений (если документы о конфискации имущества не приложены, в журнале делается соответствующая запись и направляется запрос в архивные и правоохранительные органы);
документы, подтверждающие наследственные права заявителя;
свидетельство о смерти владельца имущества (или заменяющий его документ);
свидетельство о рождении наследника (или заменяющий его документ);
свидетельство о браке (для сменивших родительскую фамилию);
другие документы (например, соглашение между наследниками).
В качестве документов, заменяющих свидетельство о смерти, могут быть представлены:
справка о посмертной реабилитации, выданная органами прокуратуры или судебными органами;
архивная справка органов МВД о смерти в местах лишения свободы или на спецпоселении, в ссылке, высылке.
В качестве документов, заменяющих свидетельство о рождении, могут быть представлены:
справка о соответствующей записи в метрической книге;
архивная справка органов МВД реабилитационного характера (или о признании пострадавшим от политических репрессий), если в ней имеются сведения о дате и месте рождения заявителя, о фамилии, имени, отчестве его родителей;
выписка из следственного архивного дела на родителя заявителя, в которой имеется запись с перечислением членов семьи и датами их рождения.
Перечисленные архивные документы принимаются во внимание при наличии официальных отказов органов ЗАГС в предоставлении свидетельств в связи с несохранившимися данными и заверенной выписки из паспорта.
Прилагаемые к заявлению официальные документы должны быть подлинниками или нотариально заверенными копиями. Комиссиям разрешается при личном приеме документов самостоятельно заверять копии, сверенные с представленными подлинниками.
2. По поступившим заявлениям комиссией принимаются и регистрируются в журнале предварительные решения:
2.1. Признать факт конфискации имущества и принять заявление к рассмотрению для возврата имущества или возмещения его стоимости (если к заявлению приложены все документы, дающие необходимую информацию, а копии документов надлежащим образом заверены).
Для определения характера, количества и состояния конфискованного имущества используются архивные данные или справки других органов, содержащие перечни, описи конфискованного или изъятого при аресте (обыске) имущества.
2.2. Признать факт конфискации имущества и принять заявление к рассмотрению для начисления денежной компенсации (если в представленных и в поступивших по запросам комиссии документах установлен факт конфискации имущества, но нет сведений о его характере, количестве и состоянии).
Доказательством самого факта конфискации имущества (без определения его характера, количества и состояния) являются:
выписка из архивного следственного дела реабилитированного лица, содержащая сведения о конфискации имущества по приговору суда;
архивная справка или справка о реабилитации, выданная органами МВД, в которой сказано, что владелец имущества был раскулачен (на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 01.02.30) и выслан в трудссылку, на спецпоселение (совместно с архивной справкой об имущественном положении "подлежащего раскулачиванию элемента" или без нее);
судебное решение, установившее по свидетельским показаниям и косвенным документам факт конфискации имущества в связи с политической репрессией (в том числе раскулачиванием).
Принятому комиссией к рассмотрению с целью возврата имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации заявлению присваиваются номер очередности, указывается дата принятия к рассмотрению. Для рассмотрения заявлений реабилитированных лиц устанавливается отдельная очередь, их заявления рассматриваются в первоочередном порядке. Заявителю высылается (выдается) извещение о принятии его заявления к рассмотрению с целью возврата имущества, либо возмещения его стоимости, либо выплаты денежной компенсации с указанием даты, номера очередности и с перечислением принятых документов.
2.3. Заявление принимается условно (на хранение), если:
из представленных документов нельзя сделать однозначный вывод о факте конфискации имущества. В этом случае комиссия запрашивает архивные учреждения (местные, районные, Государственный архив Пермской области, информационный центр УВД, Государственный архив по делам политических репрессий, УФСК), либо иные организации по месту конфискации или реализации имущества на момент применения репрессии в целях проверки имущественных претензий заявителя;
к заявлению не приложены все необходимые документы, подтверждающие право наследования;
представленные заявителем копии документов не заверены надлежащим образом.
Заявителю сообщается об условном принятии заявления и предлагается прислать недостающие документы, надлежаще заверить копии или ждать подтверждения в архивах факта конфискации имущества. Ему дается исчерпывающая необходимая консультация.
(п. 2.3 в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347)
2.4. Ходатайство заявителя отклоняется, если:
заявление направлено не по надлежащему адресу;
к заявлению не приложен документ о реабилитации бывшего владельца имущества (по усмотрению комиссии заявление может быть принято условно);
представленными заявителем и поступившими по запросам комиссии документами однозначно не подтверждается факт конфискации имущества в связи с политической репрессией. В этом случае заявителю рекомендуется обратиться в судебные органы по месту жительства с иском об установлении по свидетельским показаниям факта конфискации имущества в связи с политической репрессией;
истек срок, установленный заявителю для представления недостающих документов или надлежащего оформления копий документов.
Заявление аннулируется, вместе с решением комиссии подшивается в дело с отклоненными заявлениями, а заявителю направляется решение комиссии и возвращаются приложенные к заявлению документы. Заявителю дается необходимая консультация.
3. При обращении с заявлениями о возврате, возмещении или денежной компенсации за одно и то же имущество нескольких наследников с их согласия администрация принимает решение в отношении одного из них, либо, если соглашения нет, по отношению к каждому обратившемуся. В случае спора между наследниками вопрос о доле каждого решается в судебном порядке.
(п. 3 в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347)
4. По возникающим при приеме заявлений спорным вопросам заявителям и местным комиссиям по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий следует обращаться в вышестоящую комиссию. Кроме того, заявители могут обращаться непосредственно в судебные органы.
РЕКОМЕНДАЦИИ по порядку исполнения, оценке имущества и расчету сумм возмещения или денежной компенсации по заявлениям граждан о возмещении имущественного ущерба, причиненного в связи с политическими репрессиями
1. Рассмотрение заявлений, оценка имущества и расчет сумм возмещения или денежной компенсации производится в соответствии с Положением "О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 N 926 (далее именуется Положение).
К рассмотрению заявлений по мере необходимости привлекаются специалисты финансовых органов, бюро технической инвентаризации, служб управления имуществом, жилищно-коммунального хозяйства, учета и распределения жилья, торговли и услуг, страховых органов и др.
2. При рассмотрении заявления в первую очередь необходимо проверить:
не было ли национализировано (муниципализировано) имущество в соответствии с действовавшим в то время законодательством. Критерием такой возможности является применение рассматриваемой репрессии еще до массового раскулачивания крестьянства (до 1929 года), конфискация имущества в городе (купеческие дома, особняки, фабрики и т.п.). Для выяснения данного вопроса можно обращаться в Государственный архив Пермской области (ГАПО) или в областную комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий;
не были ли уничтожены жилой дом и другие постройки во время гражданской войны или в результате стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, ураганов, смерчей, бурь и шквалов, гроз, оползней, а также пожаров, вызванных перечисленными стихийными бедствиями);
не было ли имущество изъято из гражданского оборота (отошло в ведение Министерства обороны либо службы гражданской обороны, относилось законодательством в момент его утраты к объектам исключительной собственности государства, а также по действовавшему законодательству могло приобретаться в особом порядке по специальному разрешению, в частности, имущество, за незаконное приобретение, изготовление и хранение которого законодательством была предусмотрена ответственность гражданина);
не истек ли срок подачи заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.