Принят Законодательным Собранием
Пермской области 26 марта 1999 года
__________________________________________________
Документ утратил силу с 30 октября 2004 года на основании
Закона Пермской области от 11 октября 2004 года № 1622-329
__________________________________________________
Предметом регулирования настоящего Закона являются социально-трудовые отношения, возникающие между участниками социального партнерства.
Закон определяет правовые основы организации, функционирования, развития системы социального партнерства в Пермской области.
Социальное партнерство - установленные на правовой основе взаимоотношения между работниками, работодателями и их объединениями, исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления в области социально-трудовых отношений с целью достижения социального мира.
Система социального партнерства включает: участников, действующие органы социального партнерства, принятые участниками совместные документы ( договоры, соглашения).
Работник - физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем.
Работодатель - организация (юридическое лицо, его филиал, представительство) либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях.
Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, и иные представители в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица ,полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями представители.
Представитель исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления (их подразделений) - руководитель этих органов (их подразделений) или иные уполномоченные ими лица.
Соглашение в сфере социального партнерства - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между участниками социального партнерства.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социальнотрудовые отношения и заключаемый работниками организации с работодателем.
К участникам социального партнерства относятся:
работники, представляемые органами профсоюзов и их объединений, уполномоченными на представительство в соответствии с их уставами, иными представителями ;
работодатели (объединения работодателей), обладающие соответствующими полномочиями по представлению интересов работодателей ;
администрация Пермской области, органы местного самоуправления (их структурные подразделения).
1.Социальное партнерство строится на следующих принципах: соблюдения норм законодательства;
полномочности представительства участников;
добровольности в принятии обязательств;
контроля и ответственности за ведением переговоров, представлением информации, заключением договоров и соглашений, принятием решений, выполнением их;
использования установленных законодательством примирительных процедур для разрешения коллективных трудовых споров;
реальности обеспечения принимаемых обязательств;
равенства сторон и недопустимости ущемления законных прав сторон;
гласности заключения и исполнения договоренностей перед работниками и населением;
свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений.
Целями социального партнерства является обеспечение:
социально ориентированной политики экономических преобразований;
эффективного механизма регулирования социально-трудовых отношений;
стабильности общества на основе объективного учета интересов всех слоев населения;
создание условий для обеспечения занятости населения и развития рынка труда.
1. Правовую основу социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации и Пермской области, которые регулируют отношения в области социального партнерства.
2. В правовую основу социального партнерства Пермской области также входят: Генеральное соглашение, региональное, территориальные, отраслевые (межотраслевые), профессиональные, тарифные соглашения, коллективные договоры.
3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, Федеральными законами установлены иные правила, чем предусмотрено настоящим Законом, то применяются правила международных договоров, конвенций, федеральных законов.
1. К функциям системы социального партнерства области относятся: проведение переговоров, взаимных консультаций;
разработка и заключение коллективных договоров, соглашений в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;
проведение коллективных переговоров, урегулирование коллективных трудовых споров и содействие разрешению конфликтов;
разработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере социального партнерства;
использование иных форм социального партнерства.
2. Органами системы социального партнерства являются:
областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений;
отраслевые, территориальные, двухсторонние (трехсторонние) комиссии в муниципальных образованиях области;
согласительные комиссии при заключении коллективных договоров;
примирительные комиссии при рассмотрении коллективных трудовых споров;
другие органы системы социального партнерства, создаваемые по соглашению между участниками социального партнерства.
Областная трехсторонняя комиссия (в дальнейшем - Комиссия) является постоянно действующим органом для регулирования социально-трудовых отношений между участниками социального партнерства.
Комиссия формируется из числа представителей сторон социального партнерства исходя из принципов паритетности и равенства.
При наличии нескольких представителей работников или работодателей, состав каждой стороны Комиссии определяется сторонами самостоятельно путем переговоров и взаимных консультаций.
Координатор областной трехсторонней комиссии назначается губернатором области с учетом предложений сторон Комиссии и не является ее членом. Порядок работы, права и задачи Комиссии, полномочия Координатора определяются Положением об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пермской области, которое утверждается актом губернатора области.
1. На территории муниципальных образований из представителей органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзных организаций либо иных представителей работников могут создаваться территориальные двухсторонние (трехсторонние) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
2. Комиссии осуществляют свою деятельность на принципах социального партнерства и в соответствии с положением о данной комиссии, утвержденным главой муниципального образования.
Областное трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и реализации государственных социальных гарантий в Пермской области, социальные нормативы и программы, минимальные нормы оплаты труда, гарантии и льготы, взаимные обязательства сторон.
Областное трехстороннее соглашение заключается между областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей и администрацией области.
Действие соглашения распространяется на все организации, находящиеся на территории области, заключившие данное соглашение.
Принятые в областном трехстороннем соглашении обязательства (льготы, гарантии) являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной защищенности населения.
Территориальное соглашение заключается между работниками в лице профсоюзов (их объединений) и иных представителей, работодателями в лице объединений работодателей и иных представителей, и органами местного самоуправления.
Территориальные соглашения устанавливают условия регулирования социально-трудовых отношений и дополнительные социальные гарантии применительно к особенностям территории.
Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение может заключаться между: областным отраслевым профсоюзом и их объединениями, соответствующим объединением работодателей и иными представителями и органом по труду либо иными участниками социального партнерства.
Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли, иные социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения.
Участники социального партнерства вправе присоединиться с согласия сторон к любому соглашению. Участник направляет каждой из сторон письменное уведомление о своем намерении в принятии на себя обязательств соответствующей стороны данного соглашения.
Решение о присоединении, процедура присоединения к соглашению нового участника принимаются совместно сторонами, подписавшими соглашение.
Присоединившийся участник социального партнерства становится полноправным членом стороны данного соглашения.
Приостановка действия соглашения или досрочное прекращение возможны по соглашению сторон в соответствии с законодательством.
Отношения по поводу заключения, изменения и исполнения коллективных договоров регулируются на основе Федерального закона "О коллективных договорах и соглашениях", настоящего Закона, а также иных нормативных актов.
Коллективный договор, соглашение с приложениями в семидневный срок после подписания сторонами направляется работодателем (представителем работодателя) в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации, в случае его отсутствия, в органы местного самоуправления или в управление труда администрации Пермской области для уведомительной регистрации, которые проводят уведомительную регистрацию и дают заключение на предмет соответствия коллективного договора, соглашения действующему законодательству.
1. Выполнение коллективного договора, соглашения и контроль за его выполнением обеспечивают стороны коллективного договора и их представители, а также органы по труду.
2. В случае нарушения положений коллективного договора, соглашения сторона вправе обратиться в службу урегулирования коллективных трудовых споров, государственные контрольно-надзорные и судебные органы.