Г У Б Е Р Н А Т О Р А П Е Р М С К О Й О Б Л А С Т И
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Пермского края от 01.07.2011 N 393-п, вступающего в силу через 10 дней после дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
16.11.98 N 432
Об основных направлениях энергосбережения
в жилищно-коммунальном хозяйстве Пермской
области на 1998-2003 гг.
В целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве области и в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении"
П О С Т А Н О В Л Я Ю:
1 Утвердить прилагаемые Основные направления энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Пермской области на 1998-2003 гг.
2 Рекомендовать органам местного самоуправления разработать собственные территориальные программы энергосбережения.
3 Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации области оказать помощь органам местного самоуправления в разработке территориальных программ.
4 Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области Шубина И.Н.
Губернатор области Г.В.Игумнов
2825 24526/2
Приложение
к постановлению
губернатора области
от 16.11.98 N 432
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Основные направления энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Пермской области на 1998-2003 гг. (далее - Основные направления) разработаны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.05.97 N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" и областной программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной решением Законодательного Собрания Пермской области от 03.04.98 N 73.
В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается большими потерями энергетических ресурсов как в сфере потребления, так и при их производстве и транспортировке.
Фактическое удельное потребление воды в расчете на одного жителя превышает установленные в городах и районах социальные нормативы в 1,5-2 раза, а удельное теплопотребление - в 2-4 раза. При этом на большинстве домовых вводов отсутствуют приборы учета, что не стимулирует потребителей к рациональному использованию ресурсов.
Договоры на поставку тепла и воды, фактически навязываемые поставщиком ресурсов потребителям на основе расчетов по нормативам, отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.
Действующий в отрасли хозяйственный механизм не стимулирует снижения затрат. Тарифы, как правило, формируются по фактической себестоимости. При этом все непроизводительные расходы, связанные с процессом производства услуг, а также потерями воды и тепла при их транспортировке перекладываются на потребителя. В итоге имеет место завышение как тарифов, так и объемов реализации. В то же время предприятия не имеют ни ощутимых стимулов, ни финансовых возможностей по замене в необходимых объемах устаревшего оборудования и изношенных основных фондов. Вместо ежегодной замены 3-4% сетей перекладывается 0,3-0,8% их общей длины, что нередко ведет к авариям и повреждениям.
В существующем жилищном фонде значительную долю составляют дома из сборного железобетона, являющиеся, по проектным данным, самыми энергетически расточительными сооружениями. Фактические же тепловые потери в таких домах на 20-30% выше проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации. Наиболее значительные тепловые потери в зданиях происходят через наружные стеновые ограждения (42 и 49% для пяти- и девятиэтажных зданий) и окна (32 и 35% соответственно). Дополнительные тепловые потери вызывает также промерзание наружных ограждающих конструкций зданий.
Существенные потери тепла и ресурсов происходят при эксплуатации инженерных систем и оборудования. Значительное количество мелких котельных крайне неэкономичны по использованию топлива. Многие из них работают на твердом топливе, что требует также и больших затрат труда. Зачастую используются котлы устаревшей конструкции, не имеющие автоматического регулирования и средств контроля. Во многих котельных водоподготовка не проводится либо проводится некачественно, что увеличивает расход топлива до 14,0% и более. Велики также потери воды в тепловых сетях через свищи, образующиеся по причине наружной и внутренней коррозии. Потери тепла, связанные с утечками, можно оценить в 10-15%. Положение усугубляется еще и тем, что из-за отсутствия централизованного горячего водоснабжения население расходует воду из систем отопления.
Централизованное горячее водоснабжение осуществляется в значительной мере через центральные тепловые пункты (ЦТП), обустроенные устаревшими кожухотрубными водяными подогревателями.
Использование ЦТП для подогрева воды в системах горячего водоснабжения определяет значительную протяженность наружных трубопроводов от теплового пункта до жилого дома. Срок их службы из-за значительной коррозии в 2-4 раза ниже нормативного.
В большинстве вводов тепловых сетей в здания и сооружения отсутствует приборный учет потребления тепловой энергии, а квартиры практически не оборудованы счетчиками холодной и горячей воды. В 1997 г. по инициативе управления жилищно-коммунального хозяйства администрации области совместно с главным управлением финансов и налоговой политики администрации области была проведена централизация средств, отпускаемых на дотацию за тепловую энергию организациям бюджетной сферы в размере 1,475 млрд.рублей. За счет этого в учреждениях бюджетной сферы было установлено 40 приборов учета тепловой энергии. Анализ по 19 предприятиям показал, что только за три месяца удалось снизить расходы на тепло примерно на 30%. Однако в целом ситуация в области энергоресурсосбережения практически остается без изменений.
Несмотря на признание энергоресурсосбережения одним из главных приоритетов реформы жилищно-коммунального хозяйства, практическая реализация этого процесса сдерживается рядом нерешенных проблем:
несовершенством нормативно-правовой базы, стимулирующей политику энергоресурсосбережения у потребителей и производителей энергоресурсов и привлекающей в эту сферу инвестиции;
неразвитостью отечественного рынка услуг по инвестированию, установке и обслуживанию энергоресурсосберегающей техники;
недостаточно развитыми маркетинговыми услугами в области производства энергосберегающего оборудования и, как следствие, перекосами в производстве и предложении отдельных его видов;
искажением ценовых соотношений между стоимостью энергосберегающего оборудования и ценами (тарифами) на энергетические носители, приводящим к существенному снижению эффективности энергосберегающих мероприятий;
несовершенством механизма стимулирования и финансирования инновационных процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе возврата кредитов;
недостаточным финансированием из областного и местных бюджетов работ по энергоресурсосбережению.
Анализ сложившейся ситуации в городах и районах области по проблемам энергоресурсосбережения определил следующие приоритетные направления:
внедрение приборного учета и регулирования потребления тепловой энергии и воды, организация оплаты за потребление ресурсов по показаниям приборов;
переход к эффективным энергосберегающим архитектурно-строительным системам и инженерному оборудованию в жилищно-коммунальном строительстве;
создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергосбережения;
совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергоресурсосбережение;
снижение удельного потребления энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
внедрение энергосберегающих технологий, высокоэффективного оборудования и материалов;
снижение доли бюджетных расходов, направляемых в качестве дотаций за потребление энергетических ресурсов.
Конечной целью энергоресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве является сокращение затрат на содержание и эксплуатацию жилья и, соответственно, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отраслей на режим безубыточного финансирования, что предусматривает:
установку приборов учета и регулирования потребления тепла, воды, электрической энергии, газа в жилом секторе и учреждениях бюджетной сферы;
внедрение новейших энергосберегающих технологий, материалов, оборудования, средств автоматизации по учету и регулированию потребления энергоресурсов;
увеличение срока службы тепловых сетей путем замены существующих металлических трубопроводов на неметаллические (стеклопластиковые, полиэтиленовые и т.п.), трубы со специальной полиуретановой изоляцией;
использование локальных (индивидуальных) источников теплоснабжения для объектов жилья и соцкультбыта.
Мероприятия по энергосбережению рассматриваются как составная часть социальной политики, проводимой администрацией области и органами местного самоуправления.
Разработанная концепция прогнозирует характер и направления повышения устойчивости работы муниципальной теплоэнергетики, рациональное использование топливно-энергетических ресурсов в жилом секторе и учреждениях бюджетной сферы.
Технико-экономическая эффективность от мероприятий подразумевает концентрацию финансовых и материальных ресурсов для решения в комплексе конкретных задач путем использования современных технологий, оборудования и материалов, координации деятельности научно-исследовательских, промышленных, строительных и эксплуатационных предприятий и организаций.
Экономическая эффективность от реализации Основных направлений, связанных с рациональным использованием теплоэнергетических ресурсов, по экспертным оценкам специалистов, может составить сотни миллионов рублей.
Финансирование мероприятий по энергосбережению предполагается осуществлять из областного и местных бюджетов через бюджетополучателей, а также за счет средств российских и иностранных инвесторов и других источников, разрешенных законодательством Российской Федерации. В случае привлечения средств частных инвесторов необходимо разрабатывать бизнес-планы. Объемы финансирования рекомендуется определять ежегодно при составлении смет бюджетных учреждений. Органы местного самоуправления разрабатывают собственные территориальные программы, изыскивают дополнительные источники ассигнований в ходе реализации программ за счет долевого участия предприятий, выдачи технических условий, использования средств населения и т.д. Подрядчик по строительству объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, определяется на конкурсной основе.
Главное управление финансов и налоговой политики, главное управление экономики администрации области оказывают содействие по привлечению инвестиций на реализацию мероприятий по энергосбережению.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации области организуется обучение и переподготовка кадров в учебно-курсовом комбинате, а также проведение семинаров и выставок для работников аппарата органов местного самоуправления и предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации области ежегодно обеспечивает сбор информации о ходе выполнения Основных направлений и территориальных программ. Органы местного самоуправления направляют информацию по своей территории в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации области. На основе анализа информации управление жилищно-коммунального хозяйства администрации области представляет предложения о мерах по рациональному использованию энергоресурсов на территории области.
Основные направления работы по энергосбережению подготовлены на основе нормативно-правовых актов Российской Федерации, администрации и Законодательного Собрания Пермской области с учетом предложений органов местного самоуправления:
1 Федеральный закон от 03.04.96 N 28-ФЗ "Об энергосбережении".
4 Постановление губернатора области от 30.05.97 N 199 "Об организации учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве и в учреждениях бюджетной сферы".
5 Постановление губернатора области от 23.03.97 N 148 "Об энергетических паспортах".
6 Решение Законодательного Собрания Пермской области от 03.04.98 N 73 "Об утверждении областной программы "Совершенствование жилищно-коммунального обслуживания населения Пермской области".
М Е Р О П Р И Я Т И Я
по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве
Пермской области на 1998-2003 гг.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
N ¦ Наименование мероприятий ¦ Ответственный ¦ Сроки ¦Ориентиро-¦ Примечание
п/п¦ ¦ исполнитель ¦ исполнения ¦вочная ¦
¦ ¦ ¦ ¦стоимость,¦
¦ ¦ ¦ ¦тыс.рублей¦
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Правовые и организационно-экономические
мероприятия
1.1 Подготовить проект закона Пермской Региональная 1999 г. -
области "Об энергосбережении" энергетическая
и направить его в Законодательное комиссия
Собрание области (далее - РЭК)
1.2 Подготовить проект постановления РЭК 1999 г. -
губернатора области "О консолидации
средств на энергосбережение"
1.3 Принять программы энерго- Органы местного I полугодие -
сбережения в жилищно-коммунальном самоуправления 1999 г.
хозяйстве городов и районов области
1.4 Провести комплекс мероприятий по ЭЦ ЕС "ТАСIS", 1998-2000 гг. - По программе ЭЦ
энергоэффективности согласно управление ЕС "ТАСIS"
программе ЭЦ ЕС "ТАCIS": жилищно-комму-
нального хозяйства
поиск и отбор инвестиционных проектов; администрации
области (далее -
энергетическое обследование объектов управление ЖКХ)
теплоснабжения в ряде городов и районов;
1.5 В качестве пилотной программы отрабо- Органы местного 1998-1999 гг. 3000,0
тать систему энергосбережения в 3-х самоуправления,
районах области: Пермском, Нытвенском, управление ЖКХ,
Добрянском научно-исследо-
вательский
институт управ-
ляющих машин и
систем (далее -
НИИУМС)
1.6 Создать демонстрационный центр энерго- Управление ЖКХ 1998-2000 гг. 1000,0
эффективных технологий для широкого
распределения устройств промышленного
и опытно-промышленного исполнения,
обеспечивающих производство, распреде-
ление, потребление и учет энергоресурсов
2 Производственно-технические мероприятия
2.1 Разработать мероприятия по увеличению Комитет по делам 1998-1999 гг. Согласно
термического сопротивления ограждающих строительства и областной
конструкций зданий за счет: лицензирования целевой
строительной программе
внедрения трехслойных стеновых панелей; деятельности "Свой
администрации дом" на
проведения теплоизоляционных работ на области 1997-2000
реконструируемых зданиях старой годы
застройки;