Г У Б Е Р Н А Т О Р А П Е Р М С К О Й О Б Л А С Т И
25.06.98 N 238
О Программе повышения плодородия почв
Пермской области на 1998-2001 гг.
В целях восстановления и поддержания плодородия почв и обеспечения области основными продуктами сельскохозяйственного производства, в соответствии с Федеральной комплексной программой повышения плодородия почв России в 1996-2000 гг., рекомендациями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации "О разработке региональных комплексных программ повышения плодородия почв" (приказ от 29.03.96 N 83) и решением Законодательного Собрания Пермской области от 17.10.96 N 605 "О Программе реформирования АПК Пермской области и структурной перестройки на селе"
П О С Т А Н О В Л Я Ю:
1 Утвердить прилагаемую Программу повышения плодородия почв Пермской области на 1998-2001 гг.
2 Главному управлению финансов и налоговой политики, департаменту агропромышленного комплекса и продовольствия администрации области в соответствии со статьей 17 Закона Пермской области "О бюджетном процессе Пермской области" ежегодно представлять бюджетную заявку по направлениям бюджетного финансирования, предусмотренным программой, на рассмотрение и утверждение этих сумм Законодательным Собранием Пермской области.
3 Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов предусмотреть в финансовых планах ежегодное финансирование Программы повышения плодородия почв Пермской области на 1998-2001 гг.
4 Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области, председателя департамента агропромышленного комплекса и продовольствия Валько Л.П.
Губернатор области Г.В.Игумнов
Приложение
к постановлению
губернатора области
25.06.98 N 238
П Р О Г Р А М М А
Наименование Программы Программа повышения плодородия почв Пермской
области на 1998-2001 гг.-
"Плодородие - 1998-2001 гг."
Основание для Федеральная комплексная программа повышения
разработки Программы плодородия почв России в 1996-2000 гг.
(второй этап)
Программа реформирования АПК Пермской
области и структурной перестройки
на селе на 1997-2001 гг.
Государственный Департамент агропромышленного комплекса и
заказчик продовольствия администрации области
Основные разработчики Департамент агропромышленного комплекса
Программы и продовольствия администрации области
Главное управление финансов и налоговой
политики администрации области
Цель и задачи Программы, Восстановление и поддержание плодородия
важнейшие целевые почвы, обеспечение накопления гумуса, улуч-
показатели шение фитосанитарного состояния почв, физи-
ко-химических и агрохимических свойств;
самообеспечение области основными продуктами
сельскохозяйственного производства, создание
дополнительных рабочих мест в сельскохозяйст-
венном производстве и сфере услуг и на этой
основе снижение социальной напряженности
в регионе;
довести по всем категориям хозяйств устойчи-
вое производство к 2001 г.:
зерновых (в весе после доработки) -
до 850-900 тыс.тонн,
картофеля - до 700-800 тыс.тонн,
овощей - до 270-280 тыс.тонн,
мяса (в убойном весе) - 150-160 тыс.тонн,
яиц - 915 млн.штук
Сроки реализации 1998-2001 гг.
Программы
Перечень основных Внесение органических удобрений -
мероприятий 12054,1 тыс.тонн;
известкование кислых почв - 269,7 тыс. га;
фосфоритование почв - 131,9 тыс.га;
комплекс работ по добыче торфа -
2405,3 тыс.тонн;
поставка минеральных удобрений -
104019,7 тонн в д.в.;
поставка мелиорантов:
мука известняковая - 1618,1 тыс.тонн,
мука фосфоритная - 197,9 тыс.тонн
Исполнители основных Департамент агропромышленного комплекса
мероприятий и продовольствия администрации области,
органы исполнительной власти районов,
сельхозтоваропроизводители, проектно-
изыскательский центр агрохимической службы
"Пермский ГП "Пермагропромхимия", районные
организации Перминжсельстроя
Объемы и источники Общий объем инвестиций на реализацию про-
финансирования граммы - 881,15 млн.рублей, в том числе:
федеральный бюджет (30% - компенсация
стоимости минеральных удобрений) -
60,8 млн.рублей;
областной бюджет - 252,8 млн.рублей;
сельхозтоваропроизводители и бюджеты
районов - 567,55 млн.рублей
Ожидаемые конечные Предотвращение развития и устранение про-
результаты цессов деградации почв, создание предпосылок
к наращиванию посевных площадей, интенсивных
методов земледелия и на этой основе повыше-
ние жизненного уровня сельского населения
Прикамья
Устойчивое получение основных продуктов пи-
тания,восстановление и развитие новых пред-
приятий перерабатывающей промышленности и на
этой основе повышение занятости сельского
населения
Внесение лепты в экологическую и продоволь-
ственную безопасность России
Система организации Контроль за исполнением программы осущест-
контроля за исполнением вляется на двух уровнях: администрацией
Программы районов на уровне хозяйств - района
комитетом растениеводства и земледелия де-
партамента АПК и продовольствия и ГП "Перм-
агропромхимия" - на уровне районов.
В порядке контроля администрацией районов
(сельхозотделами) ежеквартально представ-
ляется отчет по установленной форме. Повсе-
местно к контролю за выполнением Программы
Плодородие" привлекаются представители
проектно-изыскательского центра агрохимиче-
ской службы "Пермский"
В 1994 году Законодательным Собранием области была принята Концепция аграрной политики Пермской области. В этом программном документе наряду с другими целевыми программами областного значения названа Программа "Плодородие".
В 1996 году по заданию департамента агропромышленного комплекса и продовольствия области разработана Программа реформирования АПК Пермской области и структурной перестройки на селе. Эта программа конкретизировала Концепцию аграрной политики Пермской области и предусматривала разработку целевых программ по основным блокам вопросов. Для восстановления и поддержания плодородия почв Пермской области была намечена разработка Программы "Плодородие".
Приказом Минсельхозпрода России от 29.03.96 N 83 "О втором этапе Федеральной комплексной программы повышения плодородия почв Российской Федерации на период 1996-2000 гг." (п.5) рекомендовано субъектам Российской Федерации на основе Федеральной программы разработать региональные программы повышения плодородия почв. Все это и послужило основанием для разработки целевой Программы "Плодородие" на период 1998-2001 гг.
Принципиальные вопросы по Программе "Плодородие" на стадии разработки задания согласованы с комитетами департамента агропромышленного комплекса и продовольствия администрации области.
При разработке программы руководствовались Типовой методикой по разработке и реализации региональных программ в Российской Федерации (Москва, 1993).
Характеристика сельхозугодий в разрезе районов по состоянию на 01.01.97 дана в приложении 1. Из приведенных данных видно, что общая площадь сельхозугодий, находящихся в ведении хозяйств всех форм собственности, составляет около 1875 тыс.га, в том числе пашни 1617,4 тыс.га, сенокосов - 95,0 тыс.га, пастбищ - 156,0 тыс.га, прочие - 6,6 тыс.га.
Почвы в области в основе - дерново-подзолистые, тяжелосуглинистые кислые с низким содержанием подвижного фосфора и обменного калия.
В качестве минимальных критериев агрохимических показателей, позволяющих поддерживать определенный уровень плодородия почв, для условий Пермской области приняты следующие:
содержание гумуса - 2-2,5%;
кислотность (рН) - 5,2-5,5%;
содержание подвижного фосфора - 8-10 миллиграммов на 100 г почвы;
обменного калия - 12-14 миллиграммов на 100 г почвы.
Агрохимическая характеристика почв в разрезе районов* приведена в приложениях 2 (а,б,в) и 3.
Агрохимическим обследованием охвачено более 96% всех пахотных земель. Полученные данные позволяют с высокой степенью надёжности говорить об агрохимическом состоянии почв.
Анализ данных показывает, что в области более 50% пахотных земель безусловно нуждаются в известковании, более 30% - в окультуривании-внесении в пахотный слой почвы фосфоритной муки; 35% - имеют недостатки гумуса и крайне нуждаются в органических удобрениях; 17% испытывают дефицит обменного калия.
Нельзя не указать и на весьма тревожный факт: начиная с 1993 года баланс питательных веществ в почвах области отрицательный.
В разрезе районов количественные характеристики агрохимического сотояния почв значительно отличаются от средних по области. По этой причине для каждого района исходные данные для расчета объёмов агрохимических работ, по внесению органических удобрений, по известкованию и другим показателям приняты свои, что делает программу повышения плодородия почв адресной и конкретной.
Программа "Плодородие" должна обеспечивать решение, как
минимум, двух проблем: предотвращение развития и устранение
процессов деградации почв, восстановление и поддержание их
плодородия и создание предпосылок к наращиванию посевных площадей и
на этой основе решение проблем самообеспечения области основными
продуктами сельскохозяйственного производства. ______________ *
Данные проектно-изыскательского центра агрохимслужбы "Пермский".
В частности, к 2001 году намечается довести устойчивое производство зерна до 850-900 тыс.тонн (в весе после доработки), картофеля 700-800 тыс.тонн, овощей - 270-280 тыс.тонн, мяса 150-160 тыс.тонн (в убойном весе) и яиц - 915 млн.штук.
Наряду с этим Программа "Плодородие" призвана создать экономические условия для реформирования села и развития земельной реформы, конечной целью которой является повышение благосостояния и культурного уровня жизни сельского труженика.
Краткий анализ агрохимического состояния почв, цели и задачи Программы "Плодородие" позволяют выделить ряд направлений по её реализации.
3.1 Известкование кислых почв.
Почвы очень сильно кислые, сильно кислые и среднекислые подлежат известкованию. Эти показатели по каждому району определяют минимальную потребность. Учитывая сложности бюджетного финансирования,объем работ по раскислению почв ограничен 34% от потребности. Доза внесения известняковой муки принята 6 тонн на 1 га, продолжительность цикла 5 лет.
Объёмы работы по известкованию по каждому району приведены в приложении 4а, расход известняковой муки - в приложении 5а.
Для удешевления работ по раскислению почв необходимо использовать сырье из местных карьеров.
К 2001 году объёмы известкования составит около 76 % от минимальной потребности.
3.2 Фосфоритование почв.
Более 30% пахотных земель нуждаются в окультуривании- внесении в обрабатываемый слой почвы фосфоритной муки в дозах 1-2 тонны на 1 га с циклом 5-7 лет. Фосфоритная мука вносится в почву до её раскисления.
На основании агрохимических характеристик почв для каждого района опредлён оптимальный объём работ (приложение 4б). Объём работ по фосфоритованию почв уменьшен до 28% к расчётному на этот период. К 2001 году объём фосфоритования составит более 80 тыс.га, или 69% от минимальной годовой потребности.
Потребность в фосфоритной муке дана в приложении 5б.
3.3 Внесение органических удобрений.
В приложении 3 дана характеристика пахотных земель по содержанию гумуса. В 12 районах содержание в пахотном слое гумуса составляет менее 2,5%. Эти земли в первую очередь нуждаются в органических удобрениях. Потребность в органических удобрениях (приложение 6а) не покрывается за счёт накопления навоза от учитываемого поголовья скота (приложение 7). По этой причине планируется возврат к использованию компостов на основе торфа.