ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
17.10.96 N 605
О Программе реформирования АПК
Пермской области и структурной
перестройки на селе
Рассмотрев представленный проект Программы реформирования АПК Пермской области и структурной перестройки на селе, Законодательное Собрание Пермской области
Р Е Ш А Е Т:
1. Программу реформирования АПК Пермской области и структурной перестройки на селе утвердить (прилагается).
2. Предложить губернатору Пермской области:
- разработать и представить для рассмотрения Законодательного Собрания:
проекты положений о финансировании первоочередных мероприятий Программы до 1 января 1997 года;
Программу поддержки и развития социальной сферы на селе до 1 апреля 1997 года;
- по итогам полугодий информировать Законодательное Собрание о выполнении Программы реформирования АПК Пермской области и структурной перестройки на селе.
3. Контроль за выполнением решения возложить на рабочую группу по разработке экономического механизма в агропромышленном комплексе, образованной по решению Законодательного Собрания Пермской области от 6 апреля 1994 года N 9).
Губернатор
Пермской области Г.В.Игумнов
Наименование программы Реформирования АПК Пермской области
и структурной перестройки на селе
Государственный заказчик Департамент АПК и продовольствия
администрации Пермской области
Исполнители и Департамент АПК и продовольствия
соисполнители программы Пермской области, Главное управление
сводного социально-экономического
планирования и ресурсов Пермской области,
финансовое управление Пермской области,
комитет по земельным ресурсам и
землеустройству
Разработчики программы Департамент АПК и продовольствия
Пермской области, Пермский научно-
исследовательский институт сельского
хозяйства, ассоциация крестьянских
хозяйств Пермской области, научно-
исследовательский институт экономики и
организации сельхозпроизводства
г.С-Петербург, научно-внедренческая фирма
"Агрореформа"
Сроки реализации 1997 - 2001 г.г.
программы
Основные программные Осуществление организационных, правовых
мероприятия и финансово-экономических мероприятий по
выводу агропромышленного производства из
кризиса и устойчивое его развитие.
Формирование эффективного многоукладного
аграрного сектора экономики.
Активизация инвестиционной деятельности,
восстановление и развитие производственного
потенциала,улучшение социального положения
сельских жителей
Контроль за реализацией Департамент АПК и продовольствия
программы Пермской области, Главное управление
сводного социально-экономического
развития и ресурсов Пермской области,
финансовое управление Пермской области,
орган исполнительной власти городов и
районов области
Важнейшие целевые Прекращение спада производства и
показатели достижение к 2001 году: зерна - 900
тыс. тонн, картофеля - 800 тыс. тонн,
молока-840 тыс. тонн, мяса уб.м. -
156 тыс.тонн, яйцо - 915 млн.штук
Ожидаемые конечные Увеличение душевого потребления
результаты программы продуктов питания за счет собственного
производства, повышение уровня жизни
сельского населения
Программа реформирования и структурной перестройки на селе направлена на преодоление кризисной ситуации в агропромышленном комплексе Пермской области, его стабилизацию и дальнейшее развитие. В качестве главной цели реформирования определено "обеспечение устойчивой продовольственной независимости области при комплексном социально-экономическом развитии сельской местности".
Достижение генеральной цели реализуется посредством следующих четырех блоков :
обеспечения рационального реформирования, эффективного и устойчивого развития предприятий всех сфер АПК;
восстановления и модернизации производственного потенциала АПК;
создания условий для рационального реформирования, эффективного и устойчивого развития АПК;
обеспечения структурной перестройки на селе.
Реализация Программы запланирована в 1997-2001 г.г., а действие ее мероприятий будет распространяться на срок до 2010 года. При этом выделяются три периода: 1997-1998 г.г. (стабилизационный); 1999-2001 г.г. (послекризисного развития) и 2001-2010 г.г. (постпрограммного развития). В стабилизационный период прекращается спад производства и формируются предпосылки для его роста. К 2001 году в полном объеме реализуется агроприродный потенциал в производстве картофеля (800 тыс.т.), овощей (280 тыс.т.) и яиц (915 млн.шт.). В постпрограммный период будут действовать запущенные в 1997-2001 г.г. экономические и организационные механизмы рыночного типа, что обеспечит дальнейший рост объемов производства зерна, мяса и молока, соответственно, до 1530 тыс.т.; 195 тыс.т.у.м. и 930 тыс.т. Эти показатели, отвечающие агроприродному потенциалу области, будут достигнуты к 2010 г.
Одновременно реализуется социальная составляющая генеральной цели Программы и заработная плата работников сельского хозяйства к 2001 г. приблизится к заработной плате работников промышленности, а их совокупные доходы (с учетом поступлений от приусадебных хозяйств) - с доходами работников транспорта, связи и строительства.
В программе акцент сделан на мероприятия по реформированию АПК, обеспечивающие принципиальную структурную перестройку в этой сфере, способную привести к серьезным позитивным качественным изменениям, которые позволят в последующем осуществлять долговременное поступательное его развитие. В связи с этим, в программе отсутствуют многие специальные производственные вопросы, которые будут решаться за ее пределами, благодаря условиям, создаваемым в результате реализации программных мероприятий.
Общая потребность в финансировании программы из областного бюджета в 1997- 2001 гг.составляет 2000 млрд.руб. Потребность в финансовых ресурсах представлена в разрезе мероприятий и сроков их реализации.
Организационные формы и методы управления программой, механизм ее реализации и координации позволяют вносить коррективы в перечень программных мероприятий и сроки их выполнения в любое время. Это делает программу гибкой, хорошо адаптируемой к быстро меняющейся экономической ситуации, что ее выгодно отличает от других разработок аналогичного рода.
Генеральная цель Программы определена как "обеспечение устойчивой продовольственной независимости области при комплексном социально-экономическом развитии сельской местности".
Перечень целей и задач носит системный характер,но их реализация во времени может не совпадать.Достижение одних целей возможно и необходимо обеспечить быстро с минимальными финансовыми издержками ,в то время как другие цели будут реализовываться на протяжении длительного периода при значительных объемах инвестиций.В связи с этим при разработке системы мероприятий,правильно расставляются приоритеты их ресурсного обеспечения.
В таблице 1 приведены общие цели,достижение которых будет осуществляться на местах.Задача областного уровня обеспечить их организационное и информационное исполнение.
Таблица 1
Цели и задачи программы реформирования АПК Пермской
области и структурной перестройки на селе.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Цели Цели Задачи
I уровня II уровня
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.Подготовить и предложить 1.1.Внедрить рациональ- 1.1.1.Провести перерегистрацию орга-
рациональному ное реформирование,эф- низационно-правовых форм предприятий
реформированию,эффектив- фективное и устойчивое в соответствии с Гражданским Кодексом
ному и устойчивому разви- развитие сельхозпред- и их специфическими особенностями.
тию предприятий всех сфер приятий. 1.1.2.Восстановить управляемость хозяйствен-
АПК ной деятельностью государственных
предприятий.
1.1.3.В каждом предприятии иметь программу
реформирования и бизнес-план на бли-
жайщие 3-5 лет.
1.1.4.В каждом сельхозпредприятии освоить
внутрихозяйственную систему экономи-
ческих отношений,адекватную местным
условиям и требованиям рынка.
1.1.5.Провести перестройку отраслевой струк-
туры производства в соответствии с
долгосрочным прогнозом конъюнктуры
рынка.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.1.6.В каждом предприятии разработать и ос-
воить системы земледелия и животновод-
ства,адекватные современным условиям.
1.1.7.В предприятиях всех типов ввести более
эффективные формы и системы оплаты
труда
1.2.Создать условия по эффек- 1.2.1.Провести дополнительное наделение зем-
тивному и устойчивому лей всех желающих расширить приусадеб-
развитию приусадебных ное хозяйство.
хозяйств населения. 1.2.2.Внедрить систему кооперации приусадеб-
ных хозяйств друг с другом,с сельскохо-
зяйственными,перерабатывающими и
торговыми предприятиями.
1.2.3.Создать эффективную систему материаль-
но-технического обеспечения приусадеб-
ных хозяйств.
1.3.Отработать механизм по 1.3.1.Определить продуктовую нишу для крестья-
эффективному и устойчи- нских (фермерских) хозяйств.
вому развитию крестьян- 1.3.2.Ввести ежегодное квотирование бюджетной
ских (фермерских) хозяйств поддержки крестьянских (фермерских)
хозяйств
1.3.3.Внедрить систему патронажного становления
крестьянских (фермерских)хозяйств.
1.3.4.В каждом крестьянском (фермерском) хо-
зяйстве иметь бизнес-план на ближайшие
3-5 лет
Продолжение таблицы 1
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.3.5.Поддерживать развитие кооперации кресть-
янских (фермерских)хозяйств.
1.4.Создать условие по эффек- 1.4.1.Провести наделение землей всех ,желающих
тивному и устойчивому заниматься садоводством и огородничеством.
развитию коллективного 1.4.2.Увеличить ранее установленные предельные
садоводства и огородничест нормы земельных участков под сады и ого-
ва роды.
1.4.3.Организовать материально-техническое и
транспортное обеспечение садоводов и ого-
родников.
1.5.Оказать помощь в рацио- 1.5.1.Привести организационно-правовую форму
нальном реформировании, перерабатывающих предприятий в соответст-
эффективном и устойчивом вие с Гражданским Кодексом и интере-
развитии перерабатываю- сами сельских товаропроизводителей.
щих предприятий. 1.5.2.В каждом предприятии иметь программу ре-
формирования и бизнес-план на ближайшие
3-5 лет.
1.5.3.В каждом предприятии освоить эффективную
систему внутрипроизводственных экономичес-
ких отношений.
1.5.4.Провести структурную перестройку произ-
водства с целью обеспечения конкурентоспо-
собности продукции.
Продолжение таблицы 1
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.6.Сохранить и создать усло- 1.6.1.Привести организационно-правовые формы
вия по устойчивому предприятий агросервиса в соответствии с
развитию предприятий Гражданским Кодексом и интересами
агросервиса сельских товаропроизводителей
1.6.2.В каждом предприятии иметь программу ре-
формирования и бизнес-план на ближайшие
3-5 лет.
1.6.3.В каждом предприятии освоить систему
внутрипроизводственных экономических от-
ношений.
1.6.4.Разработать систему агросервиса,отвечающую ры-
ночным условиям и интересам сельских това-
ропроизводителей.
1.7.Отработать механизм по 1.7.1.Создать структуры рыночного типа по заго-
рациональному реформиро- товке,хранению зерна и другой с/х продукции и
ванию,эффективному и ус- торговле продуктами его переработки.
тойчивому развитию пред- 1.7.2.Модернизировать существующую базу хранения
приятий и организаций по сельхозпродукции,приспособив ее к работе в
заготовке ,хранению и тор- рыночных условиях.
говле сельхозпродукцией и 1.7.3.Обеспечить потребности всех сельхозпредп-
продуктами ее переработки. риятий в помещениях для организации собст-
венных магазинов.
2.Восстановить,обеспе- 2.1.Восстановить площади и 2.1.1.Провести инвентаризацию земельного фонда и
чить воспроизводство почвенное плодородие землеустройство,определив перспективы исполь-
модернизацию произ- сельхозугодий. зования каждого земельного участка.
Продолжение таблицы 1
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
водственного потен-.
циала 2.1.2.Организовать работу по раскисление почв.
2.1.3.Восстановить в почве положительный баланс
подвижных форм фосфора и калия.
2.1.4.Улучшить гидромелиоративное состояние
сельхозугодий.
2.2.Осуществить техни- 2.2.1.Восстановить и усовершенствовать
ческую перестройку в направлении ресурсосбережения
в АПК области в индустриальные технологии в сель-
направлении всемер- хозпредприятиях промышленного типа.
ного ресурсосбере- 2.2.2.Обеспечить переход несостоятельных
жения сельхозпредприятий к малозатратным
технологиям.
2.2.3.Создать в рамках крупных предприятий
замкнутые системы "производство-перера-
ботка-хранение-реализация".
2.3.Восстановить и обес- 2.3.1.Провести инвентаризацию, временную консер-
печить модернизацию вацию и определить перспективы использо-
материально-техничес- вания каждого пустующего помещения произ-
кой базы АПК водственного и непроизводственного назна-
чения.
2.3.2.Создать систему, обеспечивающую обновление
сельскохозяйственной техники и оборудования
Продолжение таблицы 1
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
в условиях дефицита инвестиционных ресурсов
предприятий.
2.3.3.Привлечь к модернизации материально-техни-
ческой базы АПК научный и технический
потенциал военно-промышленного комплекса
области.
2.4.Поддерживать работу 2.4.1.Освоить эффективную для условий рыночных
по восстановлению и отношений систему племенного животноводства
воспроизводству гено- 2.4.2.Осуществить замену малопродуктивного скота
фонда растений и жи- на племенной породистый молодняк.
вотных 2.4.3.Создать эффективную для условий рыночных
отношений систему селекции семеноводства.
2.4.4.Перейти к использованию в растениеводстве
высокоурожайных районированных сортов.
2.5.Создать условия для 2.5.1.Привлечь в трудодефицитные районы в сель-
повышения трудового хозпредприятия переселенцев из республик
и кадрового потенциа- СНГ
ла АПК 2.5.2.Провести переподготовку руководителей пред-
приятий АПК для работы в условиях рыночных
отношений.
2.5.3.Подготовить резерв менеджеров сельскохо-
зяйственного и агропромышленного произво-
дства.
3.Создать условия для 3.1.Совершенствовать меха- 3.1.1.Установить контроль за необоснованным
рационального рефор- низм по снижению парите- повышением (понижением)цен в АПК области.
Продолжение таблицы 1
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
мирования,эффектив- та цен на сельскохозяйст- 3.1.2.Перейти к планированию объемов производства
ного и устойчивого венную продукцию,про товарной продукции,гарантированных оплатой
развития АПК мышленные товары и по паритетным ценам
услуги для сельского 3.1.3.Ввести для сельхозпредприятий систему удешев-
хозяйства ления материальных и топливно-энергетических
ресурсов.
3.2.Наработать систему норма- 3.2.1.Разработать мероприятия по выходу предприя-
лизации взаиморасчетов тий АПК из кризиса неплатежей.
предприятий. 3.2.2.Обеспечить рациональные пропорции сельско-
хозяйственных,перерабатывающих и торговых
предприятий в цене на продовольственные
товары в соответствии с вкладом каждого
звена в создании конечного продукта.
3.2.3.Ввести систему фьючерских сделок для всех
видов сельскохозяйственной продукции.
3.3.Создать условия для 3.3.1.Улучшить информативность предприятий
адаптации предприятий АПК о положение на рынке продовольствия
АПК к рыночным отноше- (цены, спрос, предложение,объемы продаж
ниям. и т.п.)
3.3.2.Разработать стратегию поведения предпри-
ятий АПК с учетом ситуации на рынке про-
довольствия.
3.4.Разработать механизм взаимо- 3.4.1.Определить рациональные организационно-
выгодных отношений меж- правовые формы объединений сельскохозяй-
ду предприятиями АПК. ственных,перерабатывающих и агросервисных
предприятий,гарантирующие соблюдение инте-
Продолжение таблицы 1
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ресов сельских товаропроизводителей.
3.4.2.Разработать систему взаимовыгодных отно-
ношений предприятий АПК на основе
административных и экономических
санкций и льгот
3.4.3.Организовать межотраслевые структуры с
замкнутым циклом"производство-переработка-
-хранение-реализация" на региональном
уровне.
3.5.Обеспечить доступность 3.5.1.Создать совершенную систему предостав-
предприятий АПК к кре- ления бюджетной ссуды сельхозтоваро-
дитным ресурсам. производителям,предприятиям по перера-
ботке с/х продукции и агросервисному
обслуживанию
3.5.2.Создать на кооперативной основе систему
некоммерческого кредитования.
3.6.Создать эффективную 3.6.1.Создать гарантированный фонд внебюджет-
систему финансовой ной поддержки предприятий АПК.
поддержки предприятий 3.6.2.Осуществлять ежегодную детальную разработ-
АПК. ку областного бюджета из расчета использо-
вания для сельхозтоваропроизводителей не
менее 10% расходной части
3.6.3.Разработать систему объективного распре-
деления средств финансовой поддержки пред-
приятий ,обеспечивающую наиболее эффектив-
Продолжение таблицы 1
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ную их отдачу и контроль за использовани-
ем.
3.7.Создать эффективную 3.7.1.Создать организационную структуру научного
систему научного обеспечения АПК области в наибольшей
обеспечения АПК степени отвечающую условиям переходного к
рынку периода
3.7.2.Максимально задействовать в освоение ранее
созданной научно-технической продукции.
3.7.3.Обеспечить финансирование разработки и
освоение приоритетной научно-технической
продукции
3.8.Создать условия для 3.8.1.Обеспечить систему льготного налогообло-
привлечения частного жения для предпринимателей,осуществляющих
капитала. инвестиции в реконструкцию и строительство
предприятий АПК.
3.8.2.Создать в течении первых пяти лет возмож-
ность реализации продукции (услуг)частных
предприятий на льготных для них условиях.
3.8.3.Реализовать систему поддержки частных
сельскохозяйственных и перерабатывающих
предприятий по выходу со своей продукцией
на внешний рынок.
Продолжение таблицы 1
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3.9.Рационализировать 3.9.1.Стимулировать ввоз технологий;ноу-хау,
внешнеэкономические высокопроизводительного оборудования, зна-
связи в сфере АПК. чительно превосходящих отечественные аналоги
3.9.2.Предотвратить невыгодные для предприятий
АПК и области в целом варианты экспортно-им
портных связей, приватизации и инвестирование
с участием иностранного капитала.
4.Обеспечить струк- 4.1.Поддерживать развитие 4.1.1.Развивать различные виды деятельности,
турную перестройку на селе несельскохозяйст- связанные с хранением и переработкой
на селе и комплекс- венных видов деятельности. сельхозсырья.
ное развитие сельс- 4.1.2.Расширять развитие видов деятельности,
кой местности. связанных с заготовкой и переработкой дре-
весины.
4.1.3.Поддерживать развитие промысловых видов
деятельности.
4.2.Оказать помощь в 4.2.1.Определить размеры и сочетание объектов
социального обустройст социальной инфраструктуры в зависимости
ва села. от людности и функционального типа посе-
лений.
4.2.2.Разработать систему обслуживания сельского
населения с использованием передвижных
и стационарных форм.
Продолжение таблицы 1
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.2.3.Обеспечить дифференцированный подход при
передаче (не передаче)объектов социального
назначения в ведение местных администра-
ций.
4.2.4.Возродить "затухающие"виды
обслуживания населения на частной основе.
4.3.Организовать комплекс- 4.3.1.Разработать систему ,обеспечивающую улуч-
ность планировки,застройки шение архитектурно-планировочной среды
и благоустройства сельских сельских населенных пунктов.
населенных пунктов. 4.3.2.Создать систему,обеспечивающую повы-
шение уровня благоустройства и улучше-
ние внешнего облика сельских поселений.
4.3.3.Изменить структуру жилищного фонда в на-
правлении увеличения доли частного сектора.