Недействующий


ЗАКОН

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 7 августа 1997 года № 814-121

Об охране труда в Пермской области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пермского края от 01.07.2009 N 450-ПК, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования  (опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" - 06.07.2009).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 11 ноября 2005 года)

Принят Законодательным Собранием
Пермской области 25 июля 1997 года

_____________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Пермской области от 15 мая 2001 года № 1512-239

Законом Пермской области от 30 января 2004 года № 1255-256

Законом Пермской области от 31 марта 2005 года № 2129-467

Законом Пермской области от 11 ноября 2005 года № 2652-591 (Газета "Звезда" от 17 ноября 2005 года №206-207 (30939-30940)) (вступает в силу с 28.11.2005)

_____________________________________________________     

Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об охране труда об охране труда и в целях реализации полномочий области как субъекта Российской Федерации. (преамбула с изменениями, внесенными Законом Пермской области от 15 мая 2001 года № 1512-239)

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Цель и задачи Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения в сфере охраны труда между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, гражданами Российской Федерации и других государств, а также лицами без гражданства.

2. Правовое регулирование отношений по охране труда, осуществляемое настоящим Законом, обеспечивает реализацию конституционных прав населения области на здоровые и безопасные условия труда, профилактику травматизма и профессиональной  заболеваемости, сохранение жизни, здоровья и работоспособности в процессе трудовой деятельности как основы жизнедеятельности ныне живущих и последующих поколений. (пункт 2 с дополнениями, внесенными Законом Пермской области от 15 мая 2001 года № 1512-239)

Статья 2. Законодательство об охране труда

1. Отношения в сфере охраны труда на территории области регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, настоящим Законом и другими законами области, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления.

2. Настоящий Закон и принятые в его развитие нормативные правовые акты обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, гражданами Российской Федерации и других государств, а также лицами без гражданства, осуществляющими свою деятельность на территории области.

На граждан, проживающих на территории области и работающих по найму в организациях на территории других субъектов Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда соответствующих субъектов Российской Федерации.

3. Если международным договором, заключенным Российской Федерацией, установлены иные нормы и правила в сфере охраны труда, чем те, которые содержатся в федеральном и областном законодательстве, то применяются нормы и правила международного договора.

Статья 3. Основные принципы деятельности в сфере охраны труда

Политика в сфере охраны труда предусматривает совместные в пределах своей компетенции действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и области, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, работников и их профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, основанные на следующих принципах:

установление приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности работодателя;

координация деятельности в сфере охраны труда с обеспечением безопасности территорий, населения, производств, технологий, жизни и здоровья человека, его работоспособности и занятости;

государственное управление охраной труда; (абзац дополнен Законом Пермской области от 15 мая 2001 года № 1512-239)

принятие и реализация областных, муниципальных программ улучшения условий и охраны труда; (абзац дополнен Законом Пермской области от 15 мая 2001 года № 1512-239)

организация обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

проведение регулярной государственной классификации и сертификации, а также лицензирования и декларирования производств и объектов повышенной опасности по состоянию условий и охраны труда;

обязательное заключение ежегодных соглашений по охране труда между работодателем и уполномоченными работниками представительными органами;

обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

Органы государственной власти области с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывают, осуществляют и периодически пересматривают согласованную политику в сфере охраны труда.

Статья 4. Право работника на охрану труда

Органы государственной власти Пермской области гарантируют право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту), студентам, учащимся всех форм и видов обучения в период прохождения ими производственной практики, а также выполнения других трудовых обязанностей, включая обучение труду, военнослужащим, привлекаемым для работы в организациях, осужденным, отбывающим наказание по приговору суда, в период их работы в организациях, а также членам кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии. (абзац с дополнениями, внесенными Законом Пермской области от 15 мая 2001 года № 1512-239)

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов;

на отказ от выполнения работ, проводимых в нарушение требований по охране труда, техники безопасности, а также в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья или окружающих людей до устранения этой опасности. Данный отказ не влечет за собой необоснованных последствий для работника;

на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, дополнительными отпусками, сокращенным рабочим временем для лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, за счет средств работодателя;

на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

на сохранение места работы (должности) и среднего заработка на время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника, а также на время прохождения внеочередного медицинского осмотра (обследования) в соответствии с медицинскими рекомендациями; (абзац в редакции Закона Пермской области от 15 мая 2001 года № 1512-239)

на проведение инспектирования органами государственной экспертизы, надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника, на его рабочем месте;

на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда, в том числе на судебную защиту;

на участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда;

на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации. (абзац дополнен Законом Пермской области от 15 мая 2001 года № 1512-239)

РАЗДЕЛ 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ



Статья 5. Полномочия Законодательного Собрания
Пермской области в сфере охраны труда

Законодательное Собрание Пермской области в пределах своей компетенции:

принимает законы и иные нормативные правовые акты по вопросам охраны труда, обеспечению безопасности производственных объектов, территорий и населения, передачи в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий по осуществлению государственного управления охраной труда на территориях муниципальных образований, осуществляет толкование принятых законов и иных нормативных правовых актов; (абзац с дополнениями, внесенными Законом Пермской области от 15 мая 2001 года № 1512-239)

утверждает в составе бюджета области отдельной строкой финансирование областных целевых программ и мероприятий по охране труда; (абзац с изменениями, внесенными Законом Пермской области от 15 мая 2001 года № 1512-239)

утверждает областные целевые программы по охране труда и осуществляет контроль за их реализацией;

осуществляет иные не указанные в данной статье полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области.

Статья 6. Полномочия администрации области
в сфере охраны труда

1. Администрация области осуществляет регулирование в сфере охраны труда и обеспечивает на территории области исполнение законодательства об охране труда, для чего:

проводит на территории области государственную политику в сфере охраны труда;

обеспечивает развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере охраны труда;

образует подразделения по управлению охраной труда в составе областного органа по труду;

осуществляет иные не указанные в данной статье полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области.

2. Областной орган по труду осуществляет государственное управление охраной труда на территории области в пределах своей компетенции:

разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам охраны труда для внесения их в порядке законодательной инициативы губернатором области на рассмотрение Законодательного Собрания области;

организует разработку и исполнение областных целевых программ охраны труда, а также разделов по охране труда в других программах социально-экономического развития области;

обеспечивает взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов надзора и контроля, осуществляет контроль за исполнением законодательства об охране труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

организует областную систему государственной экспертизы условий труда, аттестацию рабочих мест и сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

обращается в суд с требованием о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда о нарушении требований охраны труда; (абзац в редакции Закона Пермской области от 15 мая 2001 года № 1512-239)

вносит предложения о дополнении федерального перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда;

определяет общий порядок проведения и рекомендуемые тарифы медицинских осмотров по охране труда;

участвует в расследовании смертельных, групповых несчастных случаев и несчастных случаев с возможным инвалидным исходом;

организует единую систему обучения и проверки знаний по охране труда, в том числе у руководителей и специалистов, выдает разрешения учебным заведениям области на право обучения и проверки знаний по охране труда у руководителей и специалистов, обеспечивает методическое руководство и контроль;

принимает участие в подготовке и реализации международных, федеральных и межрегиональных целевых программ по охране труда и производственной безопасности;

осуществляет иные не указанные в данной статье полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области.

Нормы и правила по охране труда, утверждаемые областным органом по труду, обязательны для всех юридических и физических лиц.

3. Взаимодействие областного органа по труду и территориальных подразделений федеральных органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда осуществляется через областной координационный совет по охране труда при губернаторе области. Порядок деятельности и персональный состав совета определяются губернатором области.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления области
в сфере охраны труда

1. Органы местного самоуправления области на территории соответствующих муниципальных образований обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, для чего: (абзац с изменениями, внесенными Законом Пермской области от 15 мая 2001 года № 1512-239)

определяют основные направления работы по охране труда, разрабатывают муниципальные программы по охране труда, содействуют их финансированию и реализации, контролируют соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов;

организуют с привлечением средств муниципальных бюджетов и фондов охраны труда предприятий разработку и реализацию мероприятий по охране труда, имеющих муниципальное значение;

создают при необходимости подразделения по охране труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»