Недействующий

Об областной комплексной программе "Оздоровление, отдых и трудоустройство детей и подростков в каникулярное время" на 1997-1998 гг. (утратило силу с 26 августа 2011 года)


1. Обоснование, цели, задачи и приоритеты программы

Областная целевая программа "Организация оздоровления, отдыха и трудоустройства детей и подростков в каникулярное время" в 1997-1998 годах (далее именуемая Программа) разработана администрацией Пермской области совместно с заинтересованными отделами, департаментами, управлениями и комитетами администрации области, областным советом профсоюзов, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, действующими на территории Пермской области, органами местного самоуправления и является составной частью целевой комплексной программы "Дети Прикамья" (региональные меры по выживанию, защите и развитию детей в 1996-1998 гг.).

Программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 210 "О продлении действия президентской программы "Дети России", постановлений Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 906 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации", от 15.04.96 N 165 "О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 1996 году" и направлена на реализацию социальной политики в области детства.

Каникулы составляют значительную часть годового свободного времени детей и подростков. Их умелая организация способствует восстановлению здоровья, физическому, интеллектуальному и духовному развитию детей и подростков.

Организация отдыха детей и подростков в настоящее время является одной из наиболее острых социальных проблем.

В учреждениях образования Пермской области на 01.01.97 обучается 429,7 тыс.детей школьного возраста. Ежегодно для более чем 72% из них создаются условия для отдыха в различных формах организованного оздоровления. Эти показатели в 1994-1996 годах являются одними из лучших в Российской Федерации. Однако существует множество проблем социально-правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, эколого-демографического, психолого-педагогического характера, которые определяются сложностью и комплексностью системы отдыха детей, требуют постоянного внимания к разрешению накапливающихся противоречий.

Сложившаяся система организации летнего отдыха детей является частью социально-экономической инфраструктуры и испытывает на себе все ее потрясения.

Необходимость оздоровления детей и подростков в каникулярное время со всей очевидностью вытекает из анализа состояния их здоровья.

Заболеваемость детского населения в 1996 году по сравнению с 1995 годом выросла на 3,6% и составляет 1565 случаев на 1000 детей. Первичная заболеваемость увеличилась с 1216 до 1260 случаев на 1000 детей. Высокая первичная заболеваемость связана со сниженной реактивностью детей в условиях экологического неблагополучия, поскольку состояние здоровья детского населения является одним из наиболее чувствительных показателей, отражающих изменение качества окружающей среды. Антропогенная нагрузка наиболее высока в городах, где проживает более 70% детского населения области.

В структуре заболеваемости по-прежнему ведущей патологией являются болезни органов дыхания - 57,6%, инфекционные и паразитарные заболевания - 8,5%, болезни нервной системы и органов чувств - 7,8%, травмы и отравления - 6,5%, болезни кожи и подкожной клетчатки 5,7%, пищеварительной системы - 3,4%. Значительно увеличилась распространенность бронхиальной астмы (на 41%) и других хронических болезней легких (на 11%). Ухудшается ситуация по венерическим заболеваниям, туберкулезу, распространяется токсикомания, наркомания и алкоголизм среди подростков.

В области зарегистрировано 10937 детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, что на 12,1% больше, чем в 1995 году. В структуре инвалидности первое место занимают болезни нервной системы и органов чувств (31,6%), затем психические расстройства - 24,%, врожденные аномалии - 17,4%, болезни эндокринной системы, расстройства питания - 4,5%, болезни органов дыхания - 3,7%.

Таким образом, на фоне сложной экономической ситуации, снижения жизненного уровня населения, ухудшения качества и структуры питания, увеличения учебных нагрузок растет детская заболеваемость. Этим определяются повышенные требования к каникулам для максимальной реабилитации, профилактики и лечения хронических заболеваний. Использование природных летних факторов (солнце, воздух, вода), калорийное и витаминизированное питание должны способствовать снижению заболеваемости, физическому развитию и росту детей.

Очевидно, что в оздоровительных учреждениях всех типов необходимо проводить не только оздоровительную работу, но и последовательно реализовывать комплексные программы, нацеленные на формирование здорового образа жизни.

Реализация таких программ предполагает не только наличие квалифицированных кадров педагогов, психологов, медиков, физкультурных и других работников, обладающих новым профессиональным мышлением, но и создание необходимой материально-экономической базы.

Новые социально-экономические условия привели к сокращению и ухудшению материальной базы загородных оздоровительных центров. Число загородных оздоровительных центров, по данным Пермского областного комитета государственной статистики, сократилось в период с 1990 года по 1996 год почти в два раза. Одновременно появились загородные оздоровительные центры, находящиеся в муниципальной собственности: в 1996 году функционировал 21 загородный оздоровительный центр, полностью или частично (текущее содержание) финансируемый из местных бюджетов. Значительно возросло общее количество оздоровительных центров: с 1493 в 1990 году до 2022 в 1996 году, в основном за счет увеличения числа лагерей с дневным пребыванием (с 598 до 960), санаторного типа (с 26 до 72), профильных лагерей (со 156 до 235). В 1996 году в области функционировал 101 загородный оздоровительный центр с различной формой собственности.

Основная масса детей (77,2%) отдыхает в оздоровительных центрах различных типов с муниципальной формой собственности. В области функционирует только один загородный оздоровительный центр с частной формой собственности, 0,6% загородных оздоровительных центров находятся в государственной, 4,2% - в смешанной формах собственности.

В последние годы происходит ухудшение материальной базы загородных оздоровительных центров, обветшание корпусов, пищеблоков. В рамках подготовки загородных оздоровительных центров к сезону проводится, как правило, только текущий ремонт.

Значительные трудности для подготовки смен для детей, смен "Мать и дитя" испытывают санатории-профилактории. Несмотря на это, практически все из них (их в области 73) открывают свои двери в летний период для оздоровления детей. В них при поддержке исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации на территории Пермской области (далее - Фонд социального страхования) осуществляются территориальные программы оздоровления длительно и часто болеющих детей, детей-инвалидов.

Финансирование системы летнего отдыха происходит по нескольким каналам. Основным источником для организации летней оздоровительной кампании являются средства областного и местных бюджетов, средства Фонда социального страхования. Значительную долю составляют средства предприятий и других внебюджетных фондов. Так, в 1996 году основными источниками финансирования оздоровительной кампании были: