АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2012 г. N 722-па
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012-2015 ГОДЫ»
(с изменениями на 21 августа 2013 года)
__________________________________________
Документ с изменениями, внесёнными:
постановлением Администрации Курской области от 22 марта 2013 года № 148-па
постановлением Администрации Курской области от 21 августа 2013 года № 545-па
__________________________________________
Администрация Курской области постановляет:
Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Улучшение условий и охраны труда в Курской области на 2012-2015 годы».
Губернатор
Курской области
А.Н. Михайлов
Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 17 августа 2012 г. № 722-па
(в ред., введенной в действие
постановлением Администрации Курской области
от 21 августа 2013 года № 545-па, -
см. предыдущую редакцию)
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012-2015 ГОДЫ»
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «УЛУЧШЕНИЕ
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012-2015 ГОДЫ»
Наименование Программы | - | областная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в Курской области на 2012-2015 годы» (далее – Программа) |
Основание для разработки Программы | - | Трудовой кодекс Российской Федерации; |
Государственный заказчик | - | комитет по труду и занятости населения Курской области |
Государственный заказчик-координатор (исполнитель-координатор) | - | комитет по труду и занятости населения Курской области |
Основные разработчики Программы | - | комитет по труду и занятости населения Курской области |
Цели и задачи Программы | - | целью Программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Курской области. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (чел.); |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2012-2015 годы в один этап |
Перечень подпрограмм | - | не предусмотрены |
Исполнители основных мероприятий Программы | - | комитет по труду и занятости населения Курской области, |
Объемы и источники финансирования Программы | - | финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, прочих источников. |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | общий контроль за ходом реализации Программы осуществляется Администрацией Курской области. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности реализации Программы | - | в результате реализации Программы ожидается: |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Несмотря на улучшение некоторых показателей состояния охраны труда (например, ежегодного снижения показателей общего и смертельного травматизма), во многих организациях Курской области сохраняется высокий уровень травматизма и производственно-обусловленной заболеваемости.
В Курской области число пострадавших от несчастных случаев на производстве в 2010 году по сравнению с 2006 годом снизилось с 457 человек до 292 человек, из них со смертельным исходом с 29 до 8 человек, коэффициент частоты производственного травматизма снизился с 2,1 до 1,6 и коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом снизился с 0,13 до 0,045.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в Курской области снижается и характеризуется следующими данными (таблица 1).
Таблица 1
Уровень производственного травматизма
(в расчете на 1 тыс. работающих) в 2006-2010 годах
(по данным Росстата)
Территория | Годы | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Российская Федерация | 2,9 | 2,7 | 2,5 | 2,1 | 2,2 |
Центральный федеральный округ | 2,4 | 2,3 | 2,1 | 1,8 | 1,9 |
Курская область | 2,1 | 1,9 | 1,9 | 1,6 | 1,6 |
Анализ причин и условий возникновения несчастных случаев на производстве показывает, что большинство несчастных случаев в организациях Курской области происходит по причинам организационного характера, где основную роль играет «человеческий фактор», прежде всего связанный с неудовлетворительной организацией производства работ, а также с недостатками в организации обучения и подготовки работников по охране труда, обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.
К другим причинам относятся: недостатки в обучении безопасным приемам труда, неудовлетворительное техническое состояние зданий, территорий, несовершенство технологических процессов и недостатки в организации рабочих мест. В Курской области ежегодно растет количество лиц с установленным профессиональным заболеванием (таблица 2).
Численность лиц с установленным профессиональным заболеванием
(по данным Росстата)
| Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием | |||
человек | на 10 000 работающих | |||
2009 | 2010 | 2009 | 2010 | |
Российская Федерация | 6565 | 7047 | 3,0 | 3,3 |
Центральный федеральный округ | 706 | 1619 | 1,3 | 3,1 |
Курская область | 52 | 63 | 1,06 | 1,1 |
Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать следующие выводы: неудовлетворительное состояние условий труда, длительное воздействие вредных производственных факторов на организм работающих являются основными причинами формирования у работающих профессиональной патологии.
Причинами возникновения и развития профессиональных заболеваний также являются: продолжительный профессиональный маршрут в контакте с вредными факторами производственной среды; несовершенство технологических процессов; конструктивные недостатки средств труда (машин, механизмов, оборудования, инструментов); несвоевременное трудоустройство при наличии медицинских противопоказаний к выполнению работ в профессии; несовершенство рабочих мест; неприменение и отсутствие средств индивидуальной защиты. Наряду с объективными причинами следует отметить и субъективные: стремление работников к социальной, в том числе материальной защищенности.
В Курской области растет количество работающих в неблагоприятных условиях труда. В 2006 году в таких условиях трудилось 28771 человек, а в 2010 году - 29627 человек. Если доля работников, занятых во вредных условиях труда, в 2006 году составляла 24,9% всех работающих на предприятиях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и в связи, то в 2010 году этот показатель - 30,5% (таблица 3).
Удельный вес работников, занятых в условиях труда,
не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам
(по данным Росстата)
Территория | Годы | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Российская Федерация | 23,4 | 24,9 | 26,2 | 27,5 | 29,0 |
Центральный федеральный округ | 25,4 | 18,7 | 19,4 | 20,5 | 32,1 |
Курская область | 24,9 | 24,9 | 26,5 | 27,2 | 30,5 |
На предприятиях отдельных видов экономической деятельности этот показатель ещё выше. Причем, основной рост данных показателей произошел в 2010 году.
Аналогичная ситуация складывается и в целом по Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой намечено сокращение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В Курской области число пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2010 году по сравнению с 2008 годом (380 человек) уменьшилось на 23,2 % и составило 292 человека (в 2009 году - 297 человек). Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2010 году по сравнению с 2008 годом (28 человек) уменьшилась на 71,4 % и составила 8 человек (в 2009 году – 18 человек). Коэффициент частоты производственного травматизма по сравнению с 2008 годом (1,9) уменьшился на 15,8 % и достиг в 2010 году значения 1,6 (в 2009 году – 1,6). Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом по сравнению с 2008 годом (0,139) уменьшился на 68 % и достиг в 2010 году значения 0,045 (в 2009 году – 0,098).
Основной задачей в области охраны труда в настоящее время является переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников.
Создание системы выявления и управления профессиональными рисками предусмотрено Программой действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. № 586.
Эффективность работы по реализации Программы, как одного из основных направлений государственной политики в области охраны труда, определяется действием системы управления охраной труда на основе нормативной правовой базы по охране труда в Курской области.
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы на уровне Курской области с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Программы социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годыявляется социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Курской области.
Одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации,
а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие
эффективность реализации Программы
Целью Программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Курской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Курской области;
совершенствование нормативной правовой базы охраны труда;
непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения Курской области.
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2012-2015 годов в один этап.
Целевыми индикаторами и показателями Программы, характеризующими эффективность реализации Программы, являются:
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих;
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих;
численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих;
численность первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью в расчёте на 10 тыс. работающих;
удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике Курской области;
удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике Курской области;
количество организаций, расположенных на территории Курской области, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В результате реализации Программы ожидается снижение общего количества пострадавших от несчастных случаев на производстве на 15 % к уровню 2008 г. (380 человек) (за период реализации Программы на 3%).
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы, характеризующие эффективность реализации Программы, приведены в приложении № 1 к настоящей Программе.
III. Перечень программных мероприятий, сроки их реализации,
и объемы финансирования