Недействующий

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Администрации Курской области от 20.09.2013 N 659-па, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru - 24.09.2013).
____________________________________________________________________

АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 2012 г. N 722-па


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012-2015 ГОДЫ»

(с изменениями на 21 августа 2013 года)

__________________________________________
Документ с изменениями, внесёнными:
постановлением Администрации Курской области от 22 марта 2013 года № 148-па
постановлением Администрации Курской области от 21 августа 2013 года № 545-па
__________________________________________

     

Администрация Курской области постановляет:

Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Улучшение условий и охраны труда в Курской области на 2012-2015 годы».

     

Губернатор
Курской области
А.Н. Михайлов

Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 17 августа 2012 г. № 722-па
(в ред., введенной в действие
постановлением Администрации Курской области
от 21 августа 2013 года № 545-па, -
см. предыдущую редакцию)

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012-2015 ГОДЫ»


ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «УЛУЧШЕНИЕ
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012-2015 ГОДЫ»

     

Наименование Программы

-

областная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в Курской области на 2012-2015 годы» (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

-

Трудовой кодекс Российской Федерации;
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351;
приказ Минздравсоцразвития России от 17.02.2010 г. № 91 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда»

Государственный заказчик

-

комитет по труду и занятости населения Курской области

Государственный заказчик-координатор (исполнитель-координатор)

-

комитет по труду и занятости населения Курской области

Основные разработчики Программы

-

комитет по труду и занятости населения Курской области

Цели и задачи Программы

-

целью Программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Курской области.
Задачами, направленными на достижение поставленной цели, являются:
Задача 1. Внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Курской области.
Задача 2. Совершенствование нормативной правовой базы Курской области в области охраны труда.
Задача 3. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения.
Задача 4. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
Задача 5. Совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения Курской области

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (чел.);
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих;
численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих;
численность лиц, первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью, в расчёте на 10 тыс. работающих;
удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике Курской области (%);
удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике Курской области (%);
количество организаций, расположенных на территории Курской области, подавших в установленном порядке декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Сроки и этапы реализации Программы

-

2012-2015 годы в один этап

Перечень подпрограмм

-

не предусмотрены

Исполнители основных мероприятий Программы

-

комитет по труду и занятости населения Курской области,
ГУ «Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» (по согласованию),
Государственная инспекция труда в Курской области (по согласованию),
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области (по согласованию),
ОО «Федерация профсоюзных организаций Курской области» (по согласованию),
комитет здравоохранения Курской области, исполнительные органы государственной власти Курской области,
территориальный фонд обязательного медицинского страхования Курской области (по согласованию),
органы местного самоуправления (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы

-

финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, прочих источников.
Общий объем финансирования Программы на весь период ее реализации составляет 114305,6 тыс. рублей, в том числе:
2012 г. – 25700,0 тыс. рублей;
2013 г. – 27868,2 тыс. рублей;
2014 г. – 29502,2 тыс. рублей;
2015 г. – 31235,2 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 1878,6 тыс. рублей на весь период ее реализации в том числе по годам:
2013 г. – 626,2 тыс. рублей;
2014 г. – 626,2 тыс. рублей;
2015 г. – 626,2 тыс. рублей.
Объём финансирования за счёт прочих источников:
средства Государственного учреждения «Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» - 112 427,0 тыс. рублей на весь период ее реализации, в том числе по годам:
2012 г. –25700,0 тыс. рублей;
2013 г. – 27242,0 тыс. рублей;
2014 г. –28876,0 тыс. рублей;
2015 г. – 30609,0 тыс. рублей

Система организации контроля за исполнением Программы

-

общий контроль за ходом реализации Программы осуществляется Администрацией Курской области.
Текущий контроль – комитетом по труду и занятости населения Курской области

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности реализации Программы

-

в результате реализации Программы ожидается:
снижение к 2015 году
численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих до 1,81;
численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих до 0,062;
численности лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих до 1,0;
численности первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью в расчёте на 10 тыс. работающих до 0,83;
удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике Курской области до 30,2%;
увеличение к 2015 году удельного веса работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике Курской области до 46,5%.
доведение к 2015 году количества организаций, расположенных на территории Курской области, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда до 80 организаций
     (в ред., введенной в действие постановлением Администрации Курской области от 22 марта 2013 года № 148-па, - см. предыдущую редакцию)


I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

     

Несмотря на улучшение некоторых показателей состояния охраны труда (например, ежегодного снижения показателей общего и смертельного травматизма), во многих организациях Курской области сохраняется высокий уровень травматизма и производственно-обусловленной заболеваемости.

В Курской области число пострадавших от несчастных случаев на производстве в 2010 году по сравнению с 2006 годом снизилось с 457 человек до 292 человек, из них со смертельным исходом с 29 до 8 человек, коэффициент частоты производственного травматизма снизился с 2,1 до 1,6 и коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом снизился с 0,13 до 0,045.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в Курской области снижается и характеризуется следующими данными (таблица 1).

     

Таблица 1

     

Уровень производственного травматизма
(в расчете на 1 тыс. работающих) в 2006-2010 годах

     
                                                                                                                                                                       (по данным Росстата)

Территория

Годы

 2006

 2007

 2008

 2009

2010

Российская Федерация

2,9

2,7

2,5

2,1

2,2

Центральный федеральный округ

2,4

2,3

2,1

1,8

1,9

Курская область

2,1

1,9

1,9

1,6

1,6

 

Анализ причин и условий возникновения несчастных случаев на производстве показывает, что большинство несчастных случаев в организациях Курской области происходит по причинам организационного характера, где основную роль играет «человеческий фактор», прежде всего связанный с неудовлетворительной организацией производства работ, а также с недостатками в организации обучения и подготовки работников по охране труда, обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.

К другим причинам относятся: недостатки в обучении безопасным приемам труда, неудовлетворительное техническое состояние зданий, территорий, несовершенство технологических процессов и недостатки в организации рабочих мест. В Курской области ежегодно растет количество лиц с установленным профессиональным заболеванием (таблица 2).

     

Таблица 2

     

Численность лиц с установленным профессиональным заболеванием  

     
                                                                                                                                                                        (по данным Росстата)


Территория

Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием

человек

на 10 000 работающих

2009

2010

2009

2010

Российская Федерация

6565

7047

3,0

3,3

Центральный федеральный округ

706

1619

1,3

3,1

Курская область

52

63

1,06

1,1


     Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать следующие выводы: неудовлетворительное состояние условий труда, длительное воздействие вредных производственных факторов на организм работающих являются основными причинами формирования у работающих профессиональной патологии.
     Причинами возникновения и развития профессиональных заболеваний также являются: продолжительный профессиональный маршрут в контакте с вредными факторами производственной среды; несовершенство технологических процессов; конструктивные недостатки средств труда (машин, механизмов, оборудования, инструментов); несвоевременное трудоустройство при наличии медицинских противопоказаний к выполнению работ в профессии; несовершенство рабочих мест; неприменение и отсутствие средств индивидуальной защиты. Наряду с объективными причинами следует отметить и субъективные: стремление работников к социальной, в том числе материальной защищенности.
     В Курской области растет количество работающих в неблагоприятных условиях труда. В 2006 году в таких условиях трудилось 28771 человек, а в 2010 году - 29627 человек. Если доля работников, занятых во вредных условиях труда, в 2006 году составляла 24,9% всех работающих на предприятиях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и в связи, то в 2010 году этот показатель - 30,5% (таблица 3).

Таблица 3

Удельный вес работников, занятых в условиях труда,
не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам

                                                                                                                                                                       (по данным Росстата)

Территория

Годы

 2006

 2007

 2008

 2009

2010

Российская Федерация

23,4

24,9

26,2

27,5

29,0

Центральный федеральный округ

25,4

18,7

19,4

20,5

32,1

Курская область

24,9

24,9

26,5

27,2

30,5


     На предприятиях отдельных видов экономической деятельности этот показатель ещё выше. Причем, основной рост данных показателей произошел в 2010 году.
     Аналогичная ситуация складывается и в целом по Российской Федерации.
     Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой намечено сокращение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
     В Курской области число пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2010 году по сравнению с 2008 годом (380 человек) уменьшилось на 23,2 % и составило 292 человека (в 2009 году - 297 человек). Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2010 году по сравнению с 2008 годом (28 человек) уменьшилась на 71,4 % и составила 8 человек (в 2009 году – 18 человек). Коэффициент частоты производственного травматизма по сравнению с 2008 годом (1,9) уменьшился на 15,8 % и достиг в 2010 году значения 1,6 (в 2009 году – 1,6). Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом по сравнению с 2008 годом (0,139) уменьшился на 68 % и достиг в 2010 году значения 0,045 (в 2009 году – 0,098).
     Основной задачей в области охраны труда в настоящее время является переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников.
     Создание системы выявления и управления профессиональными рисками предусмотрено Программой действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. № 586.
     Эффективность работы по реализации Программы, как одного из основных направлений государственной политики в области охраны труда, определяется действием системы управления охраной труда на основе нормативной правовой базы по охране труда в Курской области.
     Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы на уровне Курской области с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Программы социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годыявляется социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Курской области.
     Одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.

    

II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации,
а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие
эффективность реализации Программы

Целью Программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Курской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Курской области;

совершенствование нормативной правовой базы охраны труда;

непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;

совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения Курской области.

Реализация Программы будет осуществляться в течение 2012-2015 годов в один этап.

Целевыми индикаторами и показателями Программы, характеризующими эффективность реализации Программы, являются:

численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих;

численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих;

численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих;

численность первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью в расчёте на 10 тыс. работающих;

удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике Курской области;

удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике Курской области;

количество организаций, расположенных на территории Курской области, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В результате реализации Программы ожидается снижение общего количества пострадавших от несчастных случаев на производстве на 15 % к уровню 2008 г. (380 человек) (за период реализации Программы на 3%).

Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы, характеризующие эффективность реализации Программы, приведены в приложении № 1 к настоящей Программе.

III. Перечень программных мероприятий, сроки их реализации,
и объемы финансирования

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»