АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2012 года N 678-па


Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

(с изменениями на 7 сентября 2023 года)

(в ред. постановлений Администрации Курской области от 24.06.2013 N 396-па, от 24.02.2016 N 100-па, от 12.05.2017 N 380-па, от 30.01.2020 N 84-па, от 20.07.2020 N 737-па, постановления Правительства Курской области от 07.09.2023 N 977-пп)




В соответствии со статьями 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" Администрация Курской области постановляет:


(в ред. постановления Правительства Курской области от 07.09.2023 N 977-пп)


1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.


(п. 1 в ред. постановления Администрации Курской области от 24.02.2016 N 100-па)


2. Утратил силу. - Постановление Администрации Курской области от 12.05.2017 N 380-па.


3. Исключен. - Постановление Правительства Курской области от 07.09.2023 N 977-пп.


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2012 г.



Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ



Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 31 июля 2012 г. N 678-па



ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в ред. постановлений Администрации Курской области от 24.06.2013 N 396-па, от 24.02.2016 N 100-па, от 30.01.2020 N 84-па, постановления Правительства Курской области от 07.09.2023 N 977-пп)




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью установлен Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", другими нормативными правовыми актами.


Число семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно растет. Анализ проблем, с которыми сталкиваются усыновители, опекуны (попечители), приемные родители (далее - приемные родители, замещающие семьи), показывает, что не все граждане готовы воспринимать и принимать ребенка со всеми присущими ему особенностями и недостатками. Это обусловлено как малой информированностью принимающих родителей о психологических особенностях ребенка, пережившего разлуку с кровными родителями и воспитывающегося в учреждении интернатного типа, так и спецификой развития этих детей. В результате у новых родителей возникают мысли о непреодолимости выявившихся проблем, нарушается контакт с ребенком, появляется чувство раздражения и разочарования. В крайних случаях ребенка возвращают в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которого он был передан на воспитание в замещающую семью. Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей в замещающие семьи до недавнего времени не предусматривала какой-либо подготовки приемных родителей и профессиональной помощи семье, взявшей ребенка на воспитание.


Для изменения сложившегося положения и обеспечения успешной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье назрела острая необходимость осуществлять подготовку таких родителей.


В соответствии с пунктом 15 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", осуществляется подготовка граждан, выразивших желание принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.


Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623, и направлена на обеспечение в Курской области подготовки кандидатов в приемные родители, граждан, не имеющих опыта осуществления опеки (попечительства) над несовершеннолетними, успешную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях.


Программа является комплексной и включает в себя освещение нормативно-правовых основ деятельности приемных родителей, социальные и психолого-педагогические аспекты, содержание и технологии семейного воспитания.


Программа предназначена для обучения взрослых, что предъявляет особые требования к организационной стороне ее реализации. Основными направлениями деятельности являются:


1) образовательное - обучение слушателей по программе;


2) консалтинг - индивидуальное практическое занятие для кандидатов в приемные родители по проблемам семейных отношений, развития и воспитания приемного ребенка.



Цели и задачи курса подготовки


Цель курса подготовки - подготовка кандидатов в приемные родители к приему и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ребенок, дети), формирование у них родительских компетенций.


Задачи курса подготовки:


1) выявление и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;


2) оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;


3) ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;


4) формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;


5) формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;


6) ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;


7) ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;


8) ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.


Показателями готовности кандидатов в приемные родители будут выступать умения осознавать реальные проблемы становления семьи с приемным ребенком, умения разбираться в своих чувствах и намерениях и управлять данными процессами, способность организовывать взаимодействие со службами и специалистами по решению проблем приемной семьи и профилактике их возникновения.



Ожидаемые результаты обучения


Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении курса:


Должны иметь четкое представление:


о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии с органами опеки и попечительства, службой сопровождения приемных семей в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, мерах государственной поддержки, предоставляемых приемным семьям в Российской Федерации и Курской области в соответствии с действующим законодательством;


об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;


о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;


о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;


о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;


о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;


о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.


Должны знать:


свои права и обязанности как приемных родителей как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;


закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;


важность удовлетворения потребности ребенка в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;


причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;


о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;


об этапах и особенностях проживания горя, о возможности оказания помощи ребенку при проживании горя;


об особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;


о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;


санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»