В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" Администрация Курской области постановляет:
1. Внести в постановление Администрации Курской области от 31.07.2012 N 678-па "Об организации подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей" следующие изменения:
1) в наименовании и в абзацах втором и третьем пункта 2 слова "подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей" в соответствующем падеже заменить словами "подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" в соответствующем падеже;
2) Программу подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции;
3) Порядок подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный указанным постановлением, изложить в новой редакции.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью установлен Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", другими нормативными правовыми актами.
Число семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно растет. Анализ проблем, с которыми сталкиваются усыновители, опекуны (попечители), приемные родители (далее - приемные родители, замещающие семьи), показывает, что не все граждане готовы воспринимать и принимать ребенка со всеми присущими ему особенностями и недостатками. Это обусловлено как малой информированностью принимающих родителей о психологических особенностях ребенка, пережившего разлуку с кровными родителями и воспитывающегося в учреждении интернатного типа, так и спецификой развития этих детей. В результате у новых родителей возникают мысли о непреодолимости выявившихся проблем, нарушается контакт с ребенком, появляется чувство раздражения и разочарования. В крайних случаях ребенка возвращают в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которого он был передан на воспитание в замещающую семью. Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей в замещающие семьи до недавнего времени не предусматривала какой-либо подготовки приемных родителей и профессиональной помощи семье, взявшей ребенка на воспитание.
Для изменения сложившегося положения и обеспечения успешной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье назрела острая необходимость осуществлять подготовку таких родителей.
В соответствии с пунктом 15 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", осуществляется подготовка граждан, выразивших желание принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623, и направлена на обеспечение в Курской области подготовки кандидатов в приемные родители, граждан, не имеющих опыта осуществления опеки (попечительства) над несовершеннолетними, успешную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях.
Программа является комплексной и включает в себя освещение нормативно-правовых основ деятельности приемных родителей, социальные и психолого-педагогические аспекты, содержание и технологии семейного воспитания.
Программа предназначена для обучения взрослых, что предъявляет особые требования к организационной стороне ее реализации. Основными направлениями деятельности являются:
1) образовательное - обучение слушателей по программе;
2) консалтинг - индивидуальное практическое занятие для кандидатов в приемные родители по проблемам семейных отношений, развития и воспитания приемного ребенка.
Цели и задачи курса подготовки
Цель курса подготовки - подготовка кандидатов в приемные родители к приему и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ребенок, дети), формирование у них родительских компетенций.
Задачи курса подготовки:
1) выявление и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
2) оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
3) ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
4) формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
5) формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
6) ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
7) ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
8) ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Показателями готовности кандидатов в приемные родители будут выступать умения осознавать реальные проблемы становления семьи с приемным ребенком, умения разбираться в своих чувствах и намерениях и управлять данными процессами, способность организовывать взаимодействие со службами и специалистами по решению проблем приемной семьи и профилактике их возникновения.
Ожидаемые результаты обучения
Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении курса:
Должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии с органами опеки и попечительства, службой сопровождения приемных семей в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, мерах государственной поддержки, предоставляемых приемным семьям в Российской Федерации и Курской области в соответствии с действующим законодательством;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
Должны знать:
свои права и обязанности как приемных родителей как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
об этапах и особенностях проживания горя, о возможности оказания помощи ребенку при проживании горя;
об особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
Должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка.
Организация изучения курса подготовки
В ходе проведения курса подготовки специалисты организации должны:
создать атмосферу для установления партнерских отношений в группе кандидатов в приемные родители для осуществления ими дальнейшей взаимной поддержки и обмена опытом после размещения детей в их семьи;
дать возможность каждому кандидату в приемные родители проявить себя в процессе подготовки для самооценки им своей компетенции как воспитателя;
изучить психологические особенности и возможности будущих приемных родителей с целью разработки рекомендаций органам опеки и попечительства о наиболее оптимальных условиях размещения детей, оставшихся без попечения родителей, в конкретных семьях;
помочь кандидатам в приемные родители стать более восприимчивыми по отношению к возможным чувствам и реакциям других людей, прежде всего ребенка.
Категория слушателей: кандидаты в приемные родители; а также приемные родители, уже воспитывающие приемного ребенка (для повышения их родительской компетентности).
Форма обучения:
очно-заочная с использованием дистанционных технологий;
по индивидуальному плану, составленному на основе настоящей программы.
Учебно-тематический план
N | Разделы | все- | Количество часов | Форма | ||||
в том числе | ||||||||
лек- | семинары- | индиви- | само- | итого- | ||||
1 | Введение в курс | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | Структури- |
2 | Представление о | 7 | 1 | 4 | 1 | 1 | 0 | |
3 | Этапы развития | 3 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | |
4 | Особенности | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | |
5 | Последствия от | 7 | 1 | 4 | 2 | 0 | 0 | |
6 | Адаптация | 4 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | |
7 | "Трудное" | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | |
8 | Обеспечение | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | |
9 | Особенности | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | |
10 | Роль семьи в | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | |
11 | Основы | 4 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | |
12 | Взаимодействие | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | |
13 | Подведение | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | собесе- |
14 | Всего | 56 | 8 | 18 | 12 | 14 | 4 |