АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2013 г. N 396-па



О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31.07.2012 N 678-ПА
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ
ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ УСЫНОВИТЕЛЯМИ, ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"


В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" Администрация Курской области постановляет:

1. Внести в постановление Администрации Курской области от 31.07.2012 N 678-па "Об организации подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей" следующие изменения:

1) в наименовании и в абзацах втором и третьем пункта 2 слова "подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей" в соответствующем падеже заменить словами "подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" в соответствующем падеже;

2) Программу подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции;

3) Порядок подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный указанным постановлением, изложить в новой редакции.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. Губернатора
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ

               

Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 31 июля 2012 г. N 678-па
(в редакции постановления
Администрации Курской области
от 24 июня 2013 г. N 396-па)

     
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью установлен Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", другими нормативными правовыми актами.

Число семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно растет. Анализ проблем, с которыми сталкиваются усыновители, опекуны (попечители), приемные родители (далее - приемные родители, замещающие семьи), показывает, что не все граждане готовы воспринимать и принимать ребенка со всеми присущими ему особенностями и недостатками. Это обусловлено как малой информированностью принимающих родителей о психологических особенностях ребенка, пережившего разлуку с кровными родителями и воспитывающегося в учреждении интернатного типа, так и спецификой развития этих детей. В результате у новых родителей возникают мысли о непреодолимости выявившихся проблем, нарушается контакт с ребенком, появляется чувство раздражения и разочарования. В крайних случаях ребенка возвращают в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которого он был передан на воспитание в замещающую семью. Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей в замещающие семьи до недавнего времени не предусматривала какой-либо подготовки приемных родителей и профессиональной помощи семье, взявшей ребенка на воспитание.

Для изменения сложившегося положения и обеспечения успешной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье назрела острая необходимость осуществлять подготовку таких родителей.

В соответствии с пунктом 15 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", осуществляется подготовка граждан, выразивших желание принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623, и направлена на обеспечение в Курской области подготовки кандидатов в приемные родители, граждан, не имеющих опыта осуществления опеки (попечительства) над несовершеннолетними, успешную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях.

Программа является комплексной и включает в себя освещение нормативно-правовых основ деятельности приемных родителей, социальные и психолого-педагогические аспекты, содержание и технологии семейного воспитания.

Программа предназначена для обучения взрослых, что предъявляет особые требования к организационной стороне ее реализации. Основными направлениями деятельности являются:

1) образовательное - обучение слушателей по программе;

2) консалтинг - индивидуальное практическое занятие для кандидатов в приемные родители по проблемам семейных отношений, развития и воспитания приемного ребенка.

Цели и задачи курса подготовки


Цель курса подготовки - подготовка кандидатов в приемные родители к приему и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ребенок, дети), формирование у них родительских компетенций.

Задачи курса подготовки:

1) выявление и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

2) оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

3) ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

4) формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

5) формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

6) ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

7) ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

8) ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

Показателями готовности кандидатов в приемные родители будут выступать умения осознавать реальные проблемы становления семьи с приемным ребенком, умения разбираться в своих чувствах и намерениях и управлять данными процессами, способность организовывать взаимодействие со службами и специалистами по решению проблем приемной семьи и профилактике их возникновения.

Ожидаемые результаты обучения


Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении курса:

Должны иметь четкое представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии с органами опеки и попечительства, службой сопровождения приемных семей в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, мерах государственной поддержки, предоставляемых приемным семьям в Российской Федерации и Курской области в соответствии с действующим законодательством;

об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;

о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

Должны знать:

свои права и обязанности как приемных родителей как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

об этапах и особенностях проживания горя, о возможности оказания помощи ребенку при проживании горя;

об особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

Должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;

быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

заботиться о здоровье ребенка;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка.

Организация изучения курса подготовки


В ходе проведения курса подготовки специалисты организации должны:

создать атмосферу для установления партнерских отношений в группе кандидатов в приемные родители для осуществления ими дальнейшей взаимной поддержки и обмена опытом после размещения детей в их семьи;

дать возможность каждому кандидату в приемные родители проявить себя в процессе подготовки для самооценки им своей компетенции как воспитателя;

изучить психологические особенности и возможности будущих приемных родителей с целью разработки рекомендаций органам опеки и попечительства о наиболее оптимальных условиях размещения детей, оставшихся без попечения родителей, в конкретных семьях;

помочь кандидатам в приемные родители стать более восприимчивыми по отношению к возможным чувствам и реакциям других людей, прежде всего ребенка.

Категория слушателей: кандидаты в приемные родители; а также приемные родители, уже воспитывающие приемного ребенка (для повышения их родительской компетентности).

Форма обучения:

очно-заочная с использованием дистанционных технологий;

по индивидуальному плану, составленному на основе настоящей программы.

Учебно-тематический план

 N
п/п

    Разделы     
   программы    

все-
 го

           Количество часов           

  Форма   
 контроля

             в том числе              

лек-
ции

семинары-
тренинги

индиви-
дуальные
практи-
 ческие
занятия

 само-
 стоя-
тельная
работа

итого-
 вая  
аттес-
тация

 1

Введение в курс
подготовки      
кандидатов в    
приемные        
родители        

  1

 0  

    0    

    0   

   1   

  0   

Структури-
рованное  
интервью  

 2

Представление о
потребностях    
развития        
приемного       
ребенка и       
необходимых     
компетенциях    
приемных        
родителей.      
Понятие о       
мотивации       
приемных        
родителей       

  7

 1  

    4    

    1   

   1   

  0   

 3

Этапы развития  
ребенка         

  3

 0  

    0    

    1   

   2   

  0   

 4

Особенности     
развития и      
поведения       
ребенка,        
оставшегося без
попечения       
родителей,      
подвергавшегося
жестокому       
обращению.      
Диспропорции    
развития ребенка

  6

 1  

    2    

    1   

   2   

  0   

 5

Последствия от  
разрыва с       
кровной семьей  
для развития    
ребенка,        
оставшегося     
без попечения   
родителей       
(нарушения      
привязанности,  
особенности     
переживания     
горя и потери,  
формирование    
личной и        
семейной        
идентичности)   

  7

 1  

    4    

    2   

   0   

  0   

 6

Адаптация       
ребенка и       
приемной семьи  

  4

 0  

    2    

    1   

   1   

  0   

 7

"Трудное"       
поведение       
приемного       
ребенка, навыки
управления      
"трудным"       
поведением      
ребенка         

  5

 1  

    2    

    1   

   1   

  0   

 8

Обеспечение     
безопасности    
ребенка. Меры по
предотвращению  
рисков жестокого
обращения и     
причинения вреда
здоровью ребенка

  4

 1  

    1    

    1   

   1   

  0   

 9

Особенности     
полового        
воспитания      
ребенка         

  2

 0  

    0    

    1   

   1   

  0   

10

Роль семьи в    
обеспечении     
потребностей    
развития и      
реабилитации    
ребенка         

  5

 1  

    2    

    1   

   1   

  0   

11

Основы          
законодательства
Российской      
Федерации об    
устройстве      
детей,          
оставшихся      
без попечения   
родителей, в    
семьи граждан   

  4

 1  

    0    

    1   

   2   

  0   

12

Взаимодействие  
приемной семьи с
органами опеки и
попечительства и
иными           
организациями,  
предоставляющими
услуги детям и  
семьям          

  4

 1  

    1    

    1   

   1   

  0   

13

Подведение      
итогов освоения
курса подготовки
и итоговые      
рекомендации по
приему ребенка в
семью. Итоговая
аттестация      

  4

 0  

    0    

    0   

   0   

  0   

собесе-   
дование   

14

Всего           

 56

 8  

   18    

   12   

  14   

  4   

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»