Развитие пространственной структуры производительных сил и расселение населения по территории области определены Схемой территориального планирования Курской области, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 20.11.2009 N 382.
Исторически сложившееся функциональное зонирование Курской области находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с планировочно-функциональной структурой Центрально-Черноземного экономического района России и структурой окружающих ее областей - Брянской, Орловской, Липецкой, Воронежской, Белгородской, а также Сумской областью Украины.
Основу Центрально-Черноземного экономического района формирует чередование урбанизированных и аграрных полосовых зон, которые, в свою очередь, являются составной частью системы расселения Европейской части России.
Планировочная структура - модель пространственной организации территории, представляющая ее в виде системы планировочных центров и осей, планировочных районов и зон.
Планировочные центры - места сосредоточения людских и материальных ресурсов, определяющих развитость и место территории в системе внешних связей, существующие крупные и большие города, интенсивно развивающиеся новые города, отдельно расположенные крупные промышленные и энергетические комплексы, основные транспортные узлы, которые и формируют планировочную структуру области.
Одной из проблем динамичного развития территории области является неравномерное развитие и размещение городских поселений и отсутствие четкой системы планировочных центров, плохо организованная планировочная структура в восточной части области с неразвитой транспортной структурой и дисперсной системой расселения, отсутствие планировочных подцентров.
Для объединения планировочных районов и создания устойчивой планировочной системы Схемой территориального планирования Курской области предлагается следующая планировочная структура.
Наиболее мощной планировочной связью области и основной планировочной осью будет являться в меридианальном направлении транспортная ось - Поныри - Курск - Обоянь, проходящая вдоль транспортных магистралей федерального и территориального значения и наиболее значительных городских поселений, с продолжением к северу на Орел и Москву, а к югу на Крым.
Планировочная значимость оси в том, что она дает возможность интенсивного развития поселений и использования территорий вдоль нее в качестве транспортно-логистических подцентров.
В дальнейшем она сохранит свое доминирующее значение в планировочной структуре Курской области.
Вторая основная планировочная ось формируется в широтном направлении: Рыльск - Льгов - Курчатов - Курск - Тим - Горшечное с продолжением к западу - на Киев, а к востоку - на Воронеж, проходит вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей. Активизация этой оси организует и свяжет Восточную часть области с преимущественно сельским расселением с Западной частью области.
Сохранится и усилится роль рек Сейм, Тускарь, Свапа как главных планировочных осей основных рекреационных районов.
Планировочная ситуация территории требует усиление транспортных связей в меридианальном направлении, для чего Схемой территориального планирования Курской области предлагается формирование новых транспортных осей, объединяющих районные центры с группой территориально-сближенных с ними поселений.
Транспортная ось формируется по направлению Горшечное - Касторное с выходом на Елец и Старый Оскол. Эта ось будет служить транспортным выходом из восточной части области в Липецкую и Белгородскую области.
Второстепенная транспортная ось формируется в направлении Железногорск - Фатеж с выходом на Курск.
Эта ось улучшит транспортную и межселенную обслуживаемость западной части области, соединит городские и сельские поселения (районные центры) и будет иметь большое значение для развития этих поселений и прилегающих территорий. Получит дальнейшее развитие также транспортная ось Курск - Щигры - Черемисиново.
Формирование и развитие перспективных планировочных и транспортных осей предполагает и формирование главных элементов перспективной планировочной структуры - планировочных центров и подцентров, занимающих определенный ранг в системе расселения.
Полицентрическая организация территории предполагает следующую структуру планировочных центров:
Главным планировочным центром будет являться г. Курск вместе с г. Курчатовом. В связи с развитием в центральной части области Курско-Курчатовской агломерации и отсутствием системообразующих центров возникает необходимость формирования двух планировочных подцентров: в западной части территории - Железногорска и в восточной части области - Горшечное/Касторное. Кроме того, Схемой территориального планирования Курской области предлагается создание дополнительных планировочных подцентров второго порядка: Обоянь, Льгов, Рыльск, Щигры, Медвенка, Поныри, Черемисиново. Они с достаточной густотой и равномерностью расположены на территории области, что создаст условия для эффективного функционирования ее экономики и четкой пространственной организации территории.
Также проектом предлагается равномерное развитие территорий вдоль трассы М-2 с организацией небольших подцентров на пересечениях с планировочными осями.
Устойчивость перспективного каркаса пространственной организации территории будет реализована за счет урбанизированных опорных центров - городов.
Планировочная структура области предопределяет градостроительную стратегию ее дальнейшего развития за счет формирования урбанизированных территорий.
Основная высокоурбанизированная территория - Курская с включением в нее Курско-Курчатовской агломерации;
Дальнейшему развитию этой агломерационной зоны будет способствовать развитие поселений, примыкающих к ядру агломерации, - Прямицыно, Иванино, Медвенка и других.
Наиболее интенсивно Курско-Курчатовская агломерация будет развиваться в северо-восточном и западном направлениях. Эти направления являются доминирующими в территориальном планировании области.
Железногорская - урбанизированная территория с включением в нее территориально сближенных поселений.
Схемой территориального планирования Курской области предлагается формирование урбанизированных территорий вокруг городских поселений.
Предлагаемая проектная планировочная структура будет способствовать преодолению территориальной диспропорции и созданию сбалансированной пространственной организации территории области.