Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ - ЗАЩИТА РЕБЕНКА" НА 2011 - 2014 ГОДЫ (с изменениями на: 19.06.2013)

Возврат детей из государственных учреждений для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей к биологическим родителям за период 2007 - 2010 годы

Основания для возврата               

 2007 г.

 2008 г.

 2009 г.

 2010 г.

выбыли к родителям                   

 55   

 82   

 84   

 95   


Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе межведомственного взаимодействия органов опеки и попечительства, здравоохранения, образования, социальной защиты населения, специалистов центров помощи семье и детям, а также является одним из направлений деятельности координационных советов по оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, созданных в муниципальных образованиях.

В целях повышения эффективности работы по профилактике социального сиротства и семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области систематически организует совещания со специалистами отделов опеки и попечительства, других заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по наиболее актуальным вопросам совместной деятельности.

Специалистами отделов опеки и попечительства в муниципальных районах и городских округах ежеквартально проводятся собрания опекунов (попечителей), на которых организуется правовой всеобуч в сфере опеки и попечительства, защиты имущественных прав несовершеннолетних, приглашаются психологи, которые проводят индивидуальное и групповое консультирование по вопросам детско-родительских взаимоотношений, адаптации ребенка в замещающей семье и др.

В настоящее время в Курской области сформирована система мер по обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении вопросов улучшения положения семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, взаимоотношений внутри замещающих семей, повышения ответственности родителей при исполнении ими обязанностей по воспитанию детей. Проводится работа по обеспечению взаимодействия учреждений социального обслуживания, образования, здравоохранения, органов местного самоуправления, опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов по организации психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

С января 2010 года в Курской области реализуется областная программа "Поможем детям вместе" на 2010 - 2012 годы, утвержденная постановлением Администрации Курской области от 16.04.2010 N 153-па. Данная Программа направлена на профилактику социального сиротства, сохранение кровной семьи для ребенка, принята к софинансированию за счет средств гранта в размере 29,9 млн. руб. от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В 20 муниципальных районах на базе учреждений образования, социальной защиты населения созданы отделения мобильной социально-педагогической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Специалисты медицинского, социально-педагогического, юридического профилей своевременно оказывают необходимую помощь семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, замещающим родителям, ведется социальный патронаж этих семей. Проводится лечение родителей от алкогольной зависимости. Для обеспечения мобильного доступа семей к социальным услугам для мобильных групп приобретены автомобили.

В 2011 году за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненный ситуации, планируется открытие центра психолого-медико-педагогического сопровождения замещающих семей и постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений. В центре будет оказываться практическая помощь детям и кандидатам в замещающие родители по подготовке их к жизни в новой семье, действующим замещающим семьям - по решению проблем в детско-родительских взаимоотношениях, правовым, имущественным вопросам, а также будет оказываться консультативная помощь гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по защите их прав.

Вместе с тем, практическая работа по предотвращению детского неблагополучия выявила группы населения, которым в первоочередном порядке нужна помощь в решении семейных проблем.

Отсутствие достаточного количества дошкольных образовательных учреждений для обеспечения потребностей населения привело к тому, что многие семьи с детьми дошкольного возраста, в первую очередь неполные, многодетные семьи оказываются в критической ситуации из-за невозможности определить ребенка в детский сад. Сюда также можно отнести неблагополучные семьи с детьми дошкольного возраста, где родители не принимают мер к устройству своих детей в дошкольные образовательные учреждения и в то же время не заботятся об их здоровье, не обеспечивают полноценное питание.

В ходе областного благотворительного марафона "Мир детства" были выявлены факты, когда родители малолетних детей не могли устроиться на работу из-за невозможности устроить детей в детский сад, семьи оказывались без средств к существованию, росли долги за коммунальные услуги, отключался свет, газ в квартирах. В результате возникал вопрос о лишении родителей родительских прав.

Своевременная благотворительная помощь по погашению задолженности за коммунальные услуги, трудоустройство родителей и определение детей дошкольного возраста в группы "социальной поддержки", созданные в детских садах, помогли сохранить детям семью, обеспечить хорошие условия для их полноценного развития.

Создание в детских садах групп "социальной поддержки", сопровождение социальным педагогом семей "группы риска", системная работа с родителями позволят обеспечить раннюю профилактическую работу, создать прочную базу для становления или реабилитации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Другой целевой группой, работа с которой может принести позитивные результаты в создании благоприятных условий воспитания и развития ребенка, предотвращении детского неблагополучия, являются семьи с детьми, в которых воспитываются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники и обучающиеся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов.

Как правило, до 90% родителей воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений V, VII, VIII видов относятся к категории неблагополучных и малообеспеченных. Многие родители сами страдают умственной отсталостью или алкоголизмом. Они плохо адаптированы в социуме, многие не работают и живут за счет пенсий и пособий, получаемых на детей. Более 70% семей воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов и около 50% семей обучающихся специальных (коррекционных) школ относятся к группе риска по лишению родительских прав.

Эта группа семей не охвачена в полной мере реабилитационной работой со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в силу того, что дети помещены в государственные интернатные учреждения. Вместе с тем, должной работы с родителями по преодолению вредных привычек, формированию здорового образа жизни, оказанию практической помощи в трудоустройстве, воспитании детей, лечении детей-инвалидов, коррекции отклонений в развитии не ведется.

Организация на базе психолого-медико-педагогических консилиумов специальных (коррекционных) образовательных учреждений системной работы по поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, поможет охватить профессиональной квалифицированной помощью педагогов-психологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников более 1000 семей, обеспечит возможность проведения комплексной совместной работы с детьми и родителями.

Кроме того, необходимы системные изменения в работе с замещающими семьями. Имеющиеся как в целом по Российской Федерации, так и в Курской области факты возврата детей в интернатные учреждения из замещающих семей, неисполнение опекунами (попечителями), приемными родителями и патронатными воспитателями своих обязанностей по отношению к детям, выявление случаев жестокого обращения с детьми требуют обеспечения тщательного отбора и подготовки кандидатов в усыновители опекуны (попечители), приемные родители, постоянного социального патронажа этих семей.

Наличие в каждом муниципальном районе и городском округе специалиста, обеспечивающего профессиональное сопровождение замещающих семей, оказывающего практическую помощь выпускникам интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жизненном становлении, поможет снизить риски возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, качественно готовить кандидатов в замещающие родители, оказывать своевременную помощь усыновителям, опекунам (попечителям) в период адаптации ребенка в семье, а также предотвращать вторичное сиротство, обеспечить профилактику социального неблагополучия лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, необходимо проводить работу с выпускниками интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на более ранних этапах - в период их обучения в образовательных учреждениях. Организация работы по воспитанию ответственного отношения к родительству, обучение умениям и навыкам ведения домашнего хозяйства, ухода за грудным ребенком, формирование навыков здорового образа жизни помогут обеспечить успешность жизненного становления выпускников, предотвратить вторичное сиротство.

Целесообразность разработки данной Программы обусловлена необходимостью более углубленного решения проблем семейного неблагополучия и социального сиротства, привлечения дополнительных средств для укрепления материально-технического оснащения учреждений, обеспечивающих социальное сопровождение различных категорий семей, обучения специалистов данных учреждений по инновационным программам, что, в конечном итоге, позволит успешно решить проблемы социального сиротства на ранних этапах семейного неблагополучия.

Наиболее предпочтительным инструментарием, обеспечивающим максимальную эффективность координации и управления областными ресурсами и финансами всех уровней в соответствии с обозначенными приоритетами, является программно-целевой метод.

Программно-целевой подход в решении проблем социального сиротства в регионе обеспечивает достижение целевых индикаторов и показателей, установленных настоящей Программой.

Кроме того, реализация программно-целевого метода при организации деятельности по снижению уровня социального сиротства, профилактике семейного неблагополучия на ранних этапах позволит максимально эффективно использовать систему координации деятельности органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления, общественности.

Отказ от использования программного метода в решении проблем социального сиротства приведет к прогнозируемому обострению проблемной ситуации, ежегодному прогрессирующему увеличению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных впервые, увеличению числа родителей, лишенных родительских прав.

Решение вышеуказанных проблем программно-целевым методом обеспечит повышение эффективности работы структуры органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, будет способствовать улучшению положения семей с детьми в Курской области.