Взаимодействие органов власти Российской Федерации и граждан в процессе реализации административных функций не в полной степени соответствует требованиям административной реформы, проводимой в Российской Федерации. Основополагающей причиной сложившейся ситуации является несоответствие во времени процессов изменения функций государства в условиях продолжающейся системной трансформации и процессов формирования механизмов взаимодействия органов власти и граждан.
В 2009 - 2010 годах принят ряд нормативных правовых актов на федеральном уровне, направленных на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг:
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", реализация которого позволит обеспечить информационную открытость деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, повысить качество и доступность предоставляемых государственных и муниципальных услуг;
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 года N 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг", определяющее Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1506-р), утверждающее сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями;
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", регулирующий отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В целях повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Курской области в 2008 году создано областное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг". Предоставление услуг в режиме "одного окна" позволяет сократить барьеры при взаимодействии заявителей с органами власти, снизить временные и финансовые затраты на получение услуг, избежать коррупционных рисков.
(в ред. постановления Администрации Курской области от 30.07.2012 N 648-па)
Филиалы ОБУ "МФЦ" открыты в Пристенском, Обоянском, Октябрьском, Медвенском районах области. Сотрудники филиалов организуют выезды передвижных пунктов ОБУ "МФЦ" в отдаленные населенные пункты.
(в ред. постановления Администрации Курской области от 30.07.2012 N 648-па)
В 2010 году только двумя филиалами (в Пристенском и Обоянском районах) предоставлено 1063 услуги и консультации, при том, что в Обоянском районе филиал ОБУ "МФЦ" начал свою работу в мае 2010 года. Работники указанных филиалов не реже четырех раз в месяц организовывают выезды передвижных пунктов МФЦ для обслуживания заявителей в отдаленных населенных пунктах.
(в ред. постановления Администрации Курской области от 30.07.2012 N 648-па)
Планируется создать многофункциональные центры (филиалы) в каждом муниципальном районе Курской области, Железнодорожном и Сеймском административных округах г. Курска.
В целях расширения возможностей и повышения удобства обращения граждан и организаций в органы исполнительной власти для получения необходимой справочной информации о предоставляемых услугах и порядке их предоставления начата работа по созданию регионального центра телефонного обслуживания граждан и организаций по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг.
Одним из решений вопроса, направленных на обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности органов исполнительной власти Курской области и органов местного самоуправления, является размещение информации о предоставляемых государственных и муниципальных услугах (функциях) в сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" принято постановление Администрации Курской области от 20.05.2010 N 208-па "О Порядке формирования и ведения регионального реестра государственных и муниципальных услуг (функций) и регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти Курской области и органами местного самоуправления Курской области".
Проводится работа по формированию реестра государственных и муниципальных услуг (функций) с последующим размещением в федеральной информационной системе "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".
Создание портала государственных и муниципальных услуг (функций) обеспечит возможность получения информации о каждой предоставляемой государственной и муниципальной услуге, а также возможность предоставления услуг в электронной форме.
В 2010 году начата работа по заполнению сети автоматизированной информационной системы "Реестр государственных услуг", версия 2.5 и "Портал государственных услуг".
В настоящее время на региональном портале государственных и муниципальных услуг (функций) имеется возможность получения информации о 90 услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти Курской области в сферах: здравоохранение (3 услуги); социальное обеспечение (24 услуги); семья (4 услуги); производство и торговля (7 услуг); имущественные отношения (8 услуг); образование (20 услуг); транспорт (9 услуг); культура и СМИ (8 услуг); труд и занятость населения (5 услуг), спорт и туризм (2 услуги).
Работа по наполнению регионального реестра и портала проводится постоянно.
В целях исключения избыточных административных процедур и административных действий должностных лиц органов исполнительной власти Курской области при исполнении ими государственных функций (предоставлении государственных услуг) проводится работа по разработке и внедрению административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг).
На 01.09.2010 разработано и утверждено 148 административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) органами исполнительной власти Курской области.
Начата работа по подготовке и внедрению административных регламентов исполнения государственных функций (по предоставлению государственных услуг) с органами местного самоуправления Курской области.
Вместе с тем, до настоящего времени сохраняются проблемы в предоставлении государственных и муниципальных услуг:
недостаточная информированность заявителей (граждан и организаций) о праве на получение услуги, о возможности и порядке ее получения;
сложность и трудоемкость предварительного сбора документов для получения услуги, причем зачастую указанная проблема обусловлена межведомственной разобщенностью, когда заявителю для получения одной услуги требуется предварительно получить еще ряд дополнительных государственных и муниципальных услуг, необходимых только для того, чтобы собрать полный комплект документов;
транспортная недоступность (труднодоступность) места предоставления услуги, причем эта проблема характерна как для жителей городов, вынужденных обращаться в территориально удаленные друг от друга органы, так и для сельских жителей, вынужденных добираться до районного, а зачастую и областного центра, при этом созданный один многофункциональный центр в области проблему не решает и решить не может;