Областная целевая программа "Культура Курской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) ориентирована на дальнейшую реализацию государственной политики в сфере культуры на период до 2015 года.
Процессы, происходящие в Курской области, свидетельствуют, что культура региона является активным участником социально-экономического развития. Программа предусматривает дальнейший рост ее влияния на жизнь общества.
Курская область обладает богатым историко-культурным потенциалом. Историческое прошлое региона, выдающиеся люди, сложившиеся культурные традиции составляют основу развития культуры в современных условиях.
Область располагает достаточно обширной сетью государственных и муниципальных учреждений культуры, которые предоставляют населению области широкий спектр культурных, образовательных и информационных услуг. Эти услуги направлены на удовлетворение эстетических потребностей людей и призваны способствовать созданию более высокого качества жизни. Они являются фундаментом формирования человеческого капитала, необходимого для любой сферы жизнедеятельности. Учреждения культуры области находятся в шаговой доступности от населения, что открывает перед ними большие возможности.
Основные направления Программы формируются с учетом реализации областной целевой программы "Сохранение и развитие культуры и искусства в Курской области на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Курской областной Думы от 6 октября 2005 года N 1240-III ОД, предварительные итоги которой показывают, что задачи, поставленные при ее утверждении, в целом достигаются. В то же время не удалось в полной мере решить проблемы, связанные с сохранением историко-культурного наследия, модернизацией библиотечного и музейного дела, поддержкой молодых дарований и развитием профессионального искусства.
В настоящее время в Курской области на государственной охране состоит 801 объект культурного наследия регионального значения, из которых в неудовлетворительном состоянии находятся 30%.
Областные и муниципальные музеи обладают историко-художественными, естественно-научными и мемориальными коллекциями, включающими 489,5 тыс. музейных предметов основного фонда. Ежегодно музеи посещают 340 тысяч человек. Однако для наиболее полной реализации имеющихся возможностей необходимо решить ряд существенных проблем, связанных со слабой материально-технической базой музеев. Чрезвычайные ситуации в музеях России остро поставили вопрос о проведении работ по консервации, ремонту и реставрации объектов культурного наследия, созданию современных хранилищ музейных предметов, модернизации технических систем музейных комплексов. Многие уникальные предметы и целые коллекции находятся в ветхом состоянии, имеют утраты. Их сохранность может обеспечить качественно и вовремя проведенная научная консервация и реставрация, после которой предметы могут быть введены в культурный оборот.
Системы охранно-пожарной сигнализации ряда значимых учреждений культуры, находящиеся в эксплуатации длительное время, морально и физически устарели, а поддержание этих учреждений в пожаробезопасном состоянии требует проведения комплексных мер по их модернизации и обновлению.
Несмотря на то, что удалось добиться сохранения промыслов и историко-природной среды их бытования в Глушковском, Суджанском, Большесолдатском, Горшеченском, Дмитриевском районах и обеспечить приобщение молодежи к художественным традициям народной культуры, работа в данном направлении требует своего продолжения и расширения за счет внедрения новых проектов. Ставшие уже традиционными фестивали фольклорных коллективов, исполнителей народной песни, а также впервые проведенные областной смотр-конкурс "Живая нить традиций" и Праздник русской культуры позволяют во всех слоях общества формировать интерес к самобытной народной традиционной культуре, национально-ориентированное общественное сознание. Не случайно в последние годы увеличилось количество фольклорных коллективов и клубных формирований народных промыслов.
В обстановке быстрого распространения современных технологий возникают дополнительные задачи, связанные с развитием систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей, переводом информационных ресурсов музеев, библиотек в цифровую форму, созданием электронного каталога музейных фондов.
Между тем, всего 149 библиотек области из 790 (или 19%) имеют компьютерную технику. Лишь 6,3% библиотек имеют возможность предоставить своим читателям доступ в Интернет, что значительно сокращает уровень информированности граждан, а значит - наносит урон социально-экономическому развитию региона.
Уровень комплектования книжных фондов библиотек области остается ниже нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры, утвержденных приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 20 февраля 2008 года N 32.
Ситуация в области образования в сфере культуры и искусства характеризуется комплексом системных проблем, которые, с одной стороны, находятся в едином русле проблем образования в целом, с другой стороны, имеют нарастающий характер в связи с особенностями данного вида образования.
Областная целевая программа "Сохранение и развитие культуры и искусства на 2006 - 2010 годы", а также постановление Губернатора Курской области "О развитии системы работы с одаренными детьми" создали общую базу для решения основных задач по данному направлению.
За последнее десятилетие удалось добиться значительного увеличения количества участников и призеров областных (в 2 раза), всероссийских и международных (в 6 раз) конкурсов по всем видам искусства и художественного творчества детей и молодежи.
Эти результаты показывают повышение исполнительского и педагогического мастерства обучающихся и преподавателей, способствуют ранней профессионализации детей и подростков, повышению престижа образовательных учреждений.
За прошедший период окончательно сложилась стройная система стимулирования и поддержки молодых дарований, частью которой является назначение одаренным детям и молодежи стипендий и премий Губернатора Курской области. Ежегодно число награжденных стабильно растет.
Однако потребность в творческой самореализации обучающихся образовательных учреждений сферы культуры и искусства области очень велика и есть возможность со временем в 2 - 3 раза увеличить количество участников в самых престижных конкурсах страны.
Благодаря реализации программных мероприятий областной целевой программы "Сохранение и развитие культуры и искусства в Курской области на 2006 - 2010 годы" за прошедший период обучение современным технологиям и методам работы приобрело планомерный и системный характер. Например, ежегодный охват педагогических и руководящих работников образовательных учреждений методическими мероприятиями вырос с 40% до 80%.
В то же время 28 процентов клубных работников, 4,2 процента библиотекарей не имеют профессионального образования. Процент охвата педагогических работников образовательных учреждений отрасли системой повышения квалификации доведен в среднем до 10% от общего их количества, тогда как для стабильной работы в современных условиях необходимо обучать не менее 20% ежегодно.
Поэтому внедрение современных образовательных программ и новых методов обучения будет способствовать значительному повышению профессионального мастерства работников культурно-досуговой сферы, преподавателей и концертмейстеров, более качественной подготовке детей и молодежи к областным, всероссийским и международным конкурсам, активизации методической работы в школах и ссузах сферы культуры и искусства области и в целом повышению престижа работников отрасли.
На современном этапе как никогда велика роль общественных творческих союзов, поскольку они могут более оперативно и в более гибких формах, нежели государственные и муниципальные структуры, реагировать на появление инновационных по форме и содержанию творческих инициатив. Степень поддержки государством союзов, объединяющих творческую интеллигенцию, явно недостаточна и не способствует в должной мере реализации ими своих возможностей в благотворном влиянии на общество.
В области активно формируется процесс возвращения зрителей в кинозалы, интерес к публичному виду искусства, позитивно влияющего на сохранение единства нации и формирование идейно-нравственных и эстетических основ личности. Эта работа требует продолжения действенной протекционистской политики в отношении отечественного кино на фоне мощной экспансии зарубежного кинематографа и решения существующей проблемы недостаточного охвата населения кинопоказом.
Существующая сеть действующих киноустановок (249), охватывающая все города, райцентры области, позволяет своевременно знакомить курян с новинками отечественного экрана и обеспечивает дальнейшее совершенствование разнообразных форм и методов работы с населением посредством киноискусства: кинофестивали, кинопраздники, киновечера, тематические и ретроспективные показы, творческие встречи с известными мастерами отечественного кино, а также мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и другим актуальным темам социального и общественного звучания. Однако современное развитие кинематографии диктует более широкий охват населения киномероприятиями.
Последовательное проведение Правительством России реформ в экономике и социальной сфере привело к изменениям в федеральном законодательстве, направленном на разграничение полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также дальнейшую либерализацию социальной сферы. Одновременно в Посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации были четко обозначены позиции, требующие особого внимания государства: повышение эффективности государственного управления, рост валового регионального продукта, включение услуг в сфере культуры в расчет потребительской корзины, сохранение богатейшего культурного и духовного наследия России, формирование здорового образа жизни как современного стандарта развития общества, проведение финансовой политики, стимулирующей достижение эффективных результатов, развитие личности и гражданского общества в целом.
Новая Программа обеспечивает преемственность в работе по реализации стратегии развития сферы культуры. Она направлена на повышение эффективности использования ресурсов культуры в целях социально-экономического развития, модернизацию инфраструктуры сферы культуры, сохранение особо ценных объектов культурного наследия и историко-культурных территорий, обеспечение условий для развития национальной культуры, сохранения культурного многообразия.
Сформулированные цели Программы адекватны целям, обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Курской областной Думы от 25 мая 2007 года N 381-IV ОД.
Соответствие решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации и Курской области определено и неоднократно подтверждено документами как федерального, так и регионального уровня.