Развитие государственной гражданской службы является одним из приоритетных направлений современного государственного строительства и повышения эффективности государственного управления, осуществляется в тесной взаимосвязи с проходящей административной реформой и с учетом позитивного опыта в данной сфере деятельности субъектов Российской Федерации.
В период с 2003 по 2007 год в Курской области реализовывалась Программа, утвержденная постановлением Губернатора Курской области от 29.05.2003 N 270 "Об областной программе "Реформирование государственной службы Курской области (2003 - 2005 годы)" и продленная на 2006 - 2007 годы.
На областном уровне реализовывались предусмотренные Программой мероприятия по следующим основным направлениям:
совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам реформирования государственной службы области в соответствии с федеральным законодательством;
совершенствование подготовки и повышения квалификации государственных служащих области;
создание материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы области;
оптимизация численности государственных служащих области.
Вступление в силу Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) позволило начать формирование системы административно-служебного законодательства, обеспечивающего комплексное правовое регулирование отношений, связанных с прохождением гражданской службы Курской области, обеспечением взаимосвязи муниципальной и государственной гражданской службы.
В развитие положений Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ принят Закон Курской области от 9 марта 2005 года N 17-ЗКО "О государственной гражданской службе Курской области", а также 38 правовых актов области, которые урегулировали практически все основные вопросы гражданской службы, отнесенные федеральным законодательством к ведению субъектов Российской Федерации: по вопросам Реестра должностей гражданской службы области, денежного содержания гражданских служащих области; порядка ведения реестра государственных гражданских служащих области, проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, присвоения и сохранения классных чинов, оформления служебного контракта, примерного должностного регламента, формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе Курской области и другим вопросам. Были приняты нормативные правовые акты области, регламентирующие Правила служебного поведения государственного гражданского служащего Администрации Курской области, Служебный распорядок Администрации Курской области, Порядок предоставления государственным гражданским служащим Курской области социальной выплаты на приобретение жилой площади.
В процессе реформирования и развития государственной гражданской службы области были определены новые подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности гражданской службы, конкретизированы квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы области, обеспечивается участие независимых экспертов в работе аттестационных, конкурсных комиссий и комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе; созданы условия для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов гражданскому обществу.
Поступление на государственную гражданскую службу осуществляется через реализацию определенных Федеральным законом приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы путем проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы, а также назначения на должности гражданской службы из кадрового резерва, сформированного на конкурсной основе.
В соответствии с Соглашением о проведении единой кадровой политики на территории Курской области, заключенным между Администрацией Курской области и главами муниципальных районов области, стороны совместно формируют кадровый резерв. В состав кадрового резерва на государственной гражданской службе Курской области на конкурсной основе зачислено 58% гражданских служащих, 7% муниципальных служащих и 35% граждан.
Комитетом государственной, муниципальной службы и кадров Администрации Курской области при реализации полномочий Администрации Курской области в качестве государственного органа по управлению государственной гражданской службой Курской области проводится работа по координации деятельности государственных органов Курской области в вопросах государственной гражданской службы; осуществляется мониторинг кадрового состава государственных гражданских служащих Курской области (по возрасту, образованию, стажу, категориям, группам должностей, классным чинам), ведется Сводный реестр государственных гражданских служащих Курской области; обеспечивается участие в работе конкурсных и аттестационных комиссий государственных органов Курской области независимых экспертов и представителей органа по управлению государственной гражданской службой Курской области.
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 26.11.2010 N 565-па, от 22.07.2011 N 331-па)
Использование конкурсных процедур позволило улучшить качественный состав гражданских служащих государственных органов Курской области. Высшее профессиональное образование имеют 98,2% государственных гражданских служащих, из них 28,3% с экономическим образованием, 24,8% - с юридическим, 3% - с образованием по специальности "государственное и муниципальное управление", 25,6% гражданских служащих имеют второе высшее образование, 1,7% - ученую степень. В то же время 1,8% гражданских служащих имеют среднее и среднее профессиональное образование.
Анализ возрастного состава гражданских служащих Курской области показал, что большую часть составляют гражданские служащие в возрасте от 30 до 40 лет - 28,7%. Средний возраст гражданского служащего области - 42 года.
Около 83,6% гражданских служащих имеют опыт работы более 5 лет.
Соотношение мужчин и женщин на гражданской службе Курской области составляет примерно 1:2,5.
Оптимизация численности государственных гражданских служащих области и затрат на их содержание, формирование эффективной структуры исполнительных органов государственной власти области являлось одним из основных направлений областной Программы реформирования государственной службы Курской области.
За период с 2003 года по настоящее время проводилось поэтапное сокращение штатной численности Администрации Курской области. С марта 2005 года действует новая управленческая модель. С января 2006 года ликвидированы территориальные органы исполнительной государственной власти в районах области в связи с образованием муниципальных районов.
С 1 декабря 2006 года вступил в силу новый Реестр должностей государственной гражданской службы Курской области, проведена оптимизация структуры и штатной численности исполнительных органов государственной власти Курской области, сокращено 10% должностей работников органов исполнительной власти.
Начиная с 1 января 2007 года осуществляется передача отдельных государственных полномочий органам исполнительной власти области в сфере лесного хозяйства, занятости населения, в области контроля и надзора в сфере здравоохранения, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, в области надзора и контроля в сфере образования, а также функции по ведению регистра муниципальных правовых актов. В связи с этим в структуре Администрации Курской области произошло образование новых структур или возложение дополнительных задач и функций на уже действующие органы исполнительной власти области.
Одновременно проводилась работа по передаче полномочий субъекта Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния на уровень органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а также полномочий в сфере трудовых отношений, что позволило сдержать рост общей штатной численности органов исполнительной власти области.
Однако в работе кадровых служб государственных органов Курской области все еще используются устаревшие технологии, не в полной мере ведется целенаправленная работа по привлечению молодых перспективных специалистов. В должной мере не обеспечивается взаимосвязь реформы государственной службы с бюджетной и административной реформами, а также реформой местного самоуправления и другими преобразованиями в сфере государственного управления.
Современные методы планирования и регламентации труда гражданских служащих не получили широкого распространения, а предусмотренные действующим законодательством механизмы стимулирования гражданских служащих к исполнению должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере, что снижает их мотивацию. Оценка профессиональной служебной деятельности гражданских служащих еще слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются органами власти государственные услуги гражданам и организациям.
Одним из основных условий развития гражданской службы является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов государственной власти. Его реализация тесно взаимосвязана с задачей по созданию и эффективному применению системы непрерывного профессионального развития гражданских служащих. В настоящее время качество профессионального обучения еще недостаточно отвечает потребностям развития гражданской службы.
Приоритетным направлением работы с кадровым составом гражданской службы является организация дополнительного профессионального образования по программам профессионального развития гражданских служащих.
В 2006 - 2008 годах 36% государственных гражданских служащих Курской области обучено по образовательным программам "Административная реформа и проблемы государственного управления", "Противодействие коррупции в государственном аппарате", "Управление государственными и муниципальными заказами", "Электронное правительство", "Антикоррупционная подготовка государственных служащих и административная реформа" и другим программам. С начала 2009 года повысили квалификацию 243 гражданских служащих области, из них 58 - замещающие должности высшей группы категории "Руководители".