Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена сложной демографической ситуацией, сложившейся в области, и, вместе с тем, экономической потребностью предприятий и бюджетной сферы области в трудовых ресурсах.
Экономика Курской области развивается стабильно: темпы роста промышленного производства с 2005 года, услуг связи, розничной торговли, кроме 2005 и 2008 гг., и платных услуг превышают (с 2005 года) общероссийский уровень, кроме 2007 и 2009 гг.
Социальное положение населения Курской области существенно улучшилось: ежегодно увеличиваются реальные денежные доходы жителей области, значительно сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
На территорию области активно привлекаются инвесторы и реализуются инвестиционные проекты.
Вместе с тем, область испытывает серьезную потребность в рабочей силе, прежде всего, в квалифицированных специалистах.
Наиболее острой проблемой рынка труда остается несоответствие спроса и предложения, порождающее структурную безработицу: в структуре спроса преобладают вакантные должности для рабочих, в то время как в числе безработных более 25% составляют инженерно-технические работники и служащие.
Кроме того, демографическая ситуация в области продолжает оставаться неблагоприятной.
Число родившихся на 1000 населения в 2010 году увеличилось по сравнению с 2009 годом на 0,4% и составило 11,2 человека.
Число прибывших на территорию Курской области в 2010 году - 17246 человек, число выбывших за пределы области - 16498 человек, т.е. миграционный прирост составил 748 человек (в 2009 году прибыло 7241 человека, выбыло за пределы области 6274 человека, т.е. миграционный прирост составил 967 человек).
За 2010 год численность населения сократилась на 6,5 тысячи человек и по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составила 1125,1 тысячи человек на 1 января 2011 года.
Особенностью демографического состава населения Курской области является его половозрастной состав, характеризующийся высоким средним возрастом населения.
Курская область входит в состав регионов со значительной численностью пожилого населения и высокой демографической нагрузкой на трудоспособное население. Одна из причин этого - крайне низкий уровень воспроизводства населения, выражающийся отмеченными выше высокими показателями естественной убыли. В области проживает 378,4 тыс. пенсионеров (более 33% от общей численности населения), в т.ч. 123 тыс. инвалидов, из которых 4,8 тыс. - дети; 5,7 тыс. многодетных семей; 9,3 тыс. одиноких матерей, воспитывающих несовершеннолетних детей; 4,3 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Население моложе трудоспособного возраста на 01.01.2010 составляет 14,9%, трудоспособного возраста - 60,5%, старше трудоспособного возраста - 24,6%.
Показатели | Ед. изм. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Числен. населения, всего на 1 января | тыс. чел. | 1281,7 | 1266,5 | 1248,6 | 1231,1 | 1214,5 | 1199,1 | 1183,9 | 1170,7 | 1162,5 | 1155,4 | 1148,6 |
Из них население в возрасте: | ||||||||||||
моложе трудо- способного | тыс. чел. | 241,3 | 231,1 | 221,0 | 209,3 | 198,6 | 189,2 | 181,0 | 174,7 | 171,8 | 170,8 | 171,1 |
трудо- способном (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 года) | тыс. чел. | 716,9 | 719,7 | 716,9 | 717,8 | 719,9 | 719,3 | 718,3 | 714,2 | 709,3 | 703,9 | 694,9 |
старше трудо- способного | тыс. чел. | 323,5 | 315,7 | 310,7 | 304 | 296 | 290,6 | 284,6 | 281,8 | 281,4 | 280,7 | 282,6 |
На 1000 человек населения (за год) | ||||||||||||
Родившихся | чел. на 1000 насел. | 8,2 | 8,4 | 8,5 | 8,8 | 9,0 | 8,6 | 9,0 | 10,1 | 10,7 | 10,8 | |
Умерших - всего | чел. на 1000 насел. | 18,6 | 18,7 | 19,3 | 19,7 | 19,4 | 19,7 | 19,1 | 18,0 | 18,3 | 17,6 | |
в том числе детей в возрасте до 1 года | на 1000 родив- шихся живыми | 16,4 | 14,7 | 15,8 | 12,5 | 14,0 | 12,2 | 9,9 | 10,0 | 9,6 | 8,8 |
Есть основания полагать, что противоречие между необходимостью обеспечить предприятия области рабочей силой и высокой конкуренцией на рынке труда будет нарастать.
С одной стороны, при проведении политики усиления эксплуатации наличных ресурсов курские предприятия традиционной трудоемкой индустрии должны сдерживать рост заработной платы, обеспечивая за счет этого свою конкурентоспособность. С другой стороны, при наличии конкуренции на рынке труда за свободную рабочую силу предприятия вынуждены разными способами удерживать работников, для которых уровень оплаты становится одним из решающих факторов выбора места работы.
Эти два разнонаправленных тренда в долгосрочной перспективе будут создавать кризисную ситуацию на рынке труда Курской области, способствуя ухудшению кадровой обеспеченности части предприятий области и оттоку кадров.
Трудовая миграция, вызываемая региональными различиями в характере и оплате труда, также вымывает из области наиболее мобильные трудовые ресурсы.
В конкуренции за рабочую силу в Курской области изначально оказываются более слабые позиции по сравнению с Москвой и Московской областью, где более высокий уровень оплаты труда, больше возможности приобрести современные ключевые квалификации, престижную работу.
Размещение на территории области новых производств также будет повышать спрос на рабочую силу и ее стоимость для старой индустрии.
Для производств, ориентированных на дешевый труд, проблема обеспеченности кадрами обострится не только в связи с их оттоком, но и в связи с переходом на создаваемые в области "с нуля" высокотехнологичные комплексы.
Вымывание кадров из числа сельского населения не позволяет развивать новые перспективные проекты в области сельского хозяйства и не позволяет осуществлять эффективное управление отраслью в целом. Даже примерные расчеты потребности в трудовых ресурсах при реализации проектов на селе и качество кадрового потенциала ставят под сомнение возможность реализации новых проектов, связанных с освоением сельских территорий и развитием сельскохозяйственного производства.
Возможности привлечения трудовых ресурсов из других регионов Российской Федерации на сегодняшний день крайне ограничены в силу аналогичных социально-демографических причин.
Таким образом, дальнейший рост экономики области потребует привлечения больших ресурсов, прежде всего трудовых, в том числе квалифицированной рабочей силы.
Основная цель Программы - стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Курскую область соотечественников на основе повышения привлекательности ее территорий, а также компенсация естественной убыли населения как в Курской области в целом, так и в отдельных ее муниципальных образованиях.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих основных задач: