| |
Наименование Программы | Программа социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 800-р "О совершенствовании деятельности по разработке, утверждению и реализации программ экономического и социального развития субъектов РФ Минэкономразвития России", приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 170 "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации". Постановление Губернатора Курской области от 28.04.2005 N 303 "О разработке Программы социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы" |
Государственный заказчик | Администрация Курской области |
Основные разработчики Программы | ОАО "РОЭЛ Консалтинг" (г. Москва) Администрация Курской области |
Цели Программы | Основные цели Программы: - достижение высокого уровня качества и стандартов жизни населения Курской области на основе создания динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной региональной экономики, обеспечивающей занятость и высокий уровень доходов населения; - создание условий для развития реального сектора экономики и увеличения доходной части бюджета; - сокращение разрыва между Курской областью и лидирующими по уровню социально-экономического развития регионами России |
Основные задачи Программы | В рамках достижения цели по повышению уровня качества и стандартов жизни населения Курской области: - обеспечение роста реальных денежных доходов населения, погашение задолженности по выплате заработной платы, снижение уровня бедности; - повышение уровня занятости населения, создание новых рабочих мест, снижение напряженности на рынке труда; - создание необходимых условий для снижения смертности, повышения рождаемости, стимулирования миграционного притока населения; - повышение уровня медицинского обслуживания населения, развитие материально-технической базы здравоохранения; - повышение уровня комфорта и безопасности жизнедеятельности за счет обеспечения устойчивости и надежности работы жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества жилищно-коммунальных услуг; - реализация стандартов социального обеспечения и защиты населения, развитие инфраструктуры социального обеспечения, оказание помощи семьям и детям, в том числе безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним, гражданам пожилого возраста, ветеранам и инвалидам, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей; - повышение доступности и качества образования для эффективного включения населения области в региональный и российский рынки труда, развитие высшей школы и современных образовательных технологий, обеспечивающих квалификационные потребности современного общества, внедрение инновационных образовательных программ и информатизации в сфере образования; - обеспечение доступа населения к ценностям культуры, сохранение и развитие культурного потенциала области и его включение в российский и мировой культурные процессы, развитие современных социально-культурных услуг, технологий и инфраструктуры культуры и досуга; - создание условий для удовлетворения потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом за счет развития инфраструктуры спорта и отдыха; - обеспечение воспитания и физического здоровья молодежи, создание условий для социальной самореализации и адаптации молодежи к современным условиям экономики; - повышение экологической безопасности, снижение уровня загрязнения окружающей среды.
В рамках достижения цели по созданию динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной региональной экономики предлагается: - развитие конкурентных рынков товаров, услуг, капиталов, ресурсов; повышение экономической эффективности деятельности собственников и распространение лучшей практики управления, в том числе в государственном секторе; - эффективное использование и развитие в рыночных условиях природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала области; устойчивое воспроизводство и использование сырьевых ресурсов области; - повышение инвестиционной привлекательности области и создание благоприятного инвестиционного климата за счет максимального использования внутренних источников инвестиций, в т.ч. роста доходов и накоплений предприятий реального сектора, привлечения сбережений населения, а также за счет притока прямых отечественных и иностранных инвестиций, интенсификации работы с инвесторами; - реализация инновационного потенциала за счет создания инфраструктуры поддержки инновационного процесса, содействие внедрению (трансферу) современных инновационных технологий в реальном секторе и отраслях социальной сферы; - в реальном секторе экономики реализация проектов, предусматривающих создание новых производств, использующих такие конкурентные преимущества области, как энергоизбыточность, прохождение через ее территорию нефте- и газопроводов, наличие сырьевой базы для производства строительных материалов; - рост производства и реализации промышленной продукции, повышение производительности труда и качества продукции за счет: диверсификации промышленного производства, реконструкции и технического перевооружения предприятий, увеличения загрузки и роста производственных мощностей, развития интегрированных производственно- технологических связей и кооперации, выпуска новой и конкурентоспособной продукции, внедрения (трансфера) современных технологий, производства продукции с высокой долей добавленной стоимости, укрепления позиций продукции на рынках сбыта, использования сырьевой базы области; - создание условий для повышения эффективности деятельности топливно- энергетического комплекса, реализация основных направлений государственной политики в области энергосбережения; - развитие интегрированных производственно-технологических связей сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающей промышленности, увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, развитие рынка сельскохозяйственной продукции, привлечение инвестиционных ресурсов в АПК; - содействие развитию конкуренции в строительном комплексе, развитие рынка жилья, развитие промышленности строительных материалов и строительной индустрии, газификации; - развитие ипотечного кредитования и внедрение механизмов удешевления стоимости строительства, обеспечение жильем категорий граждан, нуждающихся в социальной защите; - реализация возможностей транспортной системы области по удовлетворению регионального спроса и внешних потребителей, обеспечение надлежащего состояния и перспективного развития дорожной сети; - внедрение информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих доступность информации и включение области в глобальное информационное пространство, информатизация области; - создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства; - обеспечение потребности базовых отраслей экономики области (агропромышленного комплекса, стройиндустрии, дорожного строительства, черной металлургии, химической промышленности) в минеральном сырье и природных материалах; - укрепление промышленного и научно- технического сотрудничества со странами СНГ и зарубежными странами, развитие приграничных и межрегиональных связей |
Сроки реализации Программы | 2006 - 2010 годы |
Основные мероприятия Программы | В промышленности: - топливно-энергетический комплекс - техническое переоснащение производства в атомной энергетике - строительство энергоблока N 5 и начало строительства энергоблока N 6 Курской АЭС, модернизация энергоблоков, усовершенствование технологий работы с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом; строительство станции замещения - АЭС-2 и гидроаккумулирующей станции; - добыча полезных ископаемых - техническое перевооружение ОАО "Михайловский ГОК", выход на более высокий уровень переработки железорудного сырья; - обрабатывающие производства - модернизация и техническое перевооружение производства, создание новых мощностей, внедрение новых видов конкурентоспособной продукции. В агропромышленном комплексе: - развитие интегрирования сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающей промышленности; - растениеводство - совершенствование структуры посевных площадей, повышение плодородия почв, развитие семеноводства; - животноводство - наращивание поголовья животных, повышение их продуктивности и уровня воспроизводства. В строительном комплексе - строительство жилья и объектов социально-культурной сферы: - развитие базы строительной индустрии - завершение начатых и строительство новых производственных объектов, в том числе на основе местной сырьевой базы; - развитие газификации Курской области - строительство межпоселковых газопроводов- отводов, распределительных газовых сетей, газификация котельных и ТЭЦ, промышленных и коммунально-бытовых объектов, жилого сектора (квартир) населения; - развитие дорожного хозяйства - повышение технического уровня автодорог за счет их модернизации, реконструкция важных автомагистралей, строительство обходов населенных пунктов, развитие межрегиональных транспортных коридоров. В жилищно-коммунальном хозяйстве области - адресная защита малоимущих слоев населения, внедрение новых высокоэффективных технологий, механизмов, оборудования, повышение надежности и устойчивости систем инженерного обеспечения. В социальной сфере - укрепление материально-технической базы; совершенствование структуры организаций социальной сферы. В сфере природопользования - повышение обеспеченности экономики области основными минерально-сырьевыми ресурсами на принципах их комплексного и рационального использования. В сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды - снижение негативного воздействия на окружающую среду |
Исполнители основных мероприятий Программы | Органы исполнительной власти Курской области, органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, расположенные на территории Курской области |
Объемы и источники финансирования Программы | 2006 год: средства федерального бюджета - 0,53 млрд. руб., средства областного бюджета - 2,66 млрд. руб., средства местных бюджетов - 0,11 млрд. руб., внебюджетные средства - 18,5 млрд. руб., собственные средства предприятий и организаций - 3,9 млрд. руб. 2007 год: предполагаемые средства федерального бюджета - 9,49 млрд. руб.; 2,69 <*> млрд. руб., средства областного бюджета - 4,09 млрд. руб., прогнозируемые средства местных бюджетов - 0,34 млрд. руб., предполагаемые внебюджетные средства - 22,83 млрд. руб., предполагаемые собственные средства предприятий и организаций - 11,5 млрд. руб. 2008 год: предполагаемые средства федерального бюджета - 11,1 млрд. руб.; 4,3 <*> млрд. руб., средства областного бюджета - 5,02 млрд. руб., прогнозируемые средства местных бюджетов - 0,43 млрд. руб., предполагаемые внебюджетные средства - 25,33 млрд. руб., предполагаемые собственные средства предприятий и организаций - 12,7 млрд. руб. 2009 год: предполагаемые средства федерального бюджета - 8,9 млрд. руб.; 4,5 <*> млрд. руб., средства областного бюджета - 5,55 млрд. руб., прогнозируемые средства местных бюджетов - 0,49 млрд. руб., предполагаемые внебюджетные средства - 24,3 млрд. руб., предполагаемые собственные средства предприятий и организаций - 6,1 млрд. руб. 2010 год: предполагаемые средства федерального бюджета - 4,74 млрд. руб., средства областного бюджета - 6,37 млрд. руб., прогнозируемые средства местных бюджетов - 0,59 млрд. руб., предполагаемые внебюджетные средства - 32,48 млрд. руб., предполагаемые собственные средства предприятий и организаций - 6,45 млрд. руб. Всего на 2006 - 2010 годы требуется 224,56 млрд. руб.; 206,56 <*> млрд. руб., в том числе: предполагаемых средств федерального бюджета - 34,77 млрд. руб.; 16,77 <*> млрд. руб., средств областного бюджета - 23,68 млрд. руб., прогнозируемых средств местных бюджетов - 1,97 млрд. руб., предполагаемых внебюджетных средств - 123,48 млрд. руб., предполагаемых собственных средств предприятий и организаций - 40,66 млрд. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | За счет реализации программных мероприятий объемы производства в реальном секторе экономики возрастут: - в промышленности - в 1,4 раза (в сопоставимых ценах) - в сельском хозяйстве - в 1,3 раза (в сопоставимых ценах) - в строительстве - в 1,3 раза (в сопоставимых ценах) - в сфере потребительского рынка товаров и услуг - в 1,8 раза (в сопоставимых ценах) налоговые платежи в бюджеты всех уровней - в 1,8 раза. Повышение уровня и качества жизни: - увеличение среднемесячной заработной платы в 2,1 раза - увеличение рабочих мест на 17 тыс. единиц - социальный эффект (от вновь созданных рабочих мест) за пять лет - 2,0 млрд. рублей |
Система организации контроля за исполнением Программы | Комитет по экономике и развитию Курской области ежегодно направляет Губернатору Курской области, первому заместителю Губернатора - Председателю Правительства Курской области, Курской областной Думе информацию о выполнении мероприятий Программы |