Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2005 - 2009 ГОДЫ" (с изменениями на: 09.10.2008)

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ РЕШЕНИЯ


Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 года N 561 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы".

Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана тем, что современная ситуация на территории Курской области, как и в целом по России, характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

В последние годы отмечен устойчивый рост выявления среди населения Курской области потребителей психоактивных веществ. Так, в период с 2002 по 2004 гг. общее число выявленных лиц, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ, увеличилось с 974 до 1458 чел. (на 49,7%). Наиболее значительный рост отмечен в группах немедицинских потребителей сильнодействующих веществ (прирост в 2,3 раза) и наркотических веществ (прирост 48,8%). По состоянию на 01.01.2005 в Курской области в ОНБ зарегистрирован 671 больной наркоманией, 70 больных токсикоманией, 641 потребитель наркотиков с вредными последствиями, 229 потребителей сильнодействующих веществ с вредными последствиями.

Особую озабоченность вызывает рост детско-подростковой наркотизации. Число несовершеннолетних потребителей психоактивных веществ в период с 2002 г. по 2004 г. увеличилось на 74% (с 149 до 260 человек), что значительно превышает темпы прироста среди всего населения.

Если во взрослой среде доминирует потребление наркотических средств местного растительного происхождения (опиаты - 90%, гашиш - 5%) и кустарно изготовленные вещества психостимулирующего действия, то в подростковой среде преобладают легкодоступные токсические вещества бытовой химии и сильнодействующие лекарственные препараты.

Несмотря на проводимую предупредительную разъяснительную работу среди населения региона и, в первую очередь, в молодежной среде, не сформирована должная установка на ведение здорового образа жизни. По данным анонимного опроса несовершеннолетних 28,1% старшеклассников уже сталкивались с возможностью потребления одурманивающих веществ, 8,8% признались, что делали это. 16% несовершеннолетних допускают возможность разовой наркотизации из интереса.

Опасной тенденцией является контрабанда наркотиков в регионе.

Развивается нелегальное производство наркотиков. При этом в преступную деятельность втягиваются лица с высоким уровнем образования и специальных знаний, которые используют эти знания для производства синтетических наркотиков в подпольных лабораториях.

Продолжается поступление наркотиков из легального оборота в незаконный. Имеют место многочисленные нарушения правил производства, приобретения, хранения и реализации наркотиков.

Сложившееся положение явилось следствием:

разрушения системы профилактики преступлений;

наличия недостатков правового регулирования в сфере правоотношений, возникающих в деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие злоупотреблению наркотиками;

недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу их разобщенности, оттока профессиональных кадров, нерешенности проблем материально-технического и финансового обеспечения;

открытости значительной части государственной границы, способствующей включению России и Курской области в сферу интересов международного наркобизнеса.

Все эти факторы сохраняются и сейчас, что дает повод прогнозировать развитие криминальной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.

В ближайшей перспективе возможны:

дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях при одновременном разделе сфер влияния, в результате чего может быть установлен контроль наркоструктур за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;

активизация попыток международных преступных сообществ использовать территорию России для расширения торговли наркотиками и отмывания доходов, полученных преступным путем;

расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, все большее использование в преступных целях специалистов различного профиля, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;

возрастание тяжести и масштабов социально-экономических последствий немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде.

Тем не менее, в Курской области имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и контроля за легальным оборотом наркотиков. Правоохранительные органы имеют опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях. Продолжается сбор и реализация оперативной информации о лидерах и активных членах организованных преступных наркогруппировок, а также об их связях. Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности.

Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие, международное сотрудничество в сфере профилактики и борьбы с распространением наркотиков, в том числе их контрабандой.

Практика реализации предыдущей Программы на 2002 - 2004 годы показала, что она является эффективным инструментом комплексного решения указанных проблем на региональном уровне.

В частности:

продолжается разработка учебных программ и учебных спецкурсов по формированию антинаркотического мировоззрения и методологической подготовки по управлению социальными процессами, разработка методики обнаружения наркотиков, технологий уничтожения наркотикосодержащих растений;

создается автоматизированная система сбора, анализа и обобщения информации о фактах незаконного оборота наркотиков и причастных к ним лицах;

углубляется международное сотрудничество правоохранительных органов Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

формируется необходимая для эффективной борьбы с преступностью нормативно-правовая база.