КУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2004 г. N 912-III ОД
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ
РЕСУРСЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (2005 - 2010 ГОДЫ)"
(с изменениями на 30 апреля 2008 года)
__________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Курской областной Думы
от 7 мая 2009 года № 960-IV ОД
__________________________________________
__________________________________________
Документ с изменениями, внесёнными:
постановлением Курской областной Думы от 30 апреля 2008 года № 627-IV ОД
__________________________________________
В соответствии с Федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)" и в целях стабилизации экологической обстановки, обеспечения улучшения качества окружающей среды, рационального использования и охраны природных ресурсов в области Курская областная Дума постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Экология и природные ресурсы Курской области (2005 - 2010 годы)".
2. Предложить:
Администрации Курской области при формировании областного бюджета на 2005 год и последующие годы предусматривать необходимые средства для реализации областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2005 - 2010 годы)";
руководителям расположенных на территории Курской области предприятий и организаций независимо от форм собственности принять участие в выполнении мероприятий указанной Программы.
3. Признать утратившим силу постановление Курской областной Думы от 10 октября 2002 г. N 554-III ОД "Об утверждении областной целевой программы "Воспроизводство лесов Курской области на 1998 - 2005 годы" с 1 января 2005 г.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет областной Думы по здравоохранению и охране окружающей среды.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы
А.Н.АНПИЛОВ
Утверждена
постановлением
Курской областной Думы
от 10 июня 2004 г. N 912-III ОД
(в ред., введенной в действие
постановлением Курской областной Думы
от 30 апреля 2008 года № 627-IV ОД, -
см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы - областная целевая программа "Экология и
природные ресурсы Курской области
(2005 - 2010 годы)" (далее - Программа)
Основание для разработки - Постановление Правительства Российской
Программы Федерации от 07.12.2001 N 860
"О федеральной целевой программе "Экология
и природные ресурсы России (2002 - 2010
годы)", постановление Правительства
Курской области от 23.08.2001 N 553
"О корректировке комплексной программы
"Экологическая безопасность и охрана
природных ресурсов Курской области"
Государственный заказчик - департамент экологической безопасности и
природопользования Курской области
Исполнители подпрограмм и - департамент экологической безопасности и
основных мероприятий природопользования Курской области
Основные разработчики - департамент экологической безопасности и
Программы природопользования Курской области;
ОГУ "Экологический центр";
Территориальный Центр государственного
мониторинга геологической среды и водных
объектов Курской области (ТЦ
"Курскгеомониторинг");
ФГУ "Центрально-Черноземный
государственный природный биосферный
заповедник им. проф. В.В. Алехина";
управление по технологическому и
экологическому надзору Ростехнадзора по
Курской области;
отдел геологии и лицензирования по Курской
области департамента по недропользованию
по ЦФО ("Курскнедра");
отдел водных ресурсов по Курской области
Донского бассейнового водного управления
Федерального агентства водных ресурсов
Цель и основные задачи - цель Программы - обеспечение
Программы конституционных прав граждан на
благоприятную окружающую среду,
сбалансированное развитие
минерально-сырьевой базы для
удовлетворения потребностей экономики
области в топливно-энергетических,
минеральных, водных и биологических
ресурсах.
Основные задачи:
- стабилизация экологической обстановки и
ее улучшение в районах и населенных
пунктах области; обеспечение потребностей
экономики области в различных видах
природных ресурсов на принципах их
комплексного и рационального
использования;
- осуществление мер по охране и
воспроизводству природных ресурсов как
компонентов окружающей природной среды;
предотвращение деградации и сохранение
природных комплексов;
- развитие сети особо охраняемых природных
территорий и территорий с уникальными
природными условиями, сохранение
биоразнообразия;
- формирование территориальной системы
комплексного мониторинга природных
ресурсов и состояния окружающей среды;
- научное и технико-технологическое
обеспечение развития природно-ресурсного
потенциала и системы охраны окружающей
среды;
- формирование экономических механизмов
государственного регулирования в сфере
изучения, воспроизводства, использования
природных ресурсов и охраны окружающей
среды
Сроки и этапы реализации - 2005 - 2010 годы:
Программы 1-й этап - 2005 - 2006 годы;
2-й этап - 2007 - 2008 годы;
3-й этап - 2009 - 2010 годы
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы на
финансирования Программы 2005 - 2010 гг. всего за счет средств
областного бюджета - 83,480 млн. рублей.
По годам:
2005 г. - 23,744 млн. рублей;
2006 г. - 19,444 млн. рублей;
2007 г. - 6,812 млн. рублей;
2008 г. - 11,160 млн. рублей;
2009 г. - 11,160 млн. рублей;
2010 г. - 11,160 млн. рублей
Перечень подпрограмм - "Минерально-сырьевые ресурсы";
"Водные ресурсы и водные объекты";
"Отходы";
"Регулирование качества окружающей среды";
"Поддержка особо охраняемых природных
территорий регионального значения";
"Сохранение редких и исчезающих видов
животных и растений"
Ожидаемые результаты - по минерально-сырьевым ресурсам:
реализации Программы - увеличение поисково-разведочного задела
для обеспечения прироста ресурсов
полезных ископаемых на 5%; повышение
обеспеченности экономики области
основными минерально-сырьевыми ресурсами,
запасами подземных вод;
- внедрение рациональных и
природосберегающих технологий
недропользования;
по водным ресурсам:
- очистка русел рек;
- восстановление условий для
рыбохозяйственного и рекреационного
использования водотоков;
- снижение негативного воздействия на
окружающую природную среду и оздоровление
водных объектов, источников
водоснабжения, водопользования и
рекреации; снижение развития процесса
подтопления на территории области;
- достижение устойчивой стабилизации
уровней подземных вод, снижение
загрязненности подземных вод;
- обеспечение безопасности
гидротехнических сооружений;
в области охраны окружающей природной
среды:
- снижение выбросов вредных веществ в
атмосферный воздух и сбросов загрязненных
сточных вод в водные объекты;
- оздоровление экологической обстановки в
городах и населенных пунктах с наиболее
высоким уровнем загрязнения окружающей
среды;
- развитие системы мониторинга окружающей
среды;
- сохранение и развитие сети особо
охраняемых территорий регионального
значения;
- формирование системы кадастровых оценок
редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных и растений
Курской области;
- разработка и реализация планов
мероприятий по сохранению отдельных
редких и находящихся под угрозой
исчезновении видов или их групп;
- ведение и обновление Красной книги
Курской области
Система организации - контроль за выполнением Программы в
контроля за исполнением пределах компетенции, установленной
Программы федеральным и областным
законодательством, осуществляют Курская
областная Дума, органы исполнительной
власти Курской области, Контрольно-
счетная палата Курской области
Основой экономического, промышленного и социального развития страны и ее субъектов является наличие и рациональное использование природных ресурсов (недра, вода, атмосфера и т.д.).
Курская область является одним из субъектов Российской Федерации, обладающим уникальными по объемам и разнообразию природными ресурсами, способными обеспечить нужды Курской области, а также, по некоторым видам сырья, и другие регионы.
В настоящее время наиболее важной задачей является обеспечение аграрного и строительного комплексов области запасами сырья (песок, глина, суглинки, мел, мергель, трепел, фосфориты, цеолиты и т.п.) для устойчивого развития указанных отраслей путем проведения прогнозно-поисковых, поисково-оценочных и геолого-разведочных работ. Не менее важной проблемой является обеспечение запасами подземных вод для водоснабжения населения в ряде районов области. Выявленные в процессе поисково-оценочных работ проявления и ресурсы глинистого, цементного, карбонатного сырья и других полезных ископаемых при продолжении работ с целью оценки возможности их промышленного использования и последующего предоставления для разведки и добычи предприятиям и организациям, безусловно, будут способствовать экономическому развитию Курской области.
ОАО "Михайловский ГОК", разрабатывающий с 1960 г. Михайловское месторождение железных руд, является одним из крупнейших предприятий черной металлургии.
Разработка полезных ископаемых открытым способом оказывает типичное отрицательное влияние на окружающую среду: изъятие сельскохозяйственных угодий, снижение уровня грунтовых вод, заиливание поверхностных водотоков, загрязнение воздушного бассейна при ветровой эрозии отвалов, дроблении полезного ископаемого и его дальнейшей переработке. Площадь нарушенных земель при добыче железной руды составила 6343,3 га; рекультивация ведется недостаточными темпами.
Воздействие на окружающую среду мелких карьеров общераспространенных полезных ископаемых значительно меньше. Как правило, они не затрагивают водоносных горизонтов. Однако, наличие более 100 заброшенных карьеров, не имеющих в настоящее время владельцев и часто являющихся территориями несанкционированных свалок, требуют проведения горнотехнической и биологической рекультивации. Частичной рекультивации требуют почти все действующие карьеры кирпичного сырья, песка и мела.
Источником покрытия потребности в воде в Курской области являются поверхностные и подземные воды. Хозяйственно-питьевое водоснабжение Курской области осуществляется исключительно из подземных горизонтов. Для водоснабжения промышленности используется также поверхностный сток рек.
Из 54 объектов-водопользователей, осуществлявших сброс сточных вод в водные объекты, только 29 имеют очистные сооружения, 25 предприятий-водопользователей вообще не имеют очистных сооружений. Остальные водопользователи осуществляют сброс нормативно чистых вод.
В последнее время стали интенсивно проявляться процессы подтопления, переувлажнения и заболачивания почв. Особенно наглядно это заметно в поймах и на надпойменных террасах рек. Развитие таких негативных процессов связано с изменением гидрологического режима (строительство плотин, нерегулируемое жилищное строительство, создание прудов и водохранилищ) и другими антропогенными и природными воздействиями (заиление рек и ручьев в результате эрозии почв). Смываемая почва, с вносимыми удобрениями и ядохимикатами, выносится паводковыми и ливневыми водами в лощины, долины, балки, поймы рек. Происходит заиление и загрязнение ручьев, прудов и рек, снижается скорость течения в них, что приводит к повышению уровня стояния поверхностных и грунтовых вод, подтоплению жилых поселков, переувлажнению и заболачиванию прилегающих сельскохозяйственных угодий.
Анализ экологической ситуации, сложившейся в Курской области за последние годы, свидетельствует о том, что загрязнение природной среды остается достаточно высоким, несмотря на спад производства на большинстве предприятий и связанное с этим уменьшение отрицательного воздействия на природную среду. Технологическое и очистное оборудование физически и морально изнашивается, при этом оно модернизируется и обновляется недостаточными темпами. В атмосферный воздух области выбрасывается более 300 наименований загрязняющих веществ, связанных с деятельностью человека.
По данным инвентаризации мест размещения отходов, проведенной в 2000 - 2001 гг., (а положение с тех пор изменилось ненамного) в эксплуатации муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства области находится 38 организованных мест размещения отходов, при этом изъято из сельскохозяйственного оборота 116 га земель.
Территории свалок частично обвалованы, огорожены и обсажены древесно-кустарниковой растительностью, только к 12 свалкам имеются подъездные автодороги с твердым покрытием.
Эксплуатация большинства организованных районных свалок твердых бытовых отходов (ТБО) не отвечает санитарно-гигиеническим и природоохранным требованиям, предъявляемым к местам размещения и хранения отходов.
Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики России является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без существования эффективной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).