КУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2003 г. N 830-III ОД
ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ"
__________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Курской областной Думы
от 9 октября 2008 года № 773-IV ОД
__________________________________________
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" и в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Курская областная Дума постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курской области на 2003 - 2010 годы".
2. Предложить Администрации Курской области при уточнении областного бюджета на 2004 год и при формировании бюджетов на последующие годы предусматривать необходимые средства для реализации областной программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курской области на 2003 - 2010 годы".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы
А.Н.АНПИЛОВ
Наименование - областная целевая программа "Реформирование
Программы и модернизация жилищно-коммунального
комплекса Курской области на 2003 - 2010
годы" (далее - Программа)
Основание для - Постановление Правительства Российской
разработки Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797 "О
Программы подпрограмме "Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального комплекса Российской
Федерации" федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002 - 2010 годы"
Государственный - комитет жилищно-коммунального хозяйства
заказчик Курской области
Программы
Основные - комитет жилищно-коммунального хозяйства
разработчики Курской области, администрации исполнительной
Программы государственной власти районов, органы
местного самоуправления
Цели и задачи - основными целями Программы являются
Программы повышение эффективности, устойчивости и
надежности функционирования жилищно
коммунальных систем жизнеобеспечения
населения, привлечение инвестиций в жилищно
коммунальный комплекс, улучшение качества
жилищно-коммунальных услуг с одновременным
снижением нерациональных затрат, адресная
социальная защита населения при оплате
жилищно-коммунальных услуг.
Для достижения этих целей необходимо решить
следующие задачи:
обеспечить финансовое оздоровление жилищно
коммунальных предприятий;
обеспечить условия для снижения издержек и
повышение качества предоставления жилищно
коммунальных услуг;
обеспечить инвестиционную привлекательность
жилищно-коммунального комплекса;
оказать государственную поддержку
модернизации жилищно-коммунального комплекса
области
Сроки и этапы - 2003 - 2010 годы:
реализации 1-й этап - 2003 - 2004 годы
Программы 2-й этап - 2005 - 2006 годы
3-й этап - 2007 - 2010 годы
Мероприятия - программные мероприятия включают в себя:
Программы инвентаризацию, реконструкцию и ликвидацию
дебиторской и кредиторской задолженности
предприятий жилищно-коммунального комплекса;
ликвидацию дотационности жилищно
коммунального комплекса и обеспечение
стабильности и достаточности финансирования
затрат по предоставлению жилищно-коммунальных
услуг;
обеспечение социальной защиты семей с низкими
доходами при переходе на полную оплату
жилищно-коммунальных услуг;
совершенствование экономических механизмов в
жилищно-коммунальной сфере;
формирование благоприятных условий для
привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный
комплекс;
обеспечение эффективного целевого
использования средств бюджетов всех уровней,
выделяемых на модернизацию жилищно
коммунального комплекса;
создание механизмов участия государства и
органов местного самоуправления в привлечении
предприятиями жилищно-коммунального комплекса
внебюджетных долгосрочных заемных средств
Объемы и - объем финансирования Программы составляет
источники 4365,5 млн. рублей на 2003 - 2010 гг.
финансирования
Программы
Источники финансирования:
предполагаемые средства федерального бюджета,
средства областного бюджета, местных бюджетов
и предприятий жилищно-коммунального
комплекса, заемные средства
Ожидаемые - в результате реализации Программы будут
конечные обеспечены повышение эффективности, качества
результаты и стабильности жилищно-коммунального
реализации обслуживания, надежность работы инженерных
Программы систем жизнеобеспечения, комфортность и
безопасность условий проживания, социальная
защита населения при оплате жилищно
коммунальных услуг.
Снижение уровня износа основных фондов
жилищно-коммунального комплекса области
с 60% в 2003 году до 30% в 2010 году.
Эти цели будут достигнуты за счет финансового
оздоровления предприятий жилищно
коммунального комплекса, демонополизации и
развития конкурентных отношений,
совершенствования договорных отношений и
тарифного регулирования естественных
локальных монополий, государственной
поддержки модернизации жилищно-коммунального
комплекса
Исполнители - комитет жилищно-коммунального хозяйства
Программы Курской области, комитет финансов Курской
области, администрации исполнительной
государственной власти районов и органы
местного самоуправления
Система - формы и методы организации управления
организации реализацией программы определяются
контроля за государственным заказчиком.
исполнением Органы исполнительной государственной власти
Программы районов и органы местного самоуправления
ежеквартально представляют комитету жилищно
коммунального хозяйства Курской области
отчеты о ходе реализации Программы. Обобщив
указанные отчеты, комитет жилищно
коммунального хозяйства Курской области
ежегодно в установленном порядке представляет
доклад о ходе реализации Программы в
Правительство Курской области и Госстрой
России
Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.
Программа предусматривает решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрения ресурсосберегающих технологий, разработки и широкого внедрения мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации.
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако, социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу 2003 года население оплачивало 86,0 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически - с учетом льгот и субсидий - около 73,5 процентов.
В свою очередь, отсутствие должного бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов муниципальных предприятий.
Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.
Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера области превращается в источник угроз для социального и экономического развития области.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (62 процента) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Аварийность на объектах жилищно-коммунального хозяйства за последний год возросла в 4 раза, соответственно затраты на ремонтные работы - в 2 - 3 раза. Следствием этого стало обострение проблемы снабжения населения области питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и очистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов (приложения NN 1 - 9).
Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов и финансовых возможностей к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов. Данные аудиторских проверок тарифов показывают занижение тарифов по сравнению с экономически обоснованным уровнем.
Анализ большинства инвестиционных проектов развития систем коммунального обслуживания показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.
В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков и невыполнению в полном объеме функций. По тем же причинам не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, проводимый Государственной жилищной инспекцией Курской области.
Монополизм коммунальных предприятий, неразвитостью гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Недофинансирование жилищно-коммунальной сферы обусловливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.
Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем, большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы изменить финансовое положение отрасли.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.
Мероприятия Программы в сочетании с мерами по совершенствованию жилищного строительства, развитию институтов жилищного финансирования и созданию инфраструктуры рынка жилья направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.
Действующая система управления жилищно-коммунальным комплексом области характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество в сочетании с сохранившейся со времен плановой экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов.
Долги бюджетов и бюджетных предприятий обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования (в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении), что удорожает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность.
Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий. В 2002 г. из 252,4 млн. рублей бюджетных средств, направленных на дотирование жилищно-коммунальных предприятий, адресные жилищные субсидии, предоставленные гражданам с низким доходами, составили только 77,9 млн. рублей. Это, во-первых, приводит к ситуации, в которой конечными получателями субсидии (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами. Сегодня каждая семья, включая высокодоходную, в среднем получает от государства 270 рублей в месяц в виде дотаций, субсидий и льгот. Во-вторых, такая система не гарантирует доведение средств бюджета до граждан - конечных получателей субсидий, и, в-третьих, расчет необходимого размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носит субъективный, непрозрачный характер, так как сумма дотаций является не частью цены услуг, а результатом компромисса между региональными и местными властями.
Выход отрасли из финансового кризиса должен быть определен рядом мероприятий по:
погашению имеющейся кредиторской и дебиторской задолженности;
предотвращению последующего нарастания долгов;
обеспечению выполнения бюджетных обязательств;
созданию стимулов повышения эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
В сложившейся ситуации острой нехватки средств для прямого погашения долгов одним из ключевых направлений урегулирования является реструктуризация задолженности.