Недействующий

Об областной целевой Программе "Энергосбережение Курской области на период 2002-2005 годов"

5. Основы государственной системы управления
энергосбережением на территории Курской области


В последние годы происходит активное формирование государственной системы управления энергосбережением на федеральном и региональном уровнях. Предпосылками для ее создания явились положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 г. N 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно - энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года", постановления Правительства Российской Федерации по вопросам энергосбережения. Федеральный закон "Об энергосбережении", нормативно - правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации в целях повышения эффективности использования топливно - энергетических ресурсов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в систему органов государственной власти входят органы власти Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне система государственного управления энергосбережением к настоящему времени фактически сформирована:

Минэнерго Российской Федерации выполняет функции государственного заказчика по разработке федеральных энергосберегающих программ и координации работ по их реализации;

Госстрой Российской Федерации отвечает за энергосбережение в жилищно - коммунальном хозяйстве, являющемся крупнейшим потребителем энергоресурсов в каждом регионе страны;

Миннауки Российской Федерации координирует организацию работ по созданию демонстрационных зон высокой энергетической эффективности и реализации демонстрационных энергосберегающих проектов.

В январе 1998 г. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную Целевую Программу "Энергосбережение России" (1998 - 2005 годы). В данной программе субъектам Российской Федерации рекомендовано разработать и принять региональные программы энергосбережения, которые являются основой государственной системы управления энергосбережением и повышением энергоэффективности на их территориях.

Система управления энергосбережением, как показал анализ функционирования отдельных ее элементов на территории ряда субъектов Российской Федерации, должна отвечать требованиям, обеспечивающим:

- поэтапное достижение главной цели региональной программы энергосбережения - перевода экономики области на энергосберегающий путь развития;

- создание нормативно - правовой базы энергосбережения, основой которой будет являться областной закон об энергосбережении;

- вовлечение в топливно - энергетический баланс местных энергетических ресурсов;

- соблюдение балансов интересов производителей и потребителей топлива и энергии, экономической заинтересованности всех участников процесса энергосбережения;

- привлечение к выполнению региональных энергосберегающих программ и проектов, к оснащению потребителей энергоресурсов приборами и системами учета и регулирования их расхода отечественных и зарубежных инвесторов на взаимовыгодных условиях;

- разработку и использование финансово - экономических механизмов реализации энергосберегающих программ и проектов, демонстрационных зон, объектов высокой энергоэффективности на территории области.

Система управления энергопотреблением и энергосбережением в регионе обязана отвечать интересам государства. Нормативно - правовые акты, принимаемые в регионе, не должны противоречить федеральным, учитывать специфику нашего региона.

Решение проблемы реального энергосбережения, предлагаемое в областной программе, непосредственным образом связано с выполнением важнейших функций органов исполнительной государственной власти области в переходный период - осуществлением социального управления и экономического регулирования. Так, энергосбережение в бюджетной сфере ведет к экономии средств на топливо- и энергообеспечение ее организаций. Высвободившиеся финансовые ресурсы могут быть направлены на решение в регионе социальных вопросов. Создание конкурентной среды, системы материального стимулирования и, в целом, экономическое регулирование процессов топливо- и энергообеспечения потребителей и использования ими энергоресурсов должны обеспечить снижение затрат на снабжение области топливом и энергией, стабилизацию ее экономики.

Предлагаемая ниже комплексная система государственного управления энергосбережением в Курской области сочетает в себе элементы социального управления и экономического регулирования и направлена на решение насущных задач региона.