Государственная система управления энергосбережением в Курской области формируется исходя из принципов энергосберегающей политики, продекларированных в Федеральном законе "Об энергосбережении" (статья 4). Реализация этих принципов на территории области возможна при четком разграничении полномочий в сфере энергосбережения между органами управления Российской Федерации и Курской области.
К ведению администрации Курской области при регулировании отношений, возникающих при использовании энергетических ресурсов на ее территории, в пределах, предоставляемых Конституцией Российской Федерации субъектам Федерации полномочий, а также в соответствии с Соглашением, заключенным 23.10.2001 г. между Минэнерго России и Правительством Курской области по вопросам энергосбережения N КВ - 7867, отнесено:
- разработка и реализация региональной программы энергосбережения, предусматривающей организацию выполнения инвестиционных энергосберегающих проектов;
- вовлечение в топливно - энергетический баланс местных видов топлива, вторичных, возобновляемых и нетрадиционных источников энергии, освоение месторождений топлива (природного газа, угля, горючего сланца), не относящихся к месторождениям федерального значения, в целях экономии дорогих привозных энергоресурсов;
- управление энергопотреблением и энергосбережением на объектах бюджетной и муниципальной сферы, относящихся к собственности субъекта РФ и органов местного самоуправления, введение лимитирования и нормирования расхода энергоресурсов на этих объектах;
- установление совместно с органами местного самоуправления стимулирующих энергосбережение тарифов на электро- и теплоэнергию, горячую и холодную воду, водоотведение, цен на природный газ для населения, аудит этих цен и тарифов;
- формирование регионального фонда энергосбережения за счет консолидации Правительством Курской области в пределах своих полномочий бюджетных и внебюджетных средств для осуществления региональных программ энергосбережения, обеспечения финансовой поддержки населения за счет дотирования работ по закупке энергоресурсов для бюджетополучателей и населения;
- оснащение предприятий и организаций приборами и системами учета и регулирования расхода ТЭР, проведение энергетических обследований и др.;
- разработка генеральных схем энергообеспечения городов и населенных мест с приданием приоритета мерам по эффективному использованию топлива и энергии;
- пропаганда передового опыта в сфере экономного и рационального потребления ТЭР, проведение воспитательной работы среди населения по эффективному использованию топлива и энергии.
Укрупненная структурная схема управления энергосбережением в Курской области представлена на рис. 4.
Взаимодействие структур, занятых управлением энергосбережением на территории области, рассмотрено в разделе 5.3 данной Программы.
В области имеются необходимые предпосылки для создания в 2002 году государственной системы управления энергосбережением, так как уже функционируют:
- комитет промышленности и ТЭК Курской области, отвечающий за координацию работ по функционированию и развитию топливно - энергетического комплекса и энергосбережению;
- Региональная энергетическая комиссия Курской области;
- управление государственного энергетического надзора Курской области "Курскгосэнергонадзор";
- Фонд энергосбережения, развития промышленности и энергетики Курской области.
В области имеется достаточно высокий научно - технический потенциал, который может быть широко использован при создании материально - технической базы энергосбережения, техническом перевооружении предприятий, при разработке и внедрении энергосберегающего оборудования.
+-------------------+
¦ Минэнерго РФ ¦
+-------------------+ +--------------------+
+----------------+ Департамент +---+ ФГУ "Российское ¦
¦ ¦ госэнергонадзора и¦ ¦ агентство ¦
¦ ¦ энергосбережения ¦ ¦энергоэффективности"¦
¦ +---------+----+----+ +--------------------+
¦ +------------+ ¦ +-------------------+
¦ ¦Курская обл.¦ +-------+----------+ ¦
¦ ¦ Дума +---+ Правительство ¦ ¦