Недействующий

ЗАКОН

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 06 июня 1995 года N 10-РЗ

Об охране труда

Принят Советом Республики Парламента
 Кабардино-Балкарской Республики
17 мая 1995 года

(утратил силу законом КБР от 10.08.2001 года N 79-РЗ, НГР: RU07000200100146)


Настоящий Закон устанавливает гарантии осуществления права трудящихся Кабардино-Балкарской Республики на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности или в связи с ней.

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие охраны труда


Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Статья 2. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики об охране труда и сфера его действия


Законодательство Кабардино-Балкарской Республики об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции Кабардино - Балкарской Республики, "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда", настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

Гарантии реализации права работников на охрану труда и нормативные требования по охране труда, установленные законодательством Кабардино-Балкарской Республики, не могут быть ниже гарантий и нормативных требований, предусмотренных основами законодательства Российской Федерации об охране труда.

Действие настоящего Закона распространяется на:

предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем - предприятия) всех форм собственности независимо от форм хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

работодателей;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений основного общего среднего (полного) общего образования, проходящих производственную практику;

военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;

граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях.

На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на предприятиях, находящихся в юрисдикции Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.

На граждан Кабардино-Балкарской Республики, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя.

Статья 3. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда


Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

а) признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;

б) координация деятельности в области охраны труда и других областях экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей среды;

в) установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

г) государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных актов об охране труда;

д) общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;

е) взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;

ж) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующее создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

з) применение экономических санкций при нарушении предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;

и) обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно - профилактическим питанием, необходимыми средствами за счет средств работодателей;

к) обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

л) установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

м) защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

и) подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

о) установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

п) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на предприятиях;

р) осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда;

с) международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.

Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.

Глава II ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКА НА ОХРАНУ ТРУДА

Статья 4. Право работника на охрану труда


Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

а) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

б) на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;

в) на получение достоверной информации от работодателя, государственных или общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

г) на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

д) на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;

е) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

ж) на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка, либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

з) на проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;

и) на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;

к) на участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.

Статья 5. Гарантии права работника на охрану труда


Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем.

Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

На время приостановки работ на предприятии, в цеху, на участке, рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняются место работы, должность и средний заработок.

При остановке деятельности или закрытии предприятия вследствие нарушения законодательства об охране труда или невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, что подтверждается органами государственного надзора и контроля, работник этого предприятия обеспечивается рабочим местом в соответствии с действующим законодательством.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо выполнения тяжелых работ и работ с вредными или тяжелыми условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий.

При ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить бесплатное обучение работника другой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается.

Категории работников, имеющих право на компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, характер и объем таких компенсаций и льгот определяются соответствующими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.

Статья 6. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда


На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года, а также тех лиц, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.

При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке.

Перечень тяжелых работ с вредными или опасными условиями условиями труда, утвержденный Правительством Российской Федерации, применяется на территории Кабардино-Балкарской Республики без изъятий. Этот перечень может быть дополнен Кабинетом Министров (Правительством) Кабардино-Балкарской Республики с учетом региональных особенностей на основании консультаций с объединением работодателей, профессиональными союзами в лице соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами.

Глава III ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 7. Государственное управление охраной труда


Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологии и организации труда, гарантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда.

Государственное управление охраной труда осуществляется Министерством труда и занятости населения Кабардино-Балкарской Республики, функции и полномочия которого в области охраны труда определяются Президентом Кабардино-Балкарской Республики или по его поручению Кабинетом Министров (Правительством) Кабардино - Балкарской Республики.

Нормы и правила по охране труда, утвержденные государственным органом управления охраной труда, обязательны для исполнения на территории Кабардино-Балкарской Республики всеми министерствами и ведомствами Кабардино-Балкарской Республики, предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Должностные лица государственного органа управления охраной труда имеют право беспрепятственного посещения предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и доступа к необходимой информации.

Статья 8. Органы управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях


Отраслевые министерства Кабардино-Балкарской Республики осуществляют ведомственный контроль и управляют охраной труда на подведомственных предприятиях.

Концерны, ассоциации и другие объединения предприятий обязаны создавать службы охраны труда.

Для организации работы по охране труда на предприятиях создаются службы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе.

Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.

По своему статусу служба охраны труда приравнивается к основным службам предприятия и подчиняется работодателю.

Службы охраны труда ликвидируются только в случае прекращения деятельности предприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»