ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2009 года N 244-П

Об отраслевой целевой программе "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы"

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 21.12.2011 N 577-П;

постановление Правительства Астраханской области от 14.09.2011 N 355-П;

постановление Правительства Астраханской области от 07.07.2011 N 238-П;

постановление Правительства Астраханской области от 30.12.2010 N 604-П;

постановление Правительства Астраханской области от 15.10.2010 N 443-П;

постановление Правительства Астраханской области от 03.08.2010 N 339-П;

постановление Правительства Астраханской области от 09.03.2010 N 97-П)

В соответствии с концепцией отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 17.02.2009 N 57-П (НГР:RU30000200900116), а также в целях решения приоритетных задач социальной политики на территории Астраханской области

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы" (далее - Программа), включающую в себя подпрограммы: "Адресная социальная помощь в Астраханской области на 2010-2011 годы", "Социальная реабилитация граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, в Астраханской области на 2010-2011 годы", "Улучшение условий и охраны труда в Астраханской области на 2010-2011 годы", "Развитие учреждений социального обслуживания Астраханской области на 2010-2011 годы", "Социальная поддержка инвалидов в Астраханской области на 2010-2011 годы".

2. Министерству экономического развития Астраханской области (Кабикеев А.Н.) при формировании бюджета Астраханской области в течение всего периода реализации Программы включать ее в перечень отраслевых целевых программ Астраханской области, предусмотренных к финансированию из бюджета Астраханской области.

3. Министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) осуществлять финансирование Программы в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели в бюджете Астраханской области.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Астраханской области принять участие в реализации Программы.

5. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 28.05.2009 N 244-П

ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2011 ГОДЫ"

Паспорт отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы"

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 14.09.2011 N 355-П)


Наименование  Программы

-

"Социальная защита  населения Астраханской  области на  2010-2011 годы"

Основание для  разработки Программы

-

постановление Правительства Астраханской  области от 17.02.2009 N 57-П "О концепции  отраслевой целевой программы "Социальная  защита населения Астраханской области на  2010-2011 годы" (НГР: http://192.168.0.15:8080/content/ngr/RU30DMJ200900116.doc )

Государственный  заказчик Программы

-

министерство социального развития и труда  Астраханской области

Основной  разработчик Программы

-

министерство социального развития и труда  Астраханской области

Исполнители основных  мероприятий Программы

-

министерство  социального развития и труда  Астраханской  области, министерство  культуры  Астраханской области,  министерство  здравоохранения Астраханской  области,  министерство спорта и туризма  Астраханской  области, министерство  образования и  науки Астраханской области,  агентство по  занятости населения  Астраханской  области,  управление  Федеральной службы исполнения  наказаний по  Астраханской области,  управление  внутренних дел по Астраханской  области,  государственная инспекция труда  в Астраханской  области, управление  Федеральной службы  по надзору в сфере  защиты прав  потребителей и благополучия  человека по  Астраханской области (далее -  управление  Роспотребнадзора по  Астраханской  области), государственное  учреждение -  Астраханское региональное  отделение Фонда  социального страхования  Российской  Федерации, работодатели,  Астраханская  областная общественная  организация работников социальных служб,  отделение Пенсионного фонда Российской  Федерации (государственное учреждение)  по Астраханской области

Цели и задачи  Программы

-  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -

Цели Программы:  поддержание и  повышение жизненного уровня  малоимущих семей и  одиноко проживающих  граждан;
 улучшение условий  жизнеобеспечения лиц,  отбывших уголовное  наказание в виде  лишения свободы, и  лиц без определенного  места жительства и  занятий,  предупреждение  рецидивной преступности;
 снижение уровня производственного  травматизма и профессиональной  заболеваемости;
 удовлетворение потребности населения в  социальном обслуживании;

 создание благоприятных условий для социальной адаптации инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в общество.  Задачи Программы:  обеспечение  социальной поддержки  малоимущих семей и  одиноко проживающих  граждан путем  оказания различных видов  адресной  социальной помощи;
 сохранение морального, психологического  здоровья граждан пожилого возраста,  инвалидов, малоимущих граждан, детей с  ограниченными возможностями;
 качественное улучшение социально-бытового  обустройства лиц, отбывших уголовное  наказание в виде лишения свободы, и лиц  без определенного места жительства и  занятий;
 содействие в  обучении и трудоустройстве  лиц,  освободившихся из мест лишения  свободы, и лиц без  определенного места  жительства и  занятий;
 выявление, лечение и профилактика  инфекционных заболеваний у лиц,  освободившихся из мест лишения свободы, и  лиц без определенного места жительства и  занятий;
 обеспечение функционирования на  территории области системы  государственного управления охраной  труда;
 методическое и информационное обеспечение  работодателей в сфере охраны труда;
 осуществление профилактических мер по  сокращению производственного травматизма  и профессиональной заболеваемости;
 совершенствование методической работы по  организации социального обслуживания  населения;
 расширение сети учреждений социальног о  обслуживания, укрепление их материально-  технической базы;
 повышение уровня  обеспеченности инвалидов  техническими  средствами реабилитации;
 содействие  процессу социальной интеграции  инвалидов путем  формирования доступной  среды  жизнедеятельности;
 привлечение  инвалидов к занятиям  физической  культурой и спортом,  а также неработающих пенсионеров,  являющихся получателями трудовой пенсии  по старости и по инвалидности;
 профилактика инвалидности ;
 расширение форм информирования населения  о деятельности отрасли.

Срок реализации Программы

-

2010-2011 годы

Перечень  подпрограмм

-  -  -  -  -

"Адресная  социальная помощь в  Астраханской  области на 2010-2011 годы";
 "Социальная  реабилитация граждан,  отбывших уголовное  наказание в виде  лишения свободы, в  Астраханской области  на 2010-2011  годы";
 "Улучшение условий  и охраны труда в  Астраханской  области на 2010-2011 годы";
 "Развитие  учреждений социального  обслуживания  Астраханской области на  2010-2011 годы";
 "Социальная  поддержка инвалидов в  Астраханской  области на 2010-2011 годы"

Объемы и источники  финансирования

Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы в 2010-2011 годах составляет 164434,0 тыс. руб., в том числе из средств бюджета Астраханской области -
 161769,2 тыс. руб., субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - 2664,8 тыс. руб., в том числе:
 2010 год - 86130,4 тыс. руб., из них средства бюджета Астраханской области – 85466,0 тыс. руб., субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 664,4 тыс. руб.,  2011 год - 78303,6 тыс. руб., из них средства бюджета Астраханской области –76303,2 тыс. руб., субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 2000,4 тыс. рублей .

Ожидаемые конечные  результаты реализации Программы

-  -  -  -  -  -  -  -

обеспечение адресной социальной поддержки  наиболее нуждающихся малоимущих семей,  одиноко проживающих граждан и граждан,  находящихся в трудной жизненной ситуации  (к 2011 году - около 21000 граждан);
 улучшение социально-экономических условий  жизни участников, инвалидов Великой  Отечественной войны, вдов погибших  (умерших) участников Великой  Отечественной войны, участников трудового  фронта (в 2010-2011 годах прогнозируется  оказание социальной поддержки 3400  ветеранам);
 повышение духовного уровня жизни пожилых  граждан, инвалидов, малоимущих граждан,  детей с ограниченными возможностями за  счет участия в различных праздничных  благотворительных мероприятиях (ежегодно  планируется охватывать участием в  различных мероприятиях около 83000  человек);
 создание  благоприятных условий для  социальной  адаптации лиц, вернувшихся  из мест лишения  свободы, и лиц без  определенного  места жительства (ежегодно  прогнозируется   решать социально-бытовые  вопросы не менее  750 нуждающихся  граждан);
 сокращение производственного травматизма  (уменьшение численности пострадавших на  производстве с 1,6 чел. в 2008 году до  1,3 чел. в 2011 году на 1000 работающих),  снижение уровня общей и профессиональной  заболеваемости, повышение уровня  безопасности труда, уровня социальной и  правовой защищенности работников, уровня  профессиональной подготовленности в сфере  охраны труда работодателей и работников,  усиление внимания к вопросам охраны труда  всех участников трудового процесса (в  2010 и 2011 годах обучение по охране  труда пройдут более 7000 человек);
 расширение сети учреждений (отделений  учреждений) социального обслуживания,  укрепление их материально-технической  базы;
 увеличение количества и улучшение  качества услуг, предоставляемых  нуждающимся гражданам (к 2011 году 14,3 %  пенсионеров от общего числа пенсионеров,  проживающих на территории Астраханской  области, будут охвачены услугами  комплексных центров социального  обслуживания населения (далее - КЦСОН);

 создание благоприятных условий для социальной адаптации инвалидов и граждан с ограниченными возможностями и их интеграции в общество, повышение качества жизни инвалидов, укрепление здоровья инвалидов посредством спортивно-оздоровительной реабилитации, привлечение инвалидов к занятиям спортом (к 2011 году планируется охватить мерами социальной поддержки более 4000 инвалидов).

Система  организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за ходом  реализации Программы  осуществляет  министерство социального  развития и труда  Астраханской области,  которое в  установленные сроки  представляет отчет  о ходе реализации  Программы в  министерство экономического  развития  Астраханской области.  Министерство  социального развития и труда  Астраханской  области несет  ответственность за  своевременное  выполнение  мероприятий Программы,  рациональное и  целевое использование  финансовых  средств, выделенных на ее  реализацию

1. Общие положения


Отраслевая целевая программа "Социальная защита населения в Астраханской области на 2010-2011 годы" разработана как механизм осуществления программно-целевого управления в социальной сфере для решения приоритетных задач социальной политики на территории Астраханской области.

Программа разработана министерством социального развития и труда Астраханской области на основании постановления Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:RU30000200700420), постановления Правительства Астраханской области от 17.02.2009 N 57-П "О концепции отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы" (НГР:RU30000200900116), других нормативных правовых актов в сфере социальной политики.

2. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом


Анализируя состояние социальной политики в Астраханской области в последние годы, следует отметить высокую эффективность программно-целевого метода, являющегося необходимым условием дальнейшего развития отрасли.

Реализация отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы" позволила систематизировать решение стоящих перед отраслью задач, способствовала созданию и развитию условий для повышения качества жизни социально незащищенных слоев населения, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также улучшению условий и охраны труда.

Существенно важным для каждого человека является уровень его социальной защищенности, возможность в полном объеме реализовать свои права и социальные гарантии.

Современная система социальной защиты населения Астраханской области начала формироваться в 1990 году. С течением времени развивались её количественные и качественные параметры, создавалась и совершенствовалась законодательная база, отрабатывались механизмы предоставления мер социальной поддержки и форм работы с населением, увеличивалось число категорий получателей этих мер.

В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в её сферу.

За последние годы это передача полномочий исполнительным органам государственной власти Астраханской области в части оказания государственной социальной помощи, инвентаризация льгот и льготных категорий граждан, монетизация льгот, реформирование нормативных правовых актов по предоставлению жилищно-коммунальных субсидий и переход к персонифицированной выплате. Все эти меры направлены на усиление адресности социальной помощи. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на помощи самым бедным и не позволяет семьям с высокими доходами получать значительные социальные выплаты за счет бюджетных средств.

В новых экономических условиях превышение темпов роста цен на потребительские товары и услуги, уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг над темпом роста доходов населения продолжает негативно влиять на качество жизни жителей Астраханской области. Количество получателей адресной социальной помощи постоянно растет, что говорит о всё еще низких доходах населения по отношению к величине прожиточного минимума и об актуальности оказания государственной социальной помощи такой категории граждан.

Особое внимание в области уделяется социальной поддержке и улучшению социально-экономического положения ветеранов Великой Отечественной войны, перед которыми наше общество в неоплатном долгу.

Таким образом, созданная система социальной защиты населения в Астраханской области способствует повышению адресной направленности мер социальной помощи и сокращению социального иждивенчества.

Как известно, решение социально-реабилитационных проблем лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, является основной и определяющей частью в комплексе вопросов их социальной адаптации и жизни в обществе. Испытывая трудности в решении вопросов трудоустройства, жилья, социальных выплат, регистрации по месту жительства, получения необходимого образования, они вновь встают на путь совершения преступлений.

Ситуация в сфере условий и охраны труда в Астраханской области, несмотря на положительную динамику снижения производственного травматизма, остается сложной, являясь серьезной социально-экономической проблемой. Это связано с недостатком инвестиций на реконструкцию производства, замену изношенного оборудования, малой заинтересованностью работодателя в создании безопасных условий труда на производстве, дефицитом высококвалифицированных рабочих и специалистов по охране труда.

Сохранение здоровья работающего населения является одним из важнейших элементов, определяющих экономическое развитие Астраханской области. Потеря трудоспособности работающего населения вследствие травм на производстве и профессиональных заболеваний влечет за собой существенный дефицит трудовых ресурсов, что, в свою очередь, объективно влияет на устойчивость финансово-экономической и ресурсной стабильности в Астраханской области.

Существующее положение по условиям и охране труда, производственному травматизму и профессиональной заболеваемости в организациях Астраханской области обусловлено низким уровнем технической оснащенности ряда производств, применением устаревших технологий, изношенностью основных производственных фондов, недостаточным обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Коренные экономические преобразования требуют выработки и реализации адекватной социальной политики, основанной на применении новых социальных технологий, к числу которых относится создание системы социального обслуживания населения.

Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение - характерные черты положения значительной части пожилых людей. Они нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих.

Ключевую проблему лиц пожилого возраста составляет социальное общение. Одиночество пожилых людей повышает потребности в институционализированном уходе, развитии системы как стационарных, так и нестационарных учреждений социального обслуживания.

Организация социального обслуживания рассматривается как вклад в социальное развитие и часть осуществляемого в Астраханской области комплекса правовых, экономических, социальных мер по поддержке населения. Социальное обслуживание занимает прочное место среди других направлений практической деятельности органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания Астраханской области.

Современная социально-экономическая политика государства направлена на профилактику инвалидности, комплексную медико-социальную реабилитацию, т.е. восстановление здоровья, нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной, бытовой деятельности, обеспечение их техническими средствами реабилитации, формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, привлечение инвалидов к занятиям физической культурой и спортом.

Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения Астраханской области, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малоимущих граждан и социально незащищенных слоев населения Астраханской области, улучшение условий и охраны труда, является одним из приоритетных направлений в социальной сфере. Необходимость реализации отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы" в решении обозначенных проблем очевидна и предопределяется её высокой социальной значимостью.

3. Основные цели и задачи Программы


Отраслевая целевая программа "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы" (далее - Программа) сформирована с учетом приоритетных задач социальной политики на территории Астраханской области.

Основными целями Программы являются:

- поддержание и повышение жизненного уровня малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, а также неработающих пенсионеров, являющихся получателями трудовой пенсии по старости и инвалидности;

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 03.08.2010 N 339-П)

- улучшение условий жизнеобеспечения лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий, предупреждение рецидивной преступности;

- снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- удовлетворение потребности населения в социальном обслуживании;

- создание благоприятных условий для социальной адаптации инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в общество.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 30.12.2010 N 604-П)

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- обеспечение социальной поддержки малоимущих семей и одиноко проживающих граждан путем оказания различных видов адресной социальной помощи;

- сохранение морального, психологического здоровья граждан пожилого возраста, инвалидов, малоимущих граждан, детей с ограниченными возможностями;

- качественное улучшение социально-бытового обустройства лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий;

- содействие в обучении и трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий;

- выявление, лечение и профилактика инфекционных заболеваний у лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий;

- обеспечение функционирования на территории Астраханской области системы государственного управления охраной труда;

- методическое и информационное обеспечение работодателей в сфере охраны труда;

- осуществление профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- совершенствование методической работы по организации социального обслуживания населения;

- расширение сети учреждений социального обслуживания, укрепление их материально-технической базы;

- повышение уровня обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»