ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2009 года N 57-П

О концепции отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы"

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 14.09.2011 N 365-П;

постановление Правительства Астраханской области от 30.12.2010 N 604-П)

В целях реализации федеральных законов от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (НГР:RU0000R199504932), от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (НГР:RU0000R199903610), Трудового кодекса Российской Федерации (НГР:RU0000R200102414) и решения приоритетных задач социальной политики на территории Астраханской области

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы".

2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы" министерство социального развития и труда Астраханской области.

3. Министерству социального развития и труда Астраханской области (Лукьяненко Е.А.) разработать отраслевую целевую программу "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы" и внести её на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке в срок до 01.04.2009.

4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 17.02.2009 N 57-П

Концепция отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы"

1. Проблема и анализ причин ее возникновения


Реализация отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы" позволила систематизировать решение стоящих перед отраслью задач, способствовала созданию и развитию условий для повышения качества жизни социально незащищенных слоев населения, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также улучшению условий и охраны труда.

Существенно важным для каждого человека является уровень его социальной защищенности, возможность в полном объеме реализовать свои права и социальные гарантии.

Современная система социальной защиты населения Астраханской области начала формироваться в 1990 году. С течением времени развивались её количественные и качественные параметры, создавалась и совершенствовалась законодательная база, отрабатывались механизмы предоставления мер социальной поддержки и форм работы с населением, увеличивалось число категорий получателей этих мер.

В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в её сферу.

За последние годы это - передача полномочий исполнительным органам государственной власти Астраханской области в части оказания государственной социальной помощи, инвентаризация льгот и льготных категорий граждан, монетизация льгот, реформирование нормативных правовых актов по предоставлению жилищно-коммунальных субсидий и переход к персонифицированной выплате. Все эти меры направлены на усиление адресности социальной поддержки. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на помощи самым бедным и не позволяет семьям с высокими доходами получать значительные социальные выплаты за счет бюджетных средств.

В новых экономических условиях превышение темпов роста цен на потребительские товары и услуги, уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг над темпом роста доходов населения продолжает негативно влиять на качество жизни жителей области. Количество получателей адресной социальной помощи постоянно растет, что говорит о всё еще низких доходах населения по отношению к величине прожиточного минимума и об актуальности оказания государственной социальной помощи такой категории граждан.

В этих социально-экономических условиях наименее защищенными оказались пожилые, неработающие граждане, дети и инвалиды. Нуждаются в социальной поддержке и те граждане, которые в силу своих индивидуальных особенностей (возраст, ограниченные физиологические возможности) или объективных причин (болезнь, многодетность, наличие материального ущерба вследствие экстремальных ситуаций, отсутствие работы и т.п.) оказываются в гораздо более трудном положении и не имеют возможности улучшить его собственными силами.

Особое внимание в области уделяется социальной поддержке и улучшению социально-экономического положения ветеранов Великой Отечественной войны, перед которыми наше общество в неоплатном долгу.

Таким образом, созданная система социальной защиты населения в Астраханской области способствует повышению адресной направленности мер социальной поддержки и сокращению социального иждивенчества.

Как известно, решение социально-реабилитационных проблем лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, является основной и определяющей частью в комплексе вопросов их социальной адаптации и жизни в обществе. Испытывая трудности в решении вопросов трудоустройства, жилья, социальных выплат, регистрации по месту жительства, получения необходимого образования, они вновь встают на путь совершения преступлений. На учете в органах внутренних дел состоит свыше 30 тыс. человек, из них свыше 10 тыс. человек - ранее судимых. В наибольшей социальной поддержке нуждаются лица без документов, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, инвалиды.

Социальное неблагополучие является одной из важных причин совершения бывшими осужденными новых преступлений. Эффективность процессов реабилитации ранее судимых во многом зависит от включения в их обеспечение многих государственных и общественных институтов. На этом этапе своевременная профориентация, оказание медицинской помощи, улучшение социально-бытового обустройства, восстановление социальных связей становятся основной составляющей дальнейшей социальной реабилитации, а также позволяют безболезненно преодолеть рубеж переходного периода к новым условиям жизни.

Ситуация в сфере условий и охраны труда в Астраханской области несмотря на положительную динамику снижения производственного травматизма остается сложной, являясь серьезной социально-экономической проблемой. Это связано с недостатком инвестиций на реконструкцию производства, замену изношенного оборудования, малой заинтересованностью работодателя в создании безопасных условий труда на производстве, дефицитом высококвалифицированных рабочих и специалистов по охране труда.

Руководители многих организаций не владеют необходимыми знаниями трудового законодательства, а зачастую игнорируют его. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности еще не стало основным принципом для работодателей. Главная задача сегодня - объединение усилий всех уровней власти и направление их на изменение сложившегося стереотипа пренебрежительного отношения к здоровью и жизни как со стороны работодателей, так и самих работников, а именно необходимо достичь понимания того, что жизнь и здоровье человека являются высшей социальной ценностью.

Сохранение здоровья работающего населения является одним из важнейших элементов, определяющих экономическое развитие области. Потеря трудоспособности работающим населением вследствие травм на производстве и профессиональных заболеваний повышает существенный дефицит трудовых ресурсов, что, в свою очередь, объективно влияет на устойчивость финансово-экономической и ресурсной стабильности в области.

Реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда в области позволила осуществить системный подход к решению проблем охраны труда и совершенствованию системы государственного управления охраной труда на областном уровне, результатом чего явилось достижение положительной динамики снижения численности пострадавших на производстве.

Вместе с тем состояние условий и охраны труда в отдельных организациях продолжает оставаться сложным и является социально-экономической проблемой.

Сокращение предприятиями объемов финансирования, производственного контроля за соблюдением санитарного законодательства, мероприятий по охране труда является основным обстоятельством, создающим неблагоприятные условия труда, и увеличивает риск производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Существующее положение по условиям и охране труда, производственному травматизму и профессиональной заболеваемости в организациях области обусловлено низким уровнем технической оснащенности ряда производств, применением устаревших технологий, изношенностью основных производственных фондов, недостаточным обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материально-технических затрат, решение многих проблем по охране труда сдерживается неудовлетворительной организацией производства работ, нарушением трудовой дисциплины, необученностью персонала безопасным приемам и правилам выполнения работ, несовершенством государственного и общественного контроля и надзора за соблюдением требований законодательных и нормативных актов на областном уровне.

Коренные экономические преобразования требуют выработки и реализации адекватной социальной политики, основанной на применении новых социальных технологий, к числу которых относится создание системы социального обслуживания населения.

Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение - характерные черты положения значительной части пожилых людей. Они нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих.

Ключевой проблемой лиц пожилого возраста является социальное общение. Одиночество пожилых людей повышает потребности в институционализированном уходе, развитии системы как стационарных, так и нестационарных учреждений социального обслуживания.

Организация социального обслуживания рассматривается как вклад в социальное развитие и часть осуществляемого в Астраханской области комплекса правовых, экономических, социальных мер по поддержке населения. Социальное обслуживание занимает прочное место среди других направлений практической деятельности органов и учреждений социальной защиты области.

Одной из главных задач в данной сфере является развитие разнопрофильных учреждений социального обслуживания, предоставляющих широкий спектр социальных услуг.

В настоящее время система социального обслуживания Астраханской области представляет динамично развивающуюся разветвленную сеть учреждений; открываются новые социальные учреждения, увеличиваются объем и виды предоставляемых ими услуг.

За время, прошедшее с момента перехода бывших муниципальных учреждений социального обслуживания под юрисдикцию министерства социального развития и труда Астраханской области, наметились положительные сдвиги в решении накопившихся годами проблем, связанных с укреплением и развитием материально-технической базы учреждений. Однако у большинства учреждений материально-техническая база остается в неудовлетворительном состоянии и требуется вложение значительных средств.

Дальнейшее развитие сети учреждений социального обслуживания, а также наращивание темпов работ по укреплению их материально-технической базы возможно только с использованием системного подхода. Системный подход в развитии учреждений включает в себя реализацию мероприятий по развитию и укреплению материально-технической базы, совершенствование методической работы по организации социального обслуживания.

Современная социально-экономическая политика государства направлена на профилактику инвалидности, комплексную медико-социальную реабилитацию, т.е. восстановление здоровья, нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной, бытовой деятельности, обеспечение их техническими средствами реабилитации, формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, привлечение инвалидов к занятиям физической культурой и спортом.

В Астраханской области на 01.01.2008 проживают около 49 тыс. инвалидов, в т.ч. около 4 тыс. детей-инвалидов. Показатели реабилитации инвалидов остаются на низком уровне, не превышая 5 % у взрослых инвалидов и 9 % у детей-инвалидов.

Это является следствием недостаточности мер, предпринимаемых для реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Остается низкой обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе приспособлениями, облегчающими самообслуживание в быту, передвижение и уход.

Кроме того, слабо развита система реабилитации инвалидов средствами физкультуры и спорта. Имеется необходимость в продолжении начатой работы по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Все это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и необходимости совершенствования системы поддержки инвалидов, обеспечивающей их интеграцию в общество.

Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения области, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей Астраханской области, улучшение условий и охраны труда являются приоритетными направлениями в социальной сфере. Необходимость разработки и реализации отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы" в решении обозначенных проблем очевидна и предопределяется её высокой социальной значимостью.

2. Предложения по целям и задачам программы


Концепция отраслевой целевой программы "Социальная защита населения на 2010-2011 годы" (далее - программа) формируется с учетом приоритетных задач социальной политики на территории Астраханской области.

Программа является продолжением отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы" и включает в себя следующие подпрограммы, цели и задачи, позволяющие оценить ход их реализации:

2.1. "Адресная социальная помощь в Астраханской области на 2010-2011 годы".

Основная цель подпрограммы:

- поддержание и повышение жизненного уровня малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, а также неработающих пенсионеров, являющихся получателями трудовой пенсии по старости и инвалидности.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 30.12.2010 N 604-П)

Основные задачи подпрограммы:

- обеспечение социальной поддержки малоимущих семей и одиноко проживающих граждан путем оказания различных видов адресной социальной помощи;

- сохранение морального, психологического здоровья граждан пожилого возраста, инвалидов, малоимущих граждан, детей с ограниченными возможностями.

2.2. "Социальная реабилитация граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, в Астраханской области на 2010-2011 годы".

Основная цель подпрограммы:

- улучшение условий жизнеобеспечения лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий, предупреждение рецидивной преступности.

Основные задачи подпрограммы:

- качественное улучшение социально-бытового обустройства лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий;

- содействие в обучении и трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий;

- выявление, лечение и профилактика инфекционных заболеваний у лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий.

2.3. "Улучшение условий и охраны труда в Астраханской области на 2010-2011 годы".

Основная цель подпрограммы:

- снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.

Основные задачи подпрограммы:

- обеспечение функционирования на территории области системы государственного управления охраной труда;

- методическое и информационное обеспечение работодателей в сфере охраны труда;

- осуществление профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

2.4. "Развитие учреждений социального обслуживания Астраханской области на 2010-2011 годы".

Основная цель подпрограммы:

- удовлетворение потребности населения в социальном обслуживании.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»