Действующий

Об утверждении отраслевой целевой программы реформирования региональных финансов Астраханской области на 2006-2008 годы

3.8. Совершенствование системы межбюджетных отношений


3.8.1. H1. Внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи

3.8.1.1. Анализ текущего состояния и обоснование необходимости реформы

Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области регулярно осуществляется министерством экономического развития Астраханской области. Результаты оценки публичны и размещаются в Интернете на странице этого министерства. В частности, результаты мониторинга за 2005 год размещены по адресу: http://economy.astrobl.ru/?type=article&ID=62&Item=4695.

Проведены также работы по оценке дифференциации налогового потенциала и расходных потребностей, равномерности налоговой базы Астраханской области (результаты оценки приведены в приложении H1) и ряд дополнительных действий по сбору, систематизации и анализу характеристик муниципальных образований Астраханской области для целей повышения эффективности системы межбюджетных отношений.

В частности, во исполнение Распоряжения Правительства Астраханской области от 07.12.2005 N 217-Пр "О мероприятиях по реализации реформы местного самоуправления на территории Астраханской области в 2006 году" и с целью обеспечения организационно-методической поддержки органов местного самоуправления проводилась координация работы по паспортизации районных, городских и сельских муниципальных образований, в рамках которой:

- разработан типовой макет паспорта муниципального образования и методические рекомендации по его заполнению;

- осуществлялась работа по оказанию методологической, консультативной и информационной помощи муниципалитетам по разработке паспортов;

- сформированы и согласованы с исполнительными органами государственной власти Астраханской области паспорта районных муниципальных образований Астраханской области, которые направлены членам Правительства Астраханской области, закрепленным за соответствующими муниципальными образованиями. Районные паспорта муниципальных образований размещены на сайте министерства экономического развития Астраханской области;

- проводилась работа по паспортизации муниципальных образований. По состоянию на 01.01.2006 в министерстве экономического развития Астраханской области проведена экспертиза почти всех паспортов (около 165) поселений на соответствие их типовому макету и достоверность заполняемых показателей. После проведения экспертизы паспорта отправлены на доработку в администрации муниципальных образований.

На сайте министерства экономического развития Астраханской области кроме паспортов муниципальных районов размещены 96 паспортов сельских муниципальных образований, доработанных муниципальными образованиями после экспертизы, проведенной специалистами этого министерства.

Министерством финансов Астраханской области проведена работа по определению несбалансированности бюджетов муниципальных образований Астраханской области в 2006 году. В целях обеспечения достоверности и обоснованности результатов расчет несбалансированности включал в себя следующие этапы:

1 этап расчета. Определение базовой несбалансированности бюджетов муниципальных образований Астраханской области.

В ноябре 2005 года в соответствии с поручением вице-губернатора - председателя Правительства Астраханской области министерством финансов Астраханской области были рассмотрены проектируемые параметры на 2006 год консолидированных бюджетов муниципальных районов Астраханской области по следующим направлениям:

- сравнение налоговых и неналоговых доходов, целевых безвозмездных поступлений от других уровней бюджетов, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, планируемых муниципальными образованиями, с прогнозом министерства финансов Астраханской области на 2006 год. Результатом данной работы стало выявление дополнительных возможностей по увеличению доходной базы местных бюджетов;

- сравнение заявленной потребности муниципальных образований Астраханской области осуществления расходных обязательств с оценкой расходов муниципальных образований министерством финансов Астраханской области. Оценка проводилась с целью недопущения необоснованного завышения расходов по заработной плате, коммунальным услугам и другим видам расходов. По каждому виду расходов министерством финансов Астраханской области были рассмотрены обосновывающие документы муниципальных образований и проведен свой расчет.

В результате была определена базовая несбалансированность консолидированных бюджетов муниципальных районов с учетом корректировки министерства финансов Астраханской области, которая составила 1081137 тыс. руб., или 27 процентов от первоначальной заявки на несбалансированность местных бюджетов муниципальных районов (3988769 тыс. руб.).

2 этап расчетов. Определение внутренних источников покрытия несбалансированности местных бюджетов исходя из возможностей по мобилизации дополнительных доходов и оптимизации расходов.

На основании разработанной министерством финансов Астраханской области и утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 15.03.2006 N 60-П (НГР:RU30000200600090) методики определения дополнительного задания в консолидированный бюджет Астраханской области муниципальные районы сгруппированы в три группы исходя из их примерно одинакового экономического потенциала.

При оценке уровня потенциальных доходов учитывался ряд показателей, характеризующих состояние доходной базы местных бюджетов: уровень собираемости налогов, налог на доходы физических лиц в расчете на одного занятого в экономике, налог на прибыль в расчете на одного занятого в экономике, размер арендной платы за землю в расчете на один гектар соответствующих земель, сумма налога на имущество в расчете на одного жителя и т.д.

В качестве "стандарта доходов" применен максимальный фактический результат, достигнутый районом соответствующей группы за предыдущий отчетный год. Исходя из этого "стандарта" рассчитаны потенциальные доходы для каждого района, которые составили 94100 тыс. руб. (без учета Красноярского района).

Проведенная аналитическая работа позволила также выявить резервы по оптимизации бюджетных расходов муниципальных образований. Оптимизация расходов осуществлялась по следующим основным показателям:

- расходы на заработную плату с начислениями работников бюджетной сферы и аппарата управления органов местного самоуправления. Были рассчитаны показатели результативности деятельности и востребованности бюджетных услуг различных типов учреждений (учреждения дополнительного образования, здравоохранения, библиотек, учреждений досугового типа);

- расходы на оплату коммунальных услуг (расходы за электроэнергию, газ, воду, отопление). Были рассчитаны удельные показатели расходов и определены их оптимальные значения.

Проведенная работа позволила выявить непроизводительные расходы и рассчитать резервы их оптимизации, которые составили:

- по заработной плате с начислениями - 101268 тыс. руб., из них:

- по аппарату управления - 50792 тыс. руб.;

- по бюджетным учреждениям - 50476 тыс. руб.;

- по коммунальным услугам - 20669 тыс. руб.