Действующий

Об утверждении отраслевой целевой программы реформирования региональных финансов Астраханской области на 2006-2008 годы

3.4. Реформирование государственного сектора экономики


3.4.1. D1. Повышение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения

3.4.1.1. Анализ текущего состояния и обоснование необходимости реформы

Предприятия ЖКХ Астраханской области поставляют услуги трем обособленным группам потребителей: населению, бюджетным учреждениям и предприятиям.

Основной задачей министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области является оказание помощи предприятиям ЖКХ в проведении мероприятий по реализации программ модернизации, обеспечения их финансовой стабильности, что позволит создать благоприятные условия и инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального хозяйства. Для реализации данных мероприятий министерством ЖКХ Астраханской области разработана "Среднесрочная программа развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2005-2007 годы". При разработке проекта этой программы использовались данные о состоянии отрасли, отраженные в форме статистической отчетности 22-ЖКХ "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы". Ожидаемыми конечными результатами реализации данной программы должно стать развитие отрасли за счет:

- повышения эффективности и качества жилищно-коммунального обслуживания;

- повышения надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортности и безопасности условий проживания;

- социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;

- финансового оздоровления предприятий;

- привлечения инвестиционных вложений;

- демонополизации и развития конкурентных отношений.

Основными мерами, которые приведут к реализации указанных результатов, являются:

1) упорядочение механизма предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе путем перехода на адресные выплаты льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

Для обеспечения перехода жилищно-коммунального хозяйства на режим безубыточного функционирования при обеспечении должного качества услуг приоритетной формой расходов бюджетных средств должны стать адресные субсидии населению на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ).

Правительством Астраханской области в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации принято Постановление от 22.12.2005 N 462-П "О мероприятиях по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и о внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 06.06.2005 N 118-П" (НГР:RU30000200500717) (приложение D1), которым определен порядок перечисления субсидий на банковские счета граждан или через управление федеральной почтовой связи Астраханской области - филиал ФГУП "Почта России". В 2006 году формирование системы социальных счетов для осуществления адресной социальной поддержки населения в виде субсидий на оплату ЖКУ области полностью завершено.

В целях улучшения материального положения малообеспеченных граждан Законом Астраханской области от 5 июня 2006 г. N 14/2006-ОЗ "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" (НГР:RU30000200600276) снижен размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ с 22 процентов до 18 процентов.

За три года (2003-2005 годы) сумма ежегодно начисляемых субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг увеличилась в 2,5 раза - с 103,8 млн. руб. до 259,6 млн. руб. Потребность в средствах при формировании областного бюджета на 2006 год определялась исходя из нормативов и стандартов в соответствии со статистическими сведениями о доходах населения.

Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в натуральной форме утвержден Постановлением Правительства Астраханской области от 24.06.2005 N 188-П "О порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в части оплаты жилищно-коммунальных услуг" (НГР:RU30000200500309) (приложение D1).

В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 19.05.2005 N 96-П (приложение D1) возмещение расходов предприятиям ЖКХ, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, осуществляется министерством ЖКХ Астраханской области на основании заключенных договоров и предоставляемых отчетов о фактических расходах.

В настоящее время на территории г. Астрахани осуществляется перевод мер социальной поддержки по оплате жилищных услуг гражданам отдельных категорий, проживающим в многоквартирных домах, при непосредственном управлении таким домом, из натуральной формы в денежную.

Механизм предоставления указанных мер утвержден Постановлением Правительства Астраханской области от 05.04.2006 N 86-П "О внедрении системы предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения с использованием лицевых счетов граждан при непосредственном управлении собственниками помещений многоквартирным домом и о внесении изменения в постановление Правительства Астраханской области от 22.12.2005 N459-П" (НГР:RU30000200600130) (приложение D1).

До 2008 года планируется перевод на адресное перечисление мер социальной поддержки по оплате жилищных услуг гражданам отдельных категорий, проживающим в многоквартирных домах, при непосредственном управлении собственниками помещений на всей территории Астраханской области;

2) совершенствование планирования и механизма финансирования жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Предоставление субсидий малоимущим категориям граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (НГР:RU0000R200505396). В настоящее время денежные средства перечисляются министерством социального развития и труда Астраханской области на имеющиеся у граждан банковские счета или вклады до востребования.

В соответствии с Законом Астраханской области от 5 июня 2006 г. N 14/2006-ОЗ "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" (НГР:RU30000200600276) для расчета суммы субсидии на оплату ЖКУ используются региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированные по муниципальным образованиям Астраханской области, и величина максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи для предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 18 процентов (с 01.10.2006 - 15 процентов).

Кроме того, Постановлением Правительства Астраханской области от 22.12.2005 N 462-П "О мероприятиях по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и о внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 06.06.2005 N 118-П" (НГР:RU30000200500717) временно на 2006 год уполномоченным органом по предоставлению (назначение, начисление и выплата) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определено министерство социального развития и труда Астраханской области;

3) упорядочение механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, создание эффективного механизма целевого использования составляющих тарифа (амортизационные отчисления, прибыль и т.п.) на цели модернизации и развития.

Реализация данного направления возможна в рамках мероприятий отраслевой целевой программы "Реформирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства на территории Астраханской области на 2005-2008 годы", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 19.10.2005 N 382-П (НГР:RU30000200500545).

Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (НГР:RU0000R200405563) утверждены методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе: индексация установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).