ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2007 года N 411/8

Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие туризма в Астраханской области на 2008 2010 годы"

(Изменения и дополнения:

постановление Государственной Думы Астраханской области от 24.04.2008 N 148/5 НГР:RU30000200800496)

Рассмотрев отраслевую целевую программу "Развитие туризма в Астраханской области на 2008 - 2010 годы", одобренную постановлением Правительства Астраханской области от 24.04.2007 N 155-П (НГР:RU30000200700272), Государственная Дума Астраханской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить отраслевую целевую программу "Развитие туризма в Астраханской области на 2008 - 2010 годы" (прилагается).

2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Председатель Государственной

Думы Астраханской области

А.Б. Клыканов

УТВЕРЖДЕНО

постановление Государственной

Думы Астраханской области

от 20.09.2007 N 411/8

Отраслевая целевая программа "Развитие туризма в Астраханской области на 2008 - 2010 годы"

Паспорт отраслевой целевой программы "Развитие туризма в Астраханской области на 2008 - 2010 годы"


Программы

отраслевая целевая программа "Развитие туризма в Астраханской области на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

постановление Правительства Астраханской области от 24.04.2007 N 155-П "Об отраслевой целевой программе "Развитие туризма в Астраханской области на 2008 - 2010 годы" (НГР:), постановление Правительства Астраханской области от 05.09.2007N 384-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 24.04.2007 N 155-П" (НГР:

заказчик Программы

агентство по туризму Астраханской области

Программы

агентство по туризму Астраханской области

мероприятий Программы

агентство по туризму Астраханской области

Программы

- оптимизация управления развитием туристской отрасли Астраханской области

Сроки и этапы реализации Программы

2008 - 2010 годы

Программы

внебюджетные источники - 40500 тыс. рублей

результаты реализации Программы

- повышение квалификации кадров, занятых в отрасли

Контроль за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется министерством экономического развития Астраханской области

1. Общие положения


1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы

Объектом Программы является туристская отрасль Астраханской области.

Предметом регулирования Программы является развитие туристской отрасли.

Сферой действия Программы является туристский сектор экономики Астраханской области.

2. Понятия и термины, используемые в Программе:

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;т

турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;т

туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;т

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);

особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

3. Нормативно-правовая база (обоснование разработки Программы): постановление Правительства Астраханской области от 24.04.2007 N 155-П (НГР:RU30000200700272) (ред. от 05.09.2007) "Об отраслевой целевой программе "Развитие туризма в Астраханской области на 2008 - 2010 годы", Закон Астраханской области от 29 октября 2004 г. N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" (НГР:RU30000200400466).

2. Содержание проблемы, обоснование необходимости её решения программно-целевым методом


Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Доход, получаемый от туризма, занимает значительную часть в бюджетах государств и составляет до 10 процентов валового национального продукта. Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают показатели динамики роста доходности других отраслей экономики. По данным Всемирной туристской организации за последние 10 лет доходы от туризма росли ежегодно на 7,9 процента при ежегодном среднем росте количества туристских прибытий на 4,5 процента. В развивающихся странах рост доходности туризма составляет 100 процентов.

К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходится 8 процентов общего объёма мирового экспорта и 30-35 процентов мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12 процентов мирового валового национального продукта.

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, появляются предпосылки для улучшения платёжного баланса страны.

Кроме того, развитие туризма оказывает стимулирующее действие и на другие секторы экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), способствует увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну страны. Развитие сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и другие.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, способствует активному участию властей, общественных организаций и коммерческих структур в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Объективно оценивая ситуацию, необходимо отметить, что рынок туристских услуг в Астраханской области, как и в целом по стране, значительно отстаёт в своем развитии от мировых стандартов.

Вместе с тем в последние годы в России произошло серьёзное переосмысление роли туризма в формировании экономики регионов и страны в целом. Туризм стал восприниматься как отрасль, способная стать основой развития территорий.

Имеющиеся у Астраханской области к этому предпосылки позволяют говорить о наличии значительного потенциала, способного внести существенный вклад в становление конкурентоспособности нашего государства на мировом рынке туристских услуг.

В целях грамотного рационального использования имеющегося потенциала для обеспечения конкурентоспособности Астраханской области в глобальной экономике разработана стратегия развития туризма на средне- и долгосрочную перспективы в рамках стратегии развития Астраханской области.

Предпочтительным сценарием достижения намеченной стратегической цели избран механизм оптимизации существующего туристского продукта при одновременном развитии нового ресурсного портфеля. Определены три этапа реализации и направления стратегии.

В качестве основного направления реализации первого этапа обозначена оптимизация использования существующих доступных ресурсов с одновременным выделением проектов, способных выступить в качестве "стартеров" для долгосрочного развития. На данном этапе реализуются такие задачи, как налаживание учёта, легализация теневого бизнеса, оптимизация управления, развитие инфраструктуры и другие.

В настоящее время Астраханская область испытывает крайнюю необходимость в улучшении туристской инфраструктуры по основным компонентам системы туристского обслуживания, таким как гостиничный сектор, транспортная доступность, культурно-развлекательные заведения, информационное обслуживание туристов и другие.

Анализ сложившейся ситуации на областном туристском рынке позволяет сделать вывод о достаточной привлекательности отрасли для инвесторов уже при нынешнем состоянии обслуживающей инфраструктуры. Однако имеющиеся инвестиции в сфере туризма характеризуются стихийностью формирования без какого-либо регулирования со стороны государства. Инвестор приходит на рынок хаотично, преследуя частные интересы, без учёта потребностей области. Вместе с тем эксперты прогнозируют дальнейший рост числа инвестиций и улучшение их качества в случае осуществления государством надлежащей инвестиционной политики.

В данном вопросе государство должно взять на себя главенствующую роль, определяя четкие "правила игры" между бизнесом и властью на основе взаимовыгодного партнёрства, обеспечивая потенциальных инвесторов всем необходимым, начиная от консультативной помощи и заканчивая предоставлением готовых технико-экономических обоснований, проектно-сметной документации, инвестиционных площадок.

Что же касается использования в ходе данного взаимодействия возможных экономических механизмов (будь то особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, проекты по Инвестиционному фонду Российской Федерации, особая экономическая зона в субъекте Российской Федерации, инвестиционные проекты областного уровня и другие), их выбор зависит от степени проработки того или иного проекта.

Главенствующая роль государства должна определять поведение субъектов туристской отрасли также и при комплексном планировании развития территории.

Размещение туристских объектов на территории области осуществляется по большей части без учёта способности окружающей среды выдерживать дополнительные нагрузки. Необходимо отметить, что дальнейшее развитие любого производства, в том числе оказание туристских услуг, невозможно без научно обоснованной разработки схемы развития и размещения зон и объектов туристской индустрии.

Особую сложность представляет нормативно-правовое регулирование отрасли, отстающее от происходящих процессов и усложняющееся тем, что деятельность субъектов туристской индустрии регулируется нормативными актами разных отраслей права (гражданское, земельное, водное, лесное, природоохранное). Это является одной из причин большого количества административных барьеров, которые предполагают прохождение множества согласительных процедур, наличие значительных временных и финансовых затрат, превышающих размер штрафных санкций, что и является предпосылкой существования теневого сектора отрасли. Для исправления ситуации планируется создание условий, способствующих легализации деятельности субъектов туристской индустрии. Выход хозяйствующих субъектов "из тени" позволит увеличить налоговые и неналоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Приоритетным проектом первого этапа, обеспечивающим процессы коммуникации и кооперации субъектов туристского "протокластера", выступает также празднование 450-летия основания города Астрахани. Данное мероприятие позволит усилить международный маркетинг культурных событий Астрахани с целью их превращения в самостоятельный продукт и тем самым создаст возможность для расширения деловой активности в сфере туризма. Культурное наследие и современная культура должны быть не только сохранены и поддержаны, но и включены в активный оборот в качестве стратегического ресурса - капитала, приносящего прибыль не только городу, но и области.

В качестве направления реализации второго этапа определяется формирование нового портфеля ресурсов путём создания регионального кластера. Основными задачами являются технологизация и стандартизация туристского продукта, его диверсификация и позиционирование на внешних рынках.

В настоящее время туризм в Астраханской области имеет узкую рыболовно-охотничью специализацию, напрямую зависящую от состояния рыбных запасов и охотничьих животных. Ввиду того, что зависимость целой отрасли от одного фактора - животного мира - недопустима, необходимо развивать альтернативные виды туризма, тем более что потенциал Астраханской области способен охватить многие его направления: событийный, круизный, археологический, экологический, санаторно-курортный, научный, самодеятельный и другие. Системный подход к данной проблеме позволит, с одной стороны, диверсифицировать туристский продукт Астраханской области для имеющихся туристов, а с другой стороны, привлечь новые категории туристов, обеспечив устойчивый и ёмкий рынок сбыта астраханского туристского продукта.

Ввиду общей активизации экономической деятельности в области весьма перспективным представляется развитие делового и конгрессного туризма. Наличие достаточного числа самых современных гостиниц, бизнес-центров, конгресс-холлов в Астрахани создаст хорошую материальную базу для превращения города в ведущий прикаспийский центр по проведению форумов, конгрессов, научных конференций, в том числе периодического характера. При этом обеспечивается снижение сезонности загрузки туристической инфраструктуры, увеличение загрузки гостиниц и диверсификация турпродукта области. Признается перспективным развитие также экотуризма, археологического, лечебно-оздоровительного, спортивного туризма.

Мировая практика свидетельствует об обострении конкурентной борьбы в сфере туризма не только между конкретными предприятиями, но и между целыми странами. Без активного государственного участия, а значит и соответствующей государственной политики продвижения регионального продукта, основанной на его конкурентных преимуществах и направленной на популяризацию имиджа страны в целом, выход на мировой рынок невозможен.

Решить эту задачу под силу лишь комплексной рекламно-информационной программе по продвижению астраханского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках и позиционированию территории как инвестиционно привлекательной области.

В рамках реализации политики консолидации маркетинговых усилий эффективными мероприятиями являются презентация области единым стендом на международных и российских выставках, ежегодное издание единого базового пакета рекламно-информационных материалов, активизация деятельности по продвижению областного туристского продукта в сети Интернет, представление проектов за пределами областного рынка с целью привлечения инвесторов.

Отдельным аспектом маркетинга туризма области является организация массовых мероприятий, выставок, туристских слётов, праздников, создающих поводы для освещения в средствах массовой информации рекреационных возможностей области. Важную роль на этом этапе играют организация и регулярное проведение событийных мероприятий различного масштаба.

Учитывая все вышеизложенное, отраслевая целевая программа "Развитие туризма в Астраханской области на 2008 - 2010 годы" предполагает реализацию комплекса мероприятий, обеспечивающих решение задач первого этапа стратегии (оптимизация управления, налаживание учёта, легализация теневого бизнеса, распространение механизма платного рыболовства, развитие инфраструктуры, подготовка и празднование 450-летия основания города Астрахани и другие), а также частичное решение задач второго этапа стратегии, рассчитанных на долгосрочную перспективу (технологизация и стандартизация туристской деятельности, позиционирование туристского потенциала Астраханской области на международном рынке туристских услуг, диверсификация туристского продукта, развитие инфраструктуры, проведение международных событийных мероприятий и другие).

3. Основные цели и задачи Программы


Цели Программы:

- формирование в Астраханской области современной высокоэффективной туристской индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах;

- обеспечение конкурентоспособности Астраханской области в глобальной экономике;

- создание новых рабочих мест;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»