Недействующий

О концепции отраслевой целевой программы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Астраханской области на 2010 год"

3. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации, обоснование целесообразности ее решения программно-целевым методом


Одним из показателей устойчивого функционирования и развития жилищной сферы и основным критерием оценки реализации федеральной целевой программы "Жилище" является уровень жилищной обеспеченности, который по Астраханской области достиг на начало 2008 года 19,85 кв.м./чел., что ниже показателя по Российской Федерации (21,10 кв.м./чел.). Ситуация по муниципальным районам региона представлена в таблице 1.

Таблица 1

Наименование районов и городских округов

Общая площадь жилых помещений всего, тыс. м2

Число проживающих всего, тыс. чел.

Показатель жилищной обеспеченности на 01.01.2008

А хтубинский район

1392,3

73,1

19,04651

Володарский район

793,5

47,6

16,67017

Енотаевский район

501,2

28,1

17,8363

Икрянинский район

962,2

48,5

19,83918

Камызякский район

907,9

50,5

17,97822

Красноярский район

596,7

36,6

16,30328

Лиманский район

752,4

33,4

22,52695

Наримановский район

841,5

44,9

18,74165

Приволжский район

866,9

41,6

20,83894

Харабалинский район

658,9

40,8

16,14951

Черноярский район

402,5

20,3

19,82759

г. Астрахань

10663,3

503,1

21,19519

Знаменск

526,3

32,4

16,24383

Только в Лиманском районе и муниципальном образовании "Город Астрахань" данный показатель выше среднероссийского, а в Володарском, Харабалинском и Красноярском районах и ЗАТО "Знаменск" он составляет менее 80 процентов.

Прогнозируемый уровень жилищной обеспеченности по Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Жилище" к 2010 году должен достичь 21,7 кв.м./чел. Однако темпы жилищного строительства в 2008 году в Астраханской области снизились и составили только 52,7 процента к уровню 2007 года. Кроме финансового кризиса существенное влияние на развитие жилищной сферы в регионе в прошедшем году оказало отсутствие земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой.

В соответствии с условиями подпрограммы из федерального бюджета субсидируется только процентная ставка по кредитам, и основная нагрузка по финансированию строительства коммунальной инфраструктуры ложится на местные бюджеты или средства застройщика. Поэтому при ее реализации на территории Астраханской области не удалось вовлечь в жилищное строительство дополнительные земельные участки и достичь крупномасштабного освоения территорий, не обеспеченных коммунальной инфраструктурой.

В результате муниципальное образование "Город Астрахань", прошедшее конкурсный отбор по подпрограмме на строительство внеплощадочных сетей к микрорайонам по ул. Началовское Шоссе (стоимость внеплощадочных сетей - 642 млн. руб., выход жилья - 376,4 тыс. кв. м) и ул. Бакинской (стоимость внеплощадочных сетей - 641 млн. руб., выход жилья - 436,02 тыс. кв. м), в связи с дефицитом бюджета в 2006-2008 годах не приступило к освоению этих земельных участков. Кроме того, администрация г. Астрахани в 2009-2010 годах за счет бюджетов трех уровней планирует застройку микрорайона по ул. Молдавской для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, стоимость строительства коммунальной инфраструктуры составит 165 млн. руб. Для реализации данного проекта также необходима государственная поддержка из бюджета Астраханской области в виде субсидии на строительство.

Аналогичная ситуация сложилась и в других поселениях Астраханской области. Так, администрация муниципального образования "Город Камызяк" разработала проектную документацию на транспортную и инженерную инфраструктуры, стоимость которых составляет 63,1 млн. руб. при годовом бюджете 73,2 млн. руб. и уже на протяжении двух лет ведет поиск инвесторов. В такой ситуации, учитывая капиталоемкость строительства внеплощадочных сетей, при погашении кредита из бюджетных средств будет ограничено финансирование защищенных статей расхода бюджета. По этим же причинам в 2009 году не смогут приступить к освоению земельных участков 9 застройщиков, оформивших документы землепользования для комплексной застройки в сельских поселениях Астраханской области.

Таким образом, органы местного самоуправления Астраханской области не имеют собственных финансовых средств, достаточных для обеспечения земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой. Информация по земельным участкам, для освоения которых необходима субсидия из средств бюджета Астраханской области для строительства коммунальной инфраструктуры, представлена в таблице 2.

Таблица 2

N п/п

Месторасположение земельного участка

Площадь земельного участка,га

Ожидаемый выход жилья, м2

Застройщик

Примечание

1

г. Ахтубинск - квартал усадебной застройки, ограниченный ул. Набережная/Волгоградская

8

4000

ООО "Валлис"

2

р.п. Лиман - жилой квартал по ул. Майорова

3,5

4000

МО "Лиманский район"

3

с. Иванчуг - квартал малоэтажной жилой застройки

10

8000

ООО "Астраханькамыш"

4

г. Камызяк - квартал под коттеджную застройку

10

7200

Проект разработан МО "Город Камызяк"

5

с. Солянка- участокусадебной застройки N 1 по ул. Энергетической

8,6

16800

ПСК "Наримановский" Шабанов Р.Ф.

6

с. Растопуловка - участок N 1 на юго-востокесела, посёлок коттеджного типа

33,49

6000

Шансков С.Н.

7

с. Растопуловка - участок N 2 в юго-восточной части села, посёлок городскоготипа

4,5

5100

Васин П.Г.

8

р.п. Красные Баррикады -участок N 4 в южной части поселка, ограничен с севера жилой застройкой, с запада - автодорогой Астрахань - Махачкала

4,5

3100

МО "Рабочий поселок Красные Баррикады"

9

с. Началово - квартал жилой застройки в северо-восточной части

30

30000

ООО "Тинстрой"

10

р.п. Ильинка - участок усадебной застройки, в западной части п. Порт-Надзор

13,0

7500

МО "Рабочий поселок Ильинка"

11

п. Володарский - квартал многоквартирных 2-3- этажных жилых домов по ул. Мичурина

2,13

7770

ЧП "Стройсервис"

ведется строительство

12

п. Володарский - жилой микрорайон N 3

7,5

8400

ЗАО "ЭкоВолгоинвест"

13

г. Астрахань - жилые дома в микрорайоне "Западный-2" по ул. Молдавской

6

69000

МО "Город Астрахань"

14

г. Астрахань - жилые дома по ул. Началовское Шоссе

9,5

376400

ООО "Школь"

15

г. Астрахань - жилые дома по ул. Бакинской

49,09

436020

МО "Город Астрахань"

В настоящее время завершается период "точечной" застройки с использованием уже существующих коммунальных сетей и действующих мощностей. Для обеспечения ввода жилья в прогнозируемых объемах необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.

Принятые в 2004-2005 годах нормативные правовые акты, направленные на формирование рынка доступного жилья (Градостроительный кодекс Российской Федерации (НГР:RU0000R200405555), федеральные законы от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (НГР:RU0000R200405563) и от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" НГР:RU0000R200502912), сформировали законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками.

Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства основана на формировании организациями, предоставляющими коммунальные услуги, монопольной платы за присоединение к системе коммунальной инфраструктуры или на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных площадок для жилищного строительства, несмотря на радикальные изменения в жилищном строительстве, где основную роль играют частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства составляет более 80 процентов.

Органы местного самоуправления не имеют комплексных планов или программ развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на документах территориального планирования, прогнозирующих объемы потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом планируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.

Для отработки механизма взаимодействия с муниципальными образованиями и частными застройщиками при комплексном жилищном строительстве с использованием средств федерального, областного и местных бюджетов в 2007 году в п. Володарском в качестве пилотного проекта была начата застройка жилого квартала (62 жилых дома), площадь земельного участка - 6,75 га, выход жилья - 4200 кв.м.

Строительство объектов инженерной инфраструктуры, стоимость которых составляет 10 млн. руб., профинансировано из средств бюджета Астраханской области, подъездных дорог в сумме 11 млн. руб. - за счет субсидий из федерального бюджета. В настоящее время завершается возведение жилых домов данного квартала, которые предоставляются гражданам льготных категорий.

Имеющийся положительный результат государственно-частного партнерства при реализации указанного пилотного проекта, а также анализ ключевых вопросов в жилищно-коммунальной сфере позволяют определить системные проблемы в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, требующие для их решения программно-целевого подхода.