Недействующий

Об отраслевой целевой программе "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2010 год"

2. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом


Постоянно проводимый анализ состояния региональной системы образования позволяет отслеживать проблемы, которые являются препятствием для эффективного функционирования и успешного развития региональной системы образования. Принятие концепции отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы" определило пути решения наиболее острых проблем в сфере образования.

Реализация приоритетного национального проекта "Образование", а также участие Астраханской области в федеральном проекте комплексной модернизации региональных систем образования позволили значительно снять сложившуюся напряженность в системе образования в части оснащенности общеобразовательных учреждений и доступности сети Интернет. Кроме того, разработка и внедрение новых организационно-экономических и управленческих механизмов обеспечили открытость (публичность) образовательных учреждений и участие общественности в управлении образовательными системами всех уровней.

Вместе с тем остаются актуальными проблемы, которые, как показывает практика предыдущих лет, наиболее эффективно могут быть решены только программно-целевым методом.

В течение 2006-2009 годов в Астраханской области создан 51 образовательный ресурсный центр, что увеличило доступность качественного образования более чем 4000 обучающимся, проживающим в основном в сельской местности. Но таким образом в условиях, отвечающих современным требованиям к образованию, обучается только половина всех школьников (52,59%). Анализ показывает, что большинство муниципальных образований провело значительную реструктуризацию муниципальных образовательных сетей, а значит, за счет завершения данного процесса удастся повысить указанный процент незначительно. Следовательно, повышение доступности качественного образования должно происходить за счет создания условий, соответствующих современным требованиям, в общеобразовательных учреждениях, не попадающих под возможность реструктуризации из-за особенностей географического положения, и, в обязательном порядке, в тех учреждениях, которые в результате реструктуризации реализуют образовательные программы только начальной и основной ступеней, т.к. подготовка к старшей ступени обучения должна проходить на одинаково высоком уровне независимо от места проживания обучающихся. Для оснащения оборудованием образовательных учреждений, реализующих программы только начальной и основной ступеней, затрат на одно учреждение требуется меньше, чем на оснащение образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы всех ступеней. Кроме того, одним из важнейших средств достижения высокого показателя охвата обучающихся качественным образованием должно стать внедрение в образовательный процесс новых технологий обучения, в том числе дистанционных. Основной проблемой, препятствующей успешной реализации активного внедрения программ дистанционного обучения, является отсутствие нормативной базы, регламентирующей использование дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях, в частности, касающейся нормативной регламентации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Астраханской области более 800 детей-инвалидов, из которых более 200 обучаются на дому по индивидуальным программам.

В соответствии с заключенным Соглашением между Федеральным агентством по образованию и министерством образования и науки Астраханской области о сотрудничестве в реализации проекта "Создание форм дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями, не посещающих учебные учреждения по состоянию здоровья" в 2008 году начата реализация программы по организации дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Экспериментальная площадка по данному проекту создана на базе областного государственного образовательного учреждения "Астраханский технический лицей". Для успешного ее функционирования в 2008 году министерство образования и науки Астраханской области приобрело дистанционное компьютерное оборудование для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на сумму 1,5 млн. руб., Федеральное агентство по образованию поставило в Астраханскую область в соответствии с Соглашением оборудование на сумму 6 млн. руб.

В 2010 году планируется продолжить и расширить данный проект при сотрудничестве с Федеральным агентством по образованию на условиях софинансирования, что даст возможность привлечь из средств федерального бюджета дополнительно 7,5млн.руб. на приобретение компьютерного дистанционного оборудования и 11млн.руб. на оплату трафика Интернета для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт организации дистанционного образования планируется использовать в образовательном процессе географически изолированных образовательных учреждений.

Широкое применение дистанционных технологий требует значительной степени информатизации образования, поэтому одной из основных задач Программы должно стать формирование единой информационной образовательной среды Астраханской области и создание наиболее эффективных условий для интеграции информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в образовательный процесс и управление образованием.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" за счет средств федерального бюджета в 2007 году была завершена работа по обеспечению доступа общеобразовательным учреждениям к сети Интернет. В 2009 году финансирование доступа к сети Интернет производится за счет средств федерального, областного и муниципальных бюджетов (из федерального бюджета - на 35%, из бюджета Астраханской области - на 31%, из муниципальных бюджетов - на 34%). Для продолжения реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории Астраханской области в 2010 году планируется предоставление доступа к сети Интернет общеобразовательным учреждениям, подключенным к сети Интернет по единой виртуальной частной сети (VPN) "Образование" в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", за счет бюджета Астраханской области и из муниципальных бюджетов - доступа к сети Интернет остальным муниципальным образовательным учреждениям.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 18.03.2010 N 119-П)

В региональной системе образования значительно обновлена материально-техническая база, обеспечивающая внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. За три года в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", в т.ч. регионального комплексного проекта модернизации образования, только за счет федеральных средств для общеобразовательных учреждений приобретено 68 интерактивных комплексов, оборудовано 34 кабинета информатики. В рамках реализации мероприятий отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008 год", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 26.07.2007 N 307-П (НГР:RU30000200700561), оборудовано 9 кабинетов информатики, кроме того, от 1 до 5 компьютеров получили 39 общеобразовательных учреждений (всего 144 автоматизированных рабочих места ученика) на общую сумму 6 млн. руб. Это позволило достигнуть показателя 20,4 обучающихся на 1 компьютер, в 2007 году данный показатель был 29,6, в то время как целевым показателем является 12. При этом в административных целях используются 22% компьютерного парка, а доля устаревшей техники в общеобразовательных учреждениях сократилась с 26 до 19%. Так как для дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования не проводилось централизованных закупок компьютерной техники, то вышеуказанные показатели в них значительно ниже. На один компьютер в дошкольном образовательном учреждении приходится 88,4 воспитанника, при этом 92,9% компьютеров используются исключительно в административных целях и 37,5% являются устаревшей техникой. Соответствующие показатели для учреждений дополнительного образования составляют: 223,4 обучающихся на 1 компьютер, из которых 64,2% используются в административных целях, 16,9% - доля устаревшей техники. Данный показатель для учреждений начального профессионального образования в регионе составляет 11 обучающихся на 1 компьютер, 24,6% компьютеров используются в административных целях.

Несмотря на проведенные в 2007-2008 и планируемые в 2009 году закупки компьютерной техники, устаревшей техники в образовательных учреждениях на конец 2009 года будет более 20%. Необходимо дооснастить учреждения компьютерной техникой, что планируется осуществить на условиях софинансирования с муниципальными образованиями. В 2010 году планируется приобрести компьютерные классы для 30 образовательных учреждений.

Другой проблемой на пути успешного внедрения информатизации в практику образования является недостаточный уровень ИКТ-грамотности работников системы образования. Данная проблема останется актуальной и в 2010 году в связи с быстро обновляющейся технической базой и постоянно совершенствующимися технологиями и программным обеспечением.

Следует отметить, что региональная политика, направленная на активное создание и поддержку сайтов общеобразовательных учреждений, позволила добиться успехов в этом направлении. По состоянию на 01.01.2009 63,4% общеобразовательных учреждений участвуют во всероссийском проекте "Школьный сайт", создавая свои виртуальные представительства (сайты) в Интернете и входя в единое российское и мировое информационно-образовательное пространство. В то же время информативность содержания ресурсов у большинства образовательных учреждений находится на низком уровне. Подавляющее большинство учреждений дополнительного и дошкольного образования и 75% учреждений начального профессионального образования не имеют своих сайтов.

Проблемным направлением остается модернизация системы начального профессионального образования. Мероприятия по оптимизации сети этого типа учреждений проведены еще в 2005 году, но обновление материально-технической базы проводилось в основном за счет текущих расходов и лишь в незначительной степени в рамках программно-целевого финансирования, которое позволило произвести более эффективное расходование средств на закупки специального лабораторного, технологического, учебного и компьютерного оборудования. Необходимо учесть, что недостаточная материальная база учреждений начального профессионального образования не позволяет осуществлять подготовку квалифицированных работников, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Одним из важнейших направлений является внедрение профильного образования на старшей ступени общего образования, которое должно снизить объем учебной нагрузки на обучающихся и в то же время обеспечить возможность реального выбора индивидуальной траектории обучения.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (далее - ФЦПРО) ставит задачу к 2010 году обеспечить условия, позволяющие 50% обучающихся 10-11 классов в полной степени быть охваченными программами профильного обучения. В связи с этим к 2010 году должны быть полностью разработаны и задействованы механизмы внедрения профильного обучения, в т.ч. схемы сетевого взаимодействия между учреждениями, которые должны быть зафиксированы в нормативных и методических документах. Важнейшим ресурсом является высокое качество повышения квалификации педагогических и руководящих кадров по вопросам внедрения и реализации предпрофильного и профильного образования.

Данная проблема решается через обучение педагогов в ОГОУ ДПО "Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки". Необходимо отметить, что система повышения квалификации тоже нуждается в значительной модернизации. С целью создания конкурентной среды в этой сфере предполагается начать в 2010 году эксперимент по использованию индивидуальных образовательных чеков.

Накопленный опыт решения вопросов развития образования программно-целевым методом, результаты анализа реализации программных мероприятий, а также состояние отрасли образования в Астраханской области подтверждают целесообразность и необходимость реализации программы. В связи с этим разработана отраслевая целевая программа "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2010 год", которая позволит продолжить начатые преобразования и распространить их на всю систему в целом.