ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2007 года N 307-П
Об отраслевой целевой программе "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008 год"
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 08.07.2009 N 372-П НГР:RU30000200900723)
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 11.12.2008 N 650-П НГР:RU30000200801264)
В целях решения приоритетных вопросов развития образования Астраханской области и в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 250-П "О концепции отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы" (НГР:RU30000200700433)
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008 год" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы министерство образования и науки Астраханской области.
3. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) и министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) в течение всего периода реализации Программы при формировании областного бюджета включать ее в перечень целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления в срок до 01.10.2007 разработать и принять аналогичные целевые программы в пределах своей компетенции.
5. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области
А.А. Жилкин
постановлением Правительства
Астраханской области
от 26.07.2007 N 307-П
ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 ГОД"
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11.12.2008 N 650-П НГР:RU30000200801264)
Наименование Программы | - | Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008 год |
Основания для разработки Программы | - | Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, Закон Астраханской области "Об образовании в Астраханской области", концепция отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 250-П |
Государственный заказчик Программы | - | министерство образования и науки Астраханской области |
Основной разработчик Программы | - | министерство образования и науки Астраханской области |
Исполнители основных мероприятий Программы | - | министерство образования и науки Астраханской области, органы местного самоуправления, заинтересованные организации Астраханской области |
Цель Программы | ||
Задачи Программы | ||
Срок реализации Программы | - | 2008 год |
Объемы и источники финансирования Программы | - | местных бюджетов - 15000 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты | - | проведение мониторинговых процедур, позволяющих получать информацию о состоянии системы, соответствии ее заданным параметрам |
Контроль за исполнением Программы | - | Министерство образования и науки Астраханской области несет ответственность за своевременное выполнение Программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств, размещение и исполнение заказов на поставку товаров для обеспечения образовательного процесса, выполнение работ (услуг) в рамках Программы |
Отраслевая целевая программа "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008 год" разработана в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:RU30000200700420).
Концепция модернизации российского образования до 2010 года ставит перед системой образования задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Реализация данной задачи на областном уровне требует совершенствования организационно-финансовых механизмов в системе образования, механизмов взаимодействия с внешней средой, механизмов оценки и мониторинга качества образования, активного внедрения государственно-общественного заказа на подготовку и переподготовку профессиональных кадров для народно-хозяйственного комплекса Астраханской области, реструктуризации сети образовательных учреждений и изменения механизмов работы с кадрами системы образования.
Реализация Программы предполагает создание условий для успешной реализации стратегических путей развития системы образования Астраханской области, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
Накопленный опыт решения вопросов развития образования программно-целевым методом, результаты анализа реализации программных мероприятий, а также наличие проблем и состояние отрасли образования в Астраханской области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
Проведенный анализ состояния областной системы образования позволил выявить ряд проблем, которые являются препятствием для эффективного функционирования и успешного развития областной системы образования.
В последнее время наблюдается нарастающее противоречие между емкостью сети и реальным контингентом учащихся. В большинстве муниципальных образований области наблюдается устойчивая тенденция к сокращению численности обучающихся.
Для муниципальных сетей общеобразовательных учреждений, как и областной сети в целом, характерна неравномерность территориального распределения общеобразовательных учреждений повышенного уровня подготовки. Из 29 таких учреждений (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов) подавляющее число сосредоточено в областном центре. Подобное распределение снижает возможность получения образования повышенного уровня детьми, проживающими в сельской местности. Существующие проблемы недостаточного обеспечения ресурсной базы снижают в целом возможности получения качественных образовательных услуг для учащихся сельских школ в местах их проживания. Иными словами, затрудняется решение задачи обеспечения доступности качественного образования. Подавляющее большинство образовательных учреждений в муниципальных сетях представлено средними общеобразовательными школами. Большинству школ необходимы специализированные кабинеты физики, химии, информатики и т.п. Обеспечить все школы необходимым учебно-материальным ресурсом при существующей социально-экономической ситуации и общем дефиците средств, высоком уровне изношенности оборудования нереально и нерационально (с учетом прогноза численности учащихся). Кроме прочего, если иметь в виду, что одним из показателей обеспечения психофизической безопасности является количество обучающихся в школах одной ступени или в относительно изолированных помещениях, то описанная ситуация является, по сути, антиресурсом для выполнения и данного требования.
Сравнительный анализ показателей, характеризующих контингент учащихся в существующей сети общеобразовательных учреждений свидетельствует о том, что количество классов в параллели на старшей ступени и их средняя наполняемость не позволяют создать условия для организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов учащихся.
Среди других причин слабой готовности существующей сети общеобразовательных учреждений к реализации названного стратегического приоритета развития областной системы образования можно назвать:
- слабую ресурсную готовность образовательных учреждений к введению профильных обучения и подготовки профессиональных кадров;
- характерное до недавнего времени стремление органов управления образованием оснастить "всех и поровну", что привело к низкому уровню концентрации необходимых материально-дидактических ресурсов, а также производственной базы даже в относительно крупных (по численности) образовательных учреждениях;
- отсутствие разработанных механизмов обеспечения сетевого взаимодействия между муниципальными и государственными образовательными учреждениями;
- невысокий уровень готовности педагогических кадров и руководителей образовательных учреждений к организации профильного и модульного обучения.
Параллельно с этими проблемами очевидными тормозящими факторами становятся действующие механизмы распределения бюджетных средств.
Кроме того, ввиду сохранения устаревших механизмов оплаты труда педагогических работников и значительного отставания их заработной платы от средней в отраслях промышленности Астраханской области (средняя заработная плата работников образовательных учреждений в среднем составляет 50-60% от средней заработной платы занятых в промышленности; за 2006 год - 45,4%) за последнее десятилетие произошел отток из отрасли наиболее квалифицированных кадров, способных обеспечить достижение новых целей образования.
Для сохранения имеющегося кадрового потенциала системы образования и привлечения в нее новых квалифицированных кадров требуется внедрение новых механизмов оплаты труда педагогов.
Для осуществления перехода на новые механизмы бюджетирования и новые системы оплаты труда в образовательной сфере возникает необходимость технического и методического сопровождения.
Вместе с этими проблемами наблюдается отсутствие сформированного механизма, позволяющего оценить степень соответствия запросов к системе образования по всем аспектам оказываемых образовательных услуг, во всех разрезах, от областного (мониторинг областной системы образования) и муниципального (мониторинг муниципальных систем образования) до субъектного (индивидуальная оценка развития обучающегося, качество деятельности педагогов, администрации образовательного учреждения).
Не сформирован механизм, позволяющий обществу перевести свои запросы в заказ к системе образования и в дальнейшем иметь возможность влиять на принятие стратегических решений.
Обеспеченность всех заинтересованных субъектов общества доступной информацией о качестве функционирования системы, достаточной для принятия обоснованных жизненных и управленческих решений, приведет к созданию ситуации здоровой конкуренции на рынке образовательных услуг и трудовых ресурсов.
Управленческие модели в сфере образования не действуют на принципах взаимной ответственности субъектов образовательной политики, что не позволяет обеспечить реализацию в равной степени как государственного, так и общественного заказа образованию, привлекать дополнительные интеллектуальные и материальные ресурсы, обеспечивать открытость образовательной системы.
В то же время потенциал системы достаточен для решения вышеозначенных проблем.
В связи с этим разработана отраслевая целевая программа "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008 год".
Основной целью Программы является создание условий для наиболее успешной реализации стратегических путей развития системы образования Астраханской области, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг при эффективном использовании имеющихся в системе ресурсов и привлечении новых, путем решения наиболее острых проблем.
Для ее достижения предполагается решение следующих задач:
- приведение учебно-материальной базы образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями;
- обеспечение доступности всех обучающихся к качественным образовательным услугам;
- создание и задействование механизмов областной системы оценки качества образования;
- развитие институтов общественно-государственного управления образовательными учреждениями;
- обеспечение технического и методического сопровождения для создания условий введения новых систем оплаты труда педагогических работников и нормативного подушевого финансирования.
Срок реализации Программы рассчитан на 2008 год.
Для достижения заданной цели и выполнения поставленных задач в Программе предусмотрена система программных мероприятий по следующим направлениям:
5.1. Оснащение необходимым учебным оборудованием и ремонт образовательных учреждений, ресурсных и социокультурных центров.
(Пункт 5.1. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11.12.2008 N 650-П НГР:RU30000200801264)
5.2. Обеспечение доставки обучающихся к образовательным (ресурсным) центрам.
5.3. Обеспечение перехода на профильное обучение на старшей ступени общего образования и развития ресурсных и социокультурных центров.
(Пункт 5.3. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11.12.2008 N 650-П НГР:RU30000200801264)
5.4. Разработка и внедрение механизмов областной системы оценки качества образования.
5.5. Расширение общественного участия в управлении образовательными учреждениями.
5.6. Переход на нормативное подушевое финансирование в системе образования и внедрение новых систем оплаты труда педагогических работников.
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11.12.2008 N 650-П НГР:RU30000200801264)
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год подлежит уточнению в установленном порядке.
Источник финансирования | Объем финансирования на 2008 г. (тыс. руб.) |
1 | 2 |
Отраслевая целевая программа "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008 год" | 162220 |
из: | |
федерального бюджета | 128720 |
областного бюджета | 18500 |
местных бюджетов | 15000 |