Важной проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного и муниципального управления, является проблема коррупции. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок; коррупционность государственных и муниципальных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного и муниципального управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения. Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти являются необходимыми звеньями реализации административной реформы в России.
Реализация мероприятий административной реформы призвана решить вышеназванные проблемы, а также максимально достичь общественно значимых результатов и повысить общественное доверие к государству.
В Астраханской области административная реформа реализуется с 2005 года. Ее начальный этап создал на территории области необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления.
При этом существующие проблемы межведомственного взаимодействия и территориальной разобщенности, сопровождающиеся неразвитостью коммуникационной инфраструктуры, являются главным препятствием к уменьшению времени предоставления услуг, снижению количества подтверждающих документов, отработке сквозных регламентов, снижению очередей и в конечном итоге - к удовлетворенности граждан от работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
По результатам экспертизы действующих и новых функций, полномочий исполнительных органов государственной власти Астраханской области, в целях оптимизации функций исполнительных органов государственной власти Астраханской области, структуры и численности работников данных органов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (НГР:RU0000R200701986), в целях повышения информационной открытости перед населением Астраханской области деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области были проанализированы полномочия, структура исполнительных органов и разработаны предложения, на основании которых приняты постановления Губернатора Астраханской области:
- от 12.11.2008 N 588 "Об обеспечении информационной открытости исполнительных органов государственной власти Астраханской области" (НГР:RU30000200801142);
- от 12.11.2008 N 589 "О рейтинговой оценке деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области по критерию открытости и гласности".
В целях противодействия коррупции постановлением Государственной Думы Астраханской области от 22.05.2005 N 204/6 (НГР:RU30000200800461) утверждена комплексная целевая программа "Профилактика преступлений в сфере экономики и преступлений коррупционной направленности в Астраханской области на 2008 - 2009 годы". При этом все проекты нормативных правовых актов, в том числе регламентирующих исполнение государственных функций и регулирующих полномочия исполнительных органов государственной власти Астраханской области во взаимоотношениях с гражданами и негосударственными юридическими лицами, в обязательном порядке проходят антикоррупционную экспертизу в службе безопасности и информационной защиты Астраханской области в соответствии с Законом Астраханской области от 28.05.2008 N 23/2008-ОЗ "О противодействии коррупции в Астраханской области" (НГР:RU30000200800466).
В целях повышения информационной открытости деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, решения основных задач отраслевой целевой программы "Информатизация Астраханской области в 2008 году", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 02.07.2007 N 264-П (НГР:RU30000200700469), реализованы мероприятия по оптимизации взаимодействия граждан с органами государственной власти.
Развивается специализированный портал сервисов органов государственной власти Астраханской области, внедренный для обеспечения информирования населения о государственных услугах и повышения эффективности работы самих органов власти за счет интерактивного взаимодействия с населением (функционирует на основании постановления Правительства Астраханской области от 03.09.2007 N 381-П "О специализированном портале сервисов и о внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 17.11.2006 N 391-П" (НГР:RU30000200700680)).
Портал предоставляет возможность централизованного хранения данных о государственных услугах, обеспечивает работу в многопользовательской среде. Преимущества портала сервисов:
- однократный ввод информации и формирование единого централизованного банка данных сервисов;
- обеспечение обновления и создания информации ответственными работниками органов государственной власти, - в рамках инфраструктуры портала сотрудники исполнительных органов государственной власти в соответствии с установленным порядком самостоятельно создают и поддерживают собственные сервисы;
- стандартизованный формат государственных сервисов - информация по всем услугам предоставляется пользователю в едином формате.
Доступ к любой информации организован в интуитивной форме, не требующей от пользователя знаний о точном наименовании организации, услуги или иной специфической информации.
Каждый сервис включает исчерпывающее описание услуги (подробно прописано, по какому нормативному акту все происходит, есть справочная информация: что предоставляется, для кого, каких категорий; указан перечень необходимых документов, которые нужно принести; сообщается, кому, телефоны), если надо заполнять бумажные варианты, можно скачать форму заявления, бланк.
Сейчас подробно описано 140 сервисов по 15 направлениям (архивы, ветеринария, занятость, государственная регистрация, историко-культурное наследие, лицензирование, налоги, недвижимость, образование, природные ресурсы, сельское хозяйство, социальное обеспечение, социальное страхование, транспорт, финансы). Доступна информация о государственных услугах 16 исполнительных органов государственной власти области. Внедрена интернет-приемная.
Одними из основных задач административной реформы в 2010-2011 годах являются:
- реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнению ими своих полномочий (ГАС "Управление");
- развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в муниципальных образованиях Астраханской области;
- организация предоставления государственных услуг в электронной форме.
В целях реализации вышеуказанных задач принято постановление Правительства Астраханской области от 04.07.2008 N 347-П "О концепции комплексной целевой программы "Административная реформа в Астраханской области в 2009-2011 годах" (НГР:RU30000200800619).
При реализации административной реформы возник ряд проблем:
- не в полном объеме разработаны стандарты качества и доступности государственных услуг и административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Астраханской области;
- низка активность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по организации предоставления отдельных государственных услуг на базе многофункционального центра;
- не в полном объеме оказываются государственные услуги в связи с отсутствием соответствующих регламентов и квалифицированных специалистов на базе многофункционального центра;
- низок уровень использования современных информационных технологий для кардинального повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти области;
- низок уровень фактического бюджетного финансирования мероприятий в рамках реализации административной реформы.