Концепция комплексной целевой программы "О государственной поддержке казачьих обществ на территории Астраханской области в 2010 - 2012 годах" разработана управлением по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области.
Правовой основой концепции служат Конституция Российской Федерации (НГР:RU0000R199305853), Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (НГР:RU0000R200505149), Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества от 3 июля 2008 г., иные нормативные правовые акты, регулирующие политику государственной власти Российской Федерации в отношении казачества.
Российское казачество - исторически сложившаяся общность в составе народов России, имеющая самобытные традиции, культуру, хозяйственный уклад и взаимоотношения с государством.
Большая часть истории казачества связана с несением государственной службы. Именно в этот период оно приобрело те черты, которые характеризуют его как специфическую часть российского народа. Военно-служебные функции являлись одной из главных особенностей казачества. Сочетание государственной службы и особого военно-земледельческого уклада жизни показало высокую эффективность деятельности казачества на протяжении нескольких столетий.
Движение по возрождению казачества - сложное и пока еще недостаточно изученное этносоциальное и общественно-политическое явление, зародившееся в период перестройки и распада СССР в конце 80-х - начале 90-х годов - во многом явилось следствием идентификационного кризиса русскоязычного населения в период демонтажа советской и становления новой российской социально-экономической и общественно-политической системы. Достаточно болезненные процессы маргинализации, эскалация межнациональных конфликтов, катастрофическое падение уровня жизни, распад великой державы оживили пестрое сообщество казачьих общественных организаций, возникших даже в тех регионах, которые никак не были связаны с исторически сложившимся ареалом расселения казачества, его укладом, культурой, воинской службой и т.д.
За время, прошедшее с начала 90-х годов, государственная политика в отношении казачества претерпела существенные изменения. Как на федеральном уровне, так и во многих субъектах Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, создавшие социальные, экономические и организационные предпосылки становления и развития казачьего движения. Очередным этапом в формировании эффективного механизма становления и развития казачества явилась Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества (3 июля 2008 года), основные положения которой учтены при разработке концепции комплексной целевой программы Астраханской области "О государственной поддержке казачьих обществ на территории Астраханской области в 2010 - 2012 годах".
Имеющийся опыт совместной работы исполнительных органов государственной власти Астраханской области и казачьих обществ на территории Астраханской области показывает, что без системной государственной поддержки казачества не могут быть решены вопросы восстановления исторической справедливости в отношении казачества, его экономического и культурного возрождения, эффективно реализованы возможности членов казачьих обществ по выполнению обязанностей государственной и иной службы. Этой цели служит и концепция комплексной целевой программы "О государственной поддержке казачьих обществ на территории Астраханской области в 2010 - 2012 годах".
Концепция призвана определить пути решения задач возрождения и государственного становления казачества и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав граждан.