Действующий

О концепции комплексной целевой программы "О государственной поддержке казачьих обществ на территории Астраханской области в 2010-2012 годах"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Движение по возрождению казачества в Астраханской области (в конце XX столетия вновь ставшей пограничным регионом) разворачивалось с начала 90-х годов под знаменем возрождения именно астраханского казачьего войска, как одного из старейших казачьих войск России. Несмотря на относительную кратковременность существования движения (около 17 лет), в его развитии уже можно выделить определенные этапы и основные тенденции.

На первом этапе (1991 - 1995 гг.) движение по возрождению астраханского казачества развивалось в целом в рамках общероссийского общественно-политического движения, ставящего перед собой задачи политической реабилитации казаков, как репрессированного народа, культурного возрождения казачества, воссоздания казачьих войск.

Второй этап развития движения по возрождению астраханского казачества (1996 - 2005 гг.) связан с созданием и развитием государственной реестровой организации астраханских казаков. Главой администрации Астраханской области 04.02.2000 утвержден устав отдельного Астраханского окружного казачьего общества. На основании указов Президента Российской Федерации от 09.08.95 N 835 "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации" (НГР:RU0000R199503374) и от 16.04.96 N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" (НГР:RU0000R199601864) отдельное Астраханское окружное казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Третий этап (с 2005 г. по настоящее время) знаменует собой качественные изменения в статусе астраханского казачества. Астраханское окружное казачье общество вошло в состав Войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское". Постановлением Губернатора Астраханской области от 22.12.2006 N 595 "Об утверждении устава Астраханского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" (НГР:RU30000200600841) утвержден устав Астраханского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" (АОКО ВКО ВВД). Осуществляется процесс перерегистрации казачьих обществ, входящих в состав АОКО ВКО ВВД, и приведение учредительных документов и уставов в соответствие с действующим законодательством.

В настоящее время в состав АОКО ВКО ВВД входят 25 хуторских, станичных, городских реестровых казачьих общества общей численностью 3500 человек. Кроме того, на территории Астраханской области действуют две общественные казачьи организации, не входящие в единый государственный реестр.

Как и в других регионах, где начались и продолжаются процессы возрождения казачества, астраханское казачество не избежало ряда проблем, которые до настоящего времени тормозят деятельность казачества на территории Астраханской области. К этим проблемам можно отнести:

- частую сменяемость атаманов;

- распространение среди участников казачьего движения оценки его как несостоявшегося, не имеющего ясных целей и задач, утратившего свой позитивный потенциал;

- отсутствие областных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность астраханского казачества, его взаимоотношения и взаимодействие с органами государственной власти Астраханской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области;

- отсутствие программы возрождения астраханского казачества, предусматривающей не только организационные и правовые меры, но и, что немаловажно, финансовую поддержку казачьих обществ.

В целях повышения уровня взаимодействия исполнительных органов государственной власти Астраханской области и казачьих обществ решением Губернатора Астраханской области в исполнительных органах государственной власти Астраханской области создано специальное подразделение в составе управления по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области, обеспечивающее решение вопросов взаимодействия казачьих обществ и властных структур.

Решение вышеупомянутых проблем требует разработки и реализации в ближайшие годы комплекса мероприятий, увязанных по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям, которые можно осуществить только в рамках программы. Программно-целевой метод реализации запланированных мероприятий позволит придать процессу возрождения и становления астраханского казачества устойчивый, целенаправленный характер, более активно вовлекать казачество в социально-политические процессы области, привлекать к участию в решении социально значимых задач Астраханской области, комплексно решать в интересах государства задачи по привлечению членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, возрождению традиционной культуры казачества. Выполнение мероприятий программы будет содействовать реализации гражданских, экономических, социальных прав и свобод членов казачьих обществ, осуществлению оздоровительной, спортивной и иной деятельности, предусмотренной федеральным законодательством и законодательством Астраханской области.

По данным мониторинга Минрегиона России на 1 января 2007 года, взаимодействие с казачьими обществами осуществляют представители исполнительных органов государственной власти в 73 субъектах Российской Федерации. Российское казачество наибольшую активность проявляет в тех субъектах Российской Федерации, в которых оно востребовано и где действуют региональные целевые программы поддержки казачьих обществ. Поддержка казачьих обществ осуществляется в 24 субъектах Российской Федерации из четырех основных источников: федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, бюджет муниципального образования, внебюджетные источники.