Недействующий

О государственной программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2020 года"

Таблица 6

Сравнение показателей энергоемкости отопления,распределения электроэнергии и возобновляемых источников энергиив Астраханской области


Сравнительные показатели удельного потребления энергии

Единицы

Астраханская область

О бычные значения для стран ЕС

Отопление

кВт ч/м2*А

120-200

22-80

Распределение электроэнергии

кВтч/евро ВВП

1,22

0,2-0,8

Применение возобновляемых источников энергии

процентов от выработки электроэнергии

0

5-14

В основу Энергетической стратегии России на период до 2030 года положено создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, и вносящего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие экономики страны и её регионов.

Повышение региональной конкурентоспособности Астраханской области требует развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики. Реализация Программы должна внести свой вклад в обеспечение экономической, энергетической и экологической безопасности Астраханской области за счёт повышения энергоэффективности региональной экономики.

Для устранения энергетических барьеров социально-экономического развития Астраханской области и использования потенциала энергосбережения необходимо значительное снижение энергоёмкости ВРП Астраханской области.

Энергоёмкость ВВП Российской Федерации в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в большинстве развитых стран. Этот разрыв сложился за последние 50 лет. Российские уровни энергоёмкости производства промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2-2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5-4 раза. В 2000-2008 годах удельные расходы энергии при транспортировке нефти по трубопроводам выросли на 32процента. Удельный расход энергии на отопление 1 кв. м площади жилых зданий в 2000-2008 годах практически не изменился и (при приведении к сходным климатическим условиям) оставался в 1,5 раза выше, чем в странах ЕС.

Энергоёмкость ВРП как составляющей энергоёмкости валового внутреннего продукта Российской Федерации, определяемая в сопоставимых ценах отношением объемов потребляемых первичных энергоносителей в тоннах условного топлива к объёму валового регионального продукта, является интегральным показателем (индикатором) эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в субъектах Российской Федерации.

В 2007 году энергоемкость ВРП Астраханской области составила 36,2 т.у.т./млн руб.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" Программа направлена на снижение к 2020 году энергоёмкости ВРП Астраханской области не менее чем на 40процентов к уровню 2007 года, обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.

Снижение энергоёмкости ВРП Астраханской области достигается комбинацией целого ряда факторов, которые определяются макроэкономической политикой и конъюнктурой рынков: структурные сдвиги в экономике; сдвиги в продуктовой структуре промышленности; рост цен на энергоносители; автономный технический прогресс (повышение энергоэффективности в процессах нового строительства и постепенной замены старого оборудования новым).

В настоящее время для Астраханской области, как и других субъектов Российской Федерации, характерны следующие общие проблемы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности:

- значительный износ основных фондов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной;

- значительная протяженность сетей, разбросанность поселений и социально значимых объектов;

- повышенные потери при производстве, транспортировке и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;

- несоответствие оснащенности производства современному научно-техническому уровню;

- низкая платежеспособность потребителей;

- ограниченность бюджетных средств для совершенствования муниципальных систем энергоснабжения;

- отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения;

- нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии.

Совокупность этих факторов предопределяет удорожание приведенной единицы поставляемой энергии для конечных потребителей, возникновение критических ситуаций в энергоснабжении, снижение его надёжности, безопасности и доступности, высокую энергоёмкость ВРП Астраханской области.

Разработка и реализация настоящей Программы обусловлена необходимостью устранения обозначенных проблем.

Энергетический потенциал Астраханской области как по тепловой, так и по электрической энергии, составляет порядка 25-30процентов. Его реальное выявление и реализация возможны только вследствие полномасштабных мер по всем основным направлениям. Обеспечить такой процесс энергосбережения в Астраханской области возможно только программно-целевым методом.