Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 14 - 30-летним жителям страны повышенные требования, так как молодёжь станет основным трудовым ресурсом страны, её трудовая деятельность в большей степени, чем деятельность её родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых людей.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будут зависеть темпы продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Результаты общероссийских исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Эффективная работа в рамках отраслевой целевой программы "Молодежь Астраханской области" на 2006-2009 годы позволила области по ряду показателей подняться намного выше общероссийских показателей, в том числе и по участию в выборах различного уровня. Этот показатель по Астраханской области составил 65 процентов. Но ряд показателей, например процент участия молодежи в деятельности общественных организаций, ненамного отличается от общероссийских показателей.
В Астраханской области высок уровень латентной безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет (3,4 процента).
Одной из наиболее острых проблем, которая встает перед молодежью и обществом, является жилищное обеспечение. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жилье в Астраханской области. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 (НГР:RU0000R200101798), с 2005 года жилье приобрели 2065 молодых семей. С 2008 года для решения проблемы роста цен на жилье на вторичном рынке приоритет отдан строительству малоэтажного быстровозводимого жилья, что должно привести к увеличению числа молодых семей, самостоятельно решивших свои жилищные проблемы.
Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. В то же время перед обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Астраханская область из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.
Проведенный анализ и прогноз условий развития России, а также проблемы молодежи в ближайшие десятилетия выдвигают требования по выработке нового стратегического подхода к молодежной политике.
Таким образом, решение обозначенных проблем в сфере молодёжной политики и достижение целей программы "Молодёжь Астраханской области" на 2010-2012 годы (далее - программа) соответствуют приоритетным направлениям стратегии социально-экономического развития Астраханской области на средне- и долгосрочную перспективу и программы ускоренного социально-экономического развития области.
Кроме того, социальная и экономическая значимость перечисленных выше проблем в сфере молодёжной политики, их взаимосвязанность, а также их влияние на развитие региона обусловливают необходимость их решения программными методами.
Реализация мероприятий программы позволит улучшить положение молодежи в обществе и, как следствие, увеличить вклад молодых людей в развитие региона.
Ожидаемым результатом улучшения положения молодежи будет повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг, доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения.
Результатами вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие региона должны стать:
повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);
сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;
сокращение уровня латентной безработицы в молодежной среде;
снижение уровня правонарушений среди молодежи;
повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;
повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;
увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней;
увеличение количества молодых семей, получивших государственную поддержку в обеспечении жильем;
увеличение числа молодежи, участвующей в деятельности молодежных и детских общественных объединений.
В то же время без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом проблемы, существующие в сфере молодёжной политики, еще более усугубятся.
Более того, отсутствие программно-целевого метода не позволит создать благоприятные условия для реализации молодёжной политики и комплексного развития молодёжи. Не будут решены проблемы, связанные с обеспечением молодёжи жильём, не удастся создать необходимые условия для самореализации одаренной молодёжи, увеличить процент молодежи, участвующей в деятельности общественных организаций, затруднится процесс социализации и интеграции молодёжи в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство региона, повысится уровень безработицы среди молодёжи.