ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2009 года N 289-П

О концепции отраслевой целевой программы "Молодежь Астраханской области" на 2010-2012 годы

В целях реализации государственной молодёжной политики на территории Астраханской области и в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О Порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:RU30000200700420)

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию отраслевой целевой программы "Молодёжь Астраханской области" на 2010 - 2012 годы.

2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Молодёжь Астраханской области" на 2010 - 2012 годы агентство по делам молодёжи Астраханской области.

3. Агентству по делам молодёжи Астраханской области (Резаков М.Р.) разработать отраслевую целевую программу "Молодёжь Астраханской области" на 2010 - 2012 годы и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области.

4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 16.06.2009 N 289-П

Концепция отраслевой целевой программы "Молодёжь Астраханской области" на 2010-2012 годы

1. Введение


Концепция отраслевой целевой программы "Молодёжь Астраханской области" на 2010-2012 годы (далее - концепция) определяет совокупность приоритетных направлений развития молодёжной политики, включающих цели и задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.

Государственная молодежная политика, реализуемая на территории Астраханской области (далее - молодёжная политика), является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие региона, обеспечение его конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления Астраханской области при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

Настоящая концепция ориентирована преимущественно на жителей Астраханской области в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом


Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 14 - 30-летним жителям страны повышенные требования, так как молодёжь станет основным трудовым ресурсом страны, её трудовая деятельность в большей степени, чем деятельность её родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых людей.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будут зависеть темпы продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Результаты общероссийских исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Эффективная работа в рамках отраслевой целевой программы "Молодежь Астраханской области" на 2006-2009 годы позволила области по ряду показателей подняться намного выше общероссийских показателей, в том числе и по участию в выборах различного уровня. Этот показатель по Астраханской области составил 65 процентов. Но ряд показателей, например процент участия молодежи в деятельности общественных организаций, ненамного отличается от общероссийских показателей.

В Астраханской области высок уровень латентной безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет (3,4 процента).

Одной из наиболее острых проблем, которая встает перед молодежью и обществом, является жилищное обеспечение. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жилье в Астраханской области. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 (НГР:RU0000R200101798), с 2005 года жилье приобрели 2065 молодых семей. С 2008 года для решения проблемы роста цен на жилье на вторичном рынке приоритет отдан строительству малоэтажного быстровозводимого жилья, что должно привести к увеличению числа молодых семей, самостоятельно решивших свои жилищные проблемы.

Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. В то же время перед обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Астраханская область из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Проведенный анализ и прогноз условий развития России, а также проблемы молодежи в ближайшие десятилетия выдвигают требования по выработке нового стратегического подхода к молодежной политике.

Таким образом, решение обозначенных проблем в сфере молодёжной политики и достижение целей программы "Молодёжь Астраханской области" на 2010-2012 годы (далее - программа) соответствуют приоритетным направлениям стратегии социально-экономического развития Астраханской области на средне- и долгосрочную перспективу и программы ускоренного социально-экономического развития области.

Кроме того, социальная и экономическая значимость перечисленных выше проблем в сфере молодёжной политики, их взаимосвязанность, а также их влияние на развитие региона обусловливают необходимость их решения программными методами.

Реализация мероприятий программы позволит улучшить положение молодежи в обществе и, как следствие, увеличить вклад молодых людей в развитие региона.

Ожидаемым результатом улучшения положения молодежи будет повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг, доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения.

Результатами вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие региона должны стать:

повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);

сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;

сокращение уровня латентной безработицы в молодежной среде;

снижение уровня правонарушений среди молодежи;

повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;

повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;

увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней;

увеличение количества молодых семей, получивших государственную поддержку в обеспечении жильем;

увеличение числа молодежи, участвующей в деятельности молодежных и детских общественных объединений.

В то же время без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом проблемы, существующие в сфере молодёжной политики, еще более усугубятся.

Более того, отсутствие программно-целевого метода не позволит создать благоприятные условия для реализации молодёжной политики и комплексного развития молодёжи. Не будут решены проблемы, связанные с обеспечением молодёжи жильём, не удастся создать необходимые условия для самореализации одаренной молодёжи, увеличить процент молодежи, участвующей в деятельности общественных организаций, затруднится процесс социализации и интеграции молодёжи в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство региона, повысится уровень безработицы среди молодёжи.

3. Предложения по целям и задачам программы, показателям, позволяющим оценить ход реализации программы


Учитывая масштаб задач, стоящих перед регионом, и объективную ограниченность ресурсов для развития, приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию региона в целом.

Данная программа является продолжением отраслевой целевой программы "Молодёжь Астраханской области" на 2006-2009 годы, включает в себя подпрограммы, цели, задачи и показатели, позволяющие оценить ход их реализации.

Основными целями программы являются:

- создание условий для интеграции молодежи, как активного субъекта, в процессы социально-экономического, общественно-политического и социокультурного развития области;

- вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы в процессе интеграции в социум; решение социально-экономических проблем молодежи;

- выявление, продвижение, поддержка активности молодежи, в том числе через развитие общественного движения;

- информирование молодых граждан о возможностях их развития в Астраханской области, России и в мировом сообществе;

- усовершенствование и реализация системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической обстановки в Астраханской области.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

а) в рамках подпрограммы "Государственная поддержка молодежи Астраханской области в 2010 - 2012 годах":

- совершенствование научной и правовой базы молодежной политики;

- материально-техническое обеспечение организаций, реализующих мероприятия в сфере молодежной политики;

- кадровое и методическое обеспечение организаций, реализующих мероприятия программы;

- гражданско-патриотическое воспитание и физическое развитие молодёжи;

- системное вовлечение молодежи в общественную жизнь;

- выявление, продвижение, поддержка активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

- информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в Астраханской области, а также о культуре применения созданных в стране и регионе возможностей личностного и общественного развития;

- социальная поддержка молодежи и молодых семей;

- развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей региона;

- вовлечение в полноценную жизнь молодёжи, испытывающей проблемы с интеграцией в общество (инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ);

- организация трудоустройства и занятости молодежи;

- организация межрегионального и международного сотрудничества;

б) в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Астраханской области в 2010 - 2012 годах":

- разработка и внедрение новых финансовых и организационных механизмов государственной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем;

- содействие инициативам молодых семей, направленным на улучшение жилищных и социально-бытовых условий.

Такая система приоритетных направлений молодежной политики обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность страны и региона и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

Также в числе первоочередных мер по реализации программы рассматривается разработка системы оценки эффективности молодежной политики и положения молодежи в Астраханской области, число критериев которой с учетом включенных в них индикаторов будет уточнено в результате ее формирования. В качестве основного критерия оценки эффективности молодежной политики будет рассматриваться влияние предпринимаемых мер на улучшение положения молодежи, на динамику и качество ее общественной и социально-экономической активности.

Предполагается также разработка системы измерителей, позволяющих сопоставить качественное улучшение положения молодежи с общими показателями развития ситуации в регионе.

4. Предлагаемый срок реализации программы


Реализация программы рассчитана на 2010 - 2012 годы.

5. Основные направления реализации программы


Для достижения целей программы требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, проистекающими в молодежной среде.

В этой связи подпрограммами будут являться:

- "Государственная поддержка молодежи Астраханской области в 2010-2012 годах";

- "Обеспечение жильем молодых семей в Астраханской области в 2010-2012 годах".

В рамках указанных подпрограмм будет реализован ряд проектов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»