Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 июня 2008 года N 284-П

Об отраслевой целевой программе "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2009 год"

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 01.07.2009 N 329-П)

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 04.12.2009 N 633-П;

постановление Правительства Астраханской области от 20.08.2009 N 443-П НГР:RU30000200900849;

постановление Правительства Астраханской области от 09.07.2009 N 374-П НГР:RU30000200900725)

В целях обеспечения прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, на охрану здоровья и медицинскую помощь, повышения экономической устойчивости и эффективности деятельности учреждений здравоохранения и медицинской науки, решения медико-демографических проблем, а также более полной реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в Астраханской области и в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N5487-1 (НГР:RU0000R199303476) и постановлением Правительства Астраханской области от 09.09.2005 N325-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы" (НГР:RU30000200500445)

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2009 год" (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) и министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) при формировании областного бюджета на 2009 год включить ее в перечень целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.

3. Признать утратившими силу постановления Правительства Астраханской области от 02.08.2007 N325-П "Об отраслевой целевой программе "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2008 год" (НГР:RU30000200700580) и от 14.04.2008 N159-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 02.08.2007 N325-П" (НГР:RU30000200800299).

4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня подписания, за исключением пункта 3 постановления, вступающего в силу с 01.01.2009.

И.о. Губернатора Астраханской области

К.А. Маркелов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 09.06.2008 N 284-П

Отраслевая целевая программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2009 год"

Астрахань - 2008

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 04.12.2009 N 633-П)


Наименование Программы

- отраслевая целевая программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2009 год" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.93 N5487-1 (НГР:http://192.168.0.15:8080//content/ngr/RU0000R199303476.html), концепция отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 09.09.2005 N325-П (НГР:http://192.168.0.15:8080/content/ngr/RU30DMJ200500445.doc)

Государственный заказчик

- министерство здравоохранения Астраханской области

Основной разработчик Программы

- министерство здравоохранения Астраханской области

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство здравоохранения Астраханской области, органы управления здравоохранением муниципальных образований Астраханской области, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения

Цель Программы

- повышение эффективности работы системы здравоохранения за счет внедрения в отрасль здравоохранения Астраханской области современных методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации для улучшения качества предоставления медицинской помощи населению Астраханской области

Задачи Программы

Развитие и совершенствование: -комплекса мероприятий по улучшению медико-демографической ситуации; -института общей врачебной практики; -мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции (СПИД); -мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза; -профилактики, диагностики и лечения злокачественных новообразований; -мероприятий по предупреждению распространения вирусных гепатитов, диагностике и лечению арбовирусных инфекций, снижению заболеваемости иммуноуправляемыми инфекциями; -мероприятий по предупреждению распространения инфекций, передающихся половым путем; -профилактики, диагностики и лечения артериальной гипертонии и ее осложнений; -профилактики, диагностики и лечения сахарного диабета; -психиатрической помощи; -службы медицины катастроф; -службы крови; - медицинской помощи инвалидам и ветеранам войн; -системы лекарственного обеспечения; -мероприятий по внедрению новых современных медицинских технологий в лечебно-профилактические учреждения; -информатизации здравоохранения; - -пожарной безопасности объектов здравоохранения. Строительство, реконструкция, ремонт зданий и сооружений медицинских учреждений

Срок реализации Программы

- 2009 год

Объемы и источники финансирования Программы

всего – 190998,6 в том числе: - средства федерального бюджета (прогноз)  –  11188,0; - средства бюджета Астраханской области –  34914,2, в том числе капитальные вложения –  2315,0; - средства местных бюджетов (прогноз) – 107394,7; - внебюджетные источники (прогноз) – 1000,0; - средства обязательного медицинского страхования (резерв формирования превентивных мероприятий страховых медицинских организаций) (далее – средства ОМС (РФПМ СМО) (прогноз) –  36501,7

Ожидаемые конечные  результаты реализации Программы

- повышение качества оказания медицинской помощи населению Астраханской области, в том числе: - снижение показателя младенческой смертности до 9,2 промилле; - снижение ранней неонатальной смертности до 3,3 промилле; - сдерживание роста показателя материнской смертности до 2 случаев в год; - увеличение обеспеченности населения врачами общей (семейной) практики до 0,5 на 10 тыс. населения; - сдерживание заболеваемости ВИЧ-инфекцией на территории Астраханской области на уровне 3 - 4 случаев на 100 тыс. населения, в том числе до 0,3 случая на 100 тыс. детей; - снижение уровня заболеваемости туберкулезом до 75 случаев на 100 тыс. населения; - снижение уровня распространенности туберкулеза до 252 случаев на 100 тыс. населения; - увеличение охвата туберкулинодиагностикой подлежащего контингента до 97,2%; - повышение уровня клинического излечения от туберкулеза до 39,5%; - снижение смертности от злокачественных новообразований до 180 случаев на 100 тыс. населения; - повышение уровня выявляемости злокачественных новообразований в I, II стадиях до 53,5%; - снижение одногодичной летальности от злокачественных новообразований до 32,0%; - увеличение доли больных со злокачественными новообразованиями, живущих 5 лет и более, до 49,0%; - снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом В до 5 случаев на 100 тыс.   населения; - снижение заболеваемости сифилисом до 60 случаев на 100 тыс. населения; - увеличение доли активно выявленного сифилиса до 75,0%; - увеличение числа обследованных контактных лиц по сифилису до 1,0 на 1 больного; - снижение смертности от острого инфаркта миокарда в трудоспособном возрасте до 19 случаев на 100 тыс. трудоспособного населения; - снижение смертности от цереброваскулярных болезней в трудоспособном возрасте до 45,5 случая на 100 тыс. трудоспособного населения; - снижение смертности от сахарного диабета до 2,5 случая на 100 тыс. населения; - увеличение доли больных, снятых с учета в связи с выздоровлением или стойким улучшением, в общем числе больных, снятых с учета, до 6,5%; - повышение уровня готовности к оказанию медицинской помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций и катастроф; - увеличение количества плазмодач от доноров до 12,5 тыс. донаций в год; - увеличение объемов заготовляемой свежезамороженной плазмы до 5,2 тыс. литров в год; - увеличение объема карантинизованной плазмы до 4,0 тыс. литров в год; - улучшение качества оказания медицинской помощи инвалидам и ветеранам войн и боевых действий; - дальнейшее внедрение электронного документооборота в государственных учреждениях здравоохранения; - повышение уровня пожарной безопасности государственных учреждений здравоохранения

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляется министерством экономического развития Астраханской области. Показатели выполнения Программы контролируются и уточняются на основе оценки промежуточных результатов ее выполнения и эффективности использования финансовых средств.

1. Общие положения


Отраслевая целевая программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2009 год" имеет своей целью продолжение реализации мероприятий отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2008 год".

Основной задачей Программы является реализация мероприятий, направленных на повышение уровня общественного здоровья путем внедрения в отрасль здравоохранения Астраханской области современных методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Накопленный опыт решения вопросов по улучшению качества оказания медицинской помощи населению в ходе реализации отраслевых целевых программ, результаты анализа реализации предыдущих программных мероприятий подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Охрана здоровья граждан является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, критерием эффективности социальной политики государства.

Развитие службы родовспоможения и повышение рождаемости при отрицательной демографической ситуации в Российской Федерации в последние годы стали одним из ключевых направлений здравоохранения и социального развития.

Сложность вывода из кризиса сформировавшейся в предыдущий период неблагоприятной демографической ситуации вызвана снижением репродуктивного здоровья женщин: растет число гинекологических заболеваний, осложнений беременности, родов и послеродового периода, регистрируется рост числа беременных, больных анемией и другими осложнениями в течение беременности (болезни почек, сердечно-сосудистой системы, поздний гестоз, невынашивание и др.). Только каждая третья беременность в среднем по Астраханской области заканчивается нормальными родами, что свидетельствует о низком уровне здоровья женщин.

Несмотря на положительную тенденцию снижения показателя младенческой смертности с 12,9 на 1000 рожденных живыми в 2005 году до 9,6 на 1000 рожденных живыми в 2007 году, в её структуре на первом и втором местах остаются причины, связанные со здоровьем матери; заболевания и состояния, возникающие во внутриутробном периоде и на первой неделе жизни, а также врожденные аномалии.

Еще одной немаловажной задачей при реализации Программы является охрана здоровья детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей. Нормальное физическое и психофизиологическое развитие детей, не имеющих семьи, после рождения зависит от надлежащего ухода, своевременности и полноты оказания медицинской помощи, создания комфортных и безопасных условий развития малышей в домах ребенка, максимально приближенных к домашним.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием репродуктивного здоровья семейных пар, новорожденных и детей раннего возраста в Астраханской области, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья матери и ребенка на всех этапах его развития, на снижение показателей заболеваемости среди детей и женщин.

В настоящее время одним из основных направлений в совершенствовании оказания медицинской помощи населению является усиление первичного звена здравоохранения с развитием общей врачебной практики, организация в амбулаторно-поликлинических учреждениях дневных стационаров и стационаров на дому. Необходимость развития системы организации амбулаторно-поликлинической помощи стала очевидна. Высокая профессиональная подготовка врачей и оснащение первичного звена здравоохранения необходимым медицинским оборудованием позволят обеспечить постоянный контроль состояния здоровья пациента и членов его семьи, координировать лечебно-профилактическую работу на своём участке, нести ответственность за объём и качество оказываемой медицинской помощи. Без развития и усиления службы первичного звена здравоохранения дальнейшее развитие и повышение качества оказания медицинской помощи становится неэффективным.

В Астраханской области остается напряженной эпидемиологическая ситуация по отдельным заболеваниям, в том числе социального характера (ВИЧ-инфекция, туберкулез, онкологические, инфекционные заболевания, сахарный диабет, артериальная гипертония и другие). Проблема борьбы с заболеваниями социального характера требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только в условиях целенаправленных скоординированных действий служб государственной и муниципальной систем здравоохранения, научных и общественных организаций.

Развитие эпидемической ситуации по распространению вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) в Астраханской области вступило в стадию, когда, попав в среду потребителей инъекционных психоактивных веществ, ВИЧ начал интенсивнее распространяться. Следствием распространения ВИЧ-инфекции является не только урон, наносимый здоровью граждан, но и значительные экономические потери, связанные с лечением больных, утратой ими трудоспособности. Вместе с тем в Астраханской области в деятельности органов, учреждений и организаций системы здравоохранения, образования, управления внутренних дел имеют место существенные недостатки. Не в полном объеме проводятся мероприятия по индивидуальной профилактической работе с лицами из групп повышенного риска инфицирования ВИЧ, выявлению лиц, использующих внутривенные наркотические средства в немедицинских целях, по борьбе с распространением наркотиков, профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании среди лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Недостаточное обеспечение безопасности донорской крови в отдельных учреждениях здравоохранения страны приводит к заражению ВИЧ-инфекцией при переливании крови и ее компонентов, а оснащение лабораторий, осуществляющих диагностику ВИЧ-инфекции, не всегда отвечает современным требованиям. Необходимое материально-техническое обеспечжние диагностики ВИЧ-инфекции сложно осуществить без дополнительного программно-целевого решения.

Неблагополучная эпидемиологическая обстановка по туберкулезу с обусловливающими ее факторами выделяет туберкулез как общую медицинскую и социальную проблему. Среди больных активным туберкулезом более 40% составляют лица, страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией, возвращающиеся из учреждений уголовно - исполнительной системы. В основном заболевают мужчины в возрасте 20-40 лет, то есть лица трудоспособного возраста. Остаются высокими первичный выход на инвалидность и показатели заболеваемости населения туберкулезом. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Астраханской области обусловлена в основном сохранением немалой доли социально незащищенной прослойки населения, асоциальной части населения, беженцев, вынужденных переселенцев и подобных контингентов, наличием резервуара туберкулезной инфекции среди крупного рогатого скота в отдельных районах Астраханской области, недостаточным обеспечением противотуберкулезных учреждений лечебным и диагностическим медицинским оборудованием, стационарной и передвижной флюорографической аппаратурой, специфическими препаратами.

Увеличение объема и повышение качества профилактических мероприятий и эффективности лечения больных туберкулезом требуют программного и целевого подхода.

Онкологические заболевания в Астраханской области остаются актуальной медико-социальной проблемой, несмотря на некоторую стабилизацию в настоящее время уровня смертности населения от злокачественных новообразований. В структуре смертности у мужчин как трудоспособного, так и пенсионного возраста преобладают новообразования органов дыхания и органов пищеварения, а у женщин - молочной железы и органов дыхания.

Тенденция же к увеличению онкологических заболеваний вызывает обоснованную тревогу. Наиболее часто встречающимися злокачественными новообразованиями являются опухоли кожи, трахеи, бронхов, легкого, желудка, молочной железы. Контингент больных со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете, составляет около 1,5% населения Астраханской области. Около половины всех больных со злокачественными новообразованиями, находящихся под наблюдением, состоят на учете 5 лет и более. В целом показатели выявления злокачественных новообразований как в Астраханской области, так и в целом по Российской Федерации не соответствуют современным возможностям медицины и свидетельствуют о настоятельной необходимости реализации целевых программ.

Реализация Программы предполагает освоение и внедрение новых медицинских технологий, разработку и масштабное внедрение современных методов диагностики и лечения онкологических заболеваний.

Ежегодно в области увеличивается количество лиц, обращающихся в лечебно-профилактические учреждения в связи с укусами клещей. Для сдерживания негативных тенденций по недопущению чрезвычайной ситуации биолого-социального характера вследствие возможности возникновения эпидемии крымской геморрагической лихорадки необходимо проведение комплекса профилактических мероприятий, в том числе экстренной профилактики. Особую актуальность представляет ранняя этиологическая расшифровка этих заболеваний. Своевременная госпитализация больных и лиц, подвергшихся укусу инфицированного клеща, ранняя лабораторная диагностика и профилактическое лечение позволяют минимизировать риск возникновения у большинства из них тяжелых форм болезни и предупредить летальные исходы.

Не менее важна проблема вирусных гепатитов. Инфицированность населения вирусом варьируется от 20 до 60%. Около 5% инфицированных переходят в хроническую стадию болезни. Особую группу в числе заболевших вирусными гепатитами составляют медицинские работники, инфицированность которых возникает при проведении хирургических вмешательств и манипуляций. Для такого рода пациентов требуется своевременное лечение противовирусными препаратами.

Серьезными проблемами в Астраханской области остаются сложность этиологической расшифровки случаев гепатита, недостаток аппаратуры для проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР), иммуноферментного анализа, оборудования для поддержания условий, обеспечивающих сохранность исходного качества иммунобиологических препаратов.

Проблема борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической и неспецифической профилактики, также является одной из важных.

Для поддержания высокого уровня иммунизации против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, паротита, туберкулеза, гепатита В, краснухи в рамках национального календаря профилактических прививок ежегодно в Астраханскую область поставляются партии вакцин за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем эпидемическая ситуация в Астраханской области по некоторым инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, остается напряженной. В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в эпидемический сезон 2009 года планируется дополнительное проведение иммунизации населения.

Большое беспокойство в обществе в последние годы вызывают инфекции, передающиеся половым путем (далее - ИППП), уровень заболеваемости которыми давно вышел за рамки чисто медицинской проблемы, требуя немедленного поиска более эффективных методов управления эпидемическим процессом.

Анализ заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем, в Астраханской области показал, что хотя количество больных несколько уменьшилось, но заболеваемость продолжает оставаться еще на достаточно высоком уровне. Так, по итогам 2007 года можно говорить о некотором снижении заболеваемости сифилисом (63,2 на 100 тыс. населения), но в целом ситуация характеризуется как нестабильная. В эпидемиологический процесс заболеваемости ИППП, в том числе и сифилисом, вовлечены все возрастные группы. Наибольшую часть составляют люди в возрасте 20-29 лет (детородного возраста). Этим можно объяснить возникновение такой проблемы, которая стоит сейчас перед дерматовенерологической службой, как проблема врожденного сифилиса. Благодаря целенаправленно проводимым акушерско-гинекологической и дерматовенерологической службами мероприятиям по борьбе с ИППП удалось несколько снизить рождение детей с врожденным сифилисом. Параллельно с некоторым снижением заболеваемости сифилисом в 2007 году пока остается высокой заболеваемость другими ИППП: гонореей (94,4 на 100 тыс. населения), трихомониазом (688,2), хламидиозом (176,4). Ввиду своей актуальности данная проблема требует решения программными методами.

Лидирующей патологией среди причин смерти населения является класс болезней системы кровообращения, относящийся к прогностически неблагоприятной группе заболеваний, что оправданно выводит их профилактику и лечение на уровень одного из важных направлений здравоохранения.

В Астраханской области на долю болезней системы кровообращения приходится более 15% общей заболеваемости взрослого населения по обращаемости, около половины всех случаев инвалидности и смертности. Среди болезней данного класса важное место занимают болезни, характеризующиеся повышением артериального давления (артериальной гипертонией). В структуре впервые выявленной заболеваемости сердечно-сосудистой системы взрослого населения доля болезней, характеризующихся артериальной гипертонией, составляет около 10%. Таким образом, проблема заболеваемости и высокой смертности от артериальной гипертонии требует решения с использованием программно-целевых методов.

Сахарный диабет - одно из наиболее распространённых заболеваний в промышленно развитых странах, где им больны до 4-5% всего населения, и является острой медико-социальной проблемой.

Основной причиной ранней инвалидности и летальности являются сосудистые осложнения сахарного диабета. Среди больных сахарным диабетом смертность от болезней сердца и инсульта наблюдается в 2-3 раза чаще, слепота - в 10 раз, нефропатия - в 12-15 раз, гангрена конечностей - в 20 раз чаще, чем среди населения в целом. Выявление диабета среди детского населения и своевременно начатые лечебно-профилактические мероприятия позволят улучшить качество жизни больных, переходящих во взрослую возрастную категорию. Для реализации этого комплекса мероприятий требуется дополнительная поддержка в виде специальных мероприятий в рамках настоящей Программы.

Важной задачей здравоохранения является оказание специализированной психиатрической помощи населению. Недостаточно развитая сеть кабинетов психотерапии, отсутствие специализированной психиатрической скорой помощи резко снижает возможности ранней диагностики психических и поведенческих расстройств и влияет на эффективность дальнейшего лечения.

Ежегодно около трехсот пациентов находятся на активном диспансерном наблюдении. Создание благоприятных условий содержания и лечения больных с пограничными и психическими расстройствами, оснащение психиатрической службы современным медицинским оборудованием будут способствовать улучшению качества оказания медицинской помощи этой группе пациентов.

Развитие и совершенствование лечебно-профилактической и санитарно- противоэпидемической помощи населению при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, эпидемиологического неблагополучия приобретает всё большее значение в условиях концентрации на территории Астраханской области большого количества опасных химических производств и технологий. Кроме того, сохраняется угроза возникновения наводнений, при которых затапливается более 65% территории области, где проживающие более 300 тысяч человек могут оказаться без крова, питьевой воды и продуктов питания, подвергнуться воздействию неблагоприятных метеорологических факторов, что будет способствовать массовому возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»