Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2001 года N 25

Об областной целевой Программе улучшения условий и охраны труда в Астраханской области на 2001-2003 годы

Утратило силу:

Постановление Губернатора Астраханской области от 17.05.2004 N 149 (НГР:RU30000200400215)

В соответствии с Федеральным Законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 N 125-ФЗ (НГР:RU0000R199803508), Федеральным Законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ (НГР:RU0000R199903615) и в целях обеспечения реализации государственной политики в области охраны труда, сохранения здоровья и жизни работников на производстве

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1.Утвердить областную целевую Программу улучшения условий и охраны труда в Астраханской области на 2001-2003 годы (прилагается).

2.Финансовому управлению Администрации области (Евлашев Н.Д.), департаменту социальной защиты населения Администрации Астраханской области (Наговицын В.А.) финансирование мероприятий, определенных Программой, осуществлять в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете на 2001 год на мероприятия по программе социальной защиты населения, с отнесением расходов на социальную политику (1800) по статьям "Прочие мероприятия в области социальной политики" (1806), "Прочие трансферты населению" (130330).

3.Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать и принять районные программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы.

4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации области Родненко И.В.

Глава Администрации области

А.П. Гужвин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Главы

Администрации области

от 26.01.2001 N 25

Областная целевая Программа улучшения условий и охраны труда в Астраханской области на 2001-2003 годы ПАСПОРТ областной целевой Программы улучшения условий и охраны труда в Астраханской области на 2001-2003 годы


Наименование Программы Областная целевая Программа улучшения условий и охраны труда в Астраханской области на 2001-2003 годы

Основания для принятия решения

о разработке Программы Федеральный Закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 N 125-ФЗ (НГР:RU0000R199803508); Федеральный Закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ (НГР:RU0000R199903615)

Заказчик Программы Администрация Астраханской области

Основной разработчик Программы Управление труда Администрации области

Исполнители и соисполнители

Программы Управление труда Администрации области, финансовое управление Администрации области, департамент социальной защиты населения Администрации области, государственная инспекция труда Астраханской области, союз промышленников и предпринимателей, объединение организаций профсоюзов, Астраханская областная общественная организация специалистов по охране труда, областной центр госсанэпиднадзора, Астраханский государственный технический университет, управление государственной противопожарной службы, департамент общего и профессионального образования Администрации области, Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, управление госэнергонадзора, Астраханский центр стандартизации, метрологии и сертификации, Астраханская государственная медицинская академия, органы местного самоуправления районов, городов и области, работодатели

Основные программные

мероприятия - правовое и нормативное обеспечение условий и охраны труда;

- организационно-методическое обеспечение условий и охраны труда;

- улучшение условий и охраны труда;

- технические мероприятия по охране труда;

- информационное обеспечение охраны труда, профессиональное образование, пропаганда

Ожидаемые конечные результаты

реализации Программы - совершенствование системы государственного управления охраной труда;

улучшение координации и методического руководства работой служб охраны труда;

снижение количества случаев производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, сохранение здоровья работающих и сокращение на этой основе государственных расходов по льготам и компенсациям работающим в неблагоприятных условиях труда

Контроль за реализацией Программы Администрация Астраханской области

Сроки реализации Программы 2001-2003 годы

1.Состояние условий и охраны труда в Астраханской области в 1997-1999 годах


Анализ состояния условий и охраны труда в Астраханской области за 1997-1999 годы и первое полугодие 2000 года показывает, что ситуация с охраной труда и здоровьем работающих, несмотря на некоторую стабилизацию и принимаемые меры, пока еще остается напряженной и не может не вызывать беспокойства.

На работах, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, занято около 15% всей численности работающих, пятую часть из них составляют женщины. Подвержены воздействиям повышенного уровня шума - 6,2%, повышенного уровня вибрации - 2,5% запыленности и загазованности воздуха - 9,1%. На оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, работает 0,06%, (в 1997 г. - 0,09%).

Наиболее неблагоприятные условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, отмечаются в следующих отраслях: машиностроении и металлообработке, электроэнергетике, рыбной промышленности и на транспорте. В последние годы число работающих, занятых тяжелым физическим трудом, колеблется в пределах 1,6-1,7%. Наибольший удельный вес по использованию тяжелого физического труда приходится на рыбную промышленность, машиностроение и металлообработку, работников строительного комплекса.

Несмотря на падение объемов производства, численность работников, которые пользуются компенсациями за работу в неблагоприятных условиях, продолжает оставаться в пределах 30 тысяч человек.

Очень важным показателем, характеризующим состояние охраны труда, является уровень производственного травматизма. На предприятиях области ежегодно страдает от несчастных случаев до 1000 человек. Уровень производственного травматизма (число пострадавших на 1000 работающих) в целом по области составляет 3,0 (в 1997 году - 3,1). Различен уровень производственного травматизма на предприятиях разных форм собственности. На предприятиях негосударственной формы собственности этот показатель выше.

Несмотря на принимаемые меры, в последние три года уровень производственного травматизма со смертельным исходом практически не изменяется. В 1999 году для 37 человек производственные травмы оказались смертельными (в 1998 г. - 37, в 1997 - 38).

К наиболее неблагополучным по числу несчастных случаев со смертельным исходом районам следует отнести Володарский, Ленинский и Советский. В 1999 году резко возрос травматизм в Икрянинском районе. Среди районов области в более выгодном положении по производственному травматизму остаются Енотаевский и Черноярский районы.

Неудовлетворительное состояние условий труда продолжает оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональных заболеваний. В ходе медицинского освидетельствования ежегодно более 50 человек признаются инвалидами с впервые установленным профессиональным заболеванием.

Показатель профзаболеваемости на 10000 работающих в 1997-1999 годах колеблется от 0,17 до 0,19. Однако регистрируемый уровень профессиональной заболеваемости не отражает истинного положения, т.к. имеют место значительных недовыявления больных с профессиональными заболеваниями из-за серьезных недостатков в организации и проведении медицинских осмотров, низкое качество которых обусловлено недостаточной обеспеченностью диагностическим оборудованием и слабой материально-технической базой лечебно-профилактических учреждений.

За последние годы в структуре профзаболеваний преобладают заболевания органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, вибрационная болезнь.

Профессиональные заболевания регистрировались на предприятиях легкой промышленности, агропромышленного комплекса, в судостроении, нефтехимической промышленности.

Анализ причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний свидетельствует о том, что в последние годы они практически не меняются. Это - высокая степень износа основных производственных фондов, нарушение правил их эксплуатации, низкая трудовая и производственная дисциплина, недостатки в обучении безопасным приемам труда, неприменение средств индивидуальной защиты и другие. Более половины всех несчастных случаев происходит из-за некомпетентных решений специалистов, незнания персоналом элементарных требований безопасности ведения работ. Перечисленные причины подтверждают необходимость особого внимания к вопросам подготовки, обучения и проверки знаний по охране труда работников, включая руководителей и специалистов.

Работа по обучению и проверке знаний руководителей и специалистов предприятий по вопросам охраны труда развернута в области с 1995 года в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.10.94 N 65.

В настоящее время в области зарегистрировано 3 учебных центра по обучению руководителей и специалистов по охране труда. Все они имеют разрешения от управления труда Администрации области на право проведения обучения и проверки знаний по охране труда.

За последние три года прошли обучение и проверку знаний по охране труда около 4000 руководителей и специалистов. Несмотря на очевидную важность вопросов обучения по охране труда, работа сдерживается незнанием или нежеланием некоторых руководителей предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, заниматься вопросами обучения в соответствии с требованиями законодательства по охране труда.

Для обеспечения единого государственного подхода и координации усилий по решению проблем охраны труда в области создан и действует координационный совет по охране труда при заместителе Главы Администрации области. Во всех районах области, кроме Енотаевского, при администрациях также созданы и работают координационные советы по охране труда.

Координационный совет принимает участие в разработке и реализации программ по улучшению условий и охраны труда в области, разрабатывает государственную концепцию и первоочередные меры по вопросам условий и охраны труда на предприятиях и в организациях, координирует деятельность государственных органов управления охраной труда и органов надзора и контроля за охраной труда на территории области, рассматривает состояние условий и охраны труда на конкретных предприятиях.

Вопросы условий и охраны труда периодически освещались в областных и районных средствах массовой информации.

С руководителями предприятий и представителями органов местного самоуправления районов проводились семинары-совещания по вопросам условий и охраны труда (Икрянинский, Красноярский, Камызякский, Ленинский, Советский районы).

Проводимый анализ фактического состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях области выдвигает необходимость разработки и реализации областной программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы.

Цель Программы


Признавая приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности, Программа предусматривает разработку и реализацию мероприятий по предупреждению несчастных случаев и сохранению здоровья работающих в процессе работы, а также сведение к минимуму причин опасностей, свойственных производственной среде.

Задачи Программы


К числу основных задач Программы относятся:

- разработка и создание нормативно-правовой базы для реализации Федерального Закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и государственных гарантий прав на охрану труда и необходимого уровня социальной защиты участвующих в трудовом процессе;

- разработка и реализация системы государственного управления охраной труда в области;

- контроль за соблюдением нормативно-правовых актов по условиям и охране труда, предоставлением работникам организаций предусмотренных законодательством льгот и компенсаций за тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда;

- совершенствование системы обучения и проверки знаний руководителей и специалистов в области условий и охраны труда;

- проведение совместных действий органов законодательной и исполнительной власти, контрольно-надзорных органов, профсоюзов и работодателей в решении задач улучшения условий и охраны труда на предприятиях области;

- содействие в проведении санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и ограничение профессиональных рисков, вызываемых загрязнением воздуха химическими веществами, шумом, вибрацией и другими вредными и опасными производственными факторами.

Механизм реализации Программы и контроль за ее выполнением


Программа направлена на реализацию основного права работающего - работу в условиях, безопасных для здоровья и жизни участника производственного процесса. Программой предусматривается повышение роли органов местного самоуправления в создании областной системы безопасности труда в Астраханской области, совершенствование правового и нормативного обеспечения безопасных условий труда, осуществление обязательной экспертизы проектов строящихся, реконструируемых, технически перевооружаемых предприятий.

Механизм реализации Программы предусматривает разграничение полномочий и ответственности Администрации области, городских и районных администраций, контрольно-надзорных органов, предприятий и организаций в реализации мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда в области.

Функции координации и контроля за выполнением Программы возлагаются на управление труда Администрации области.

Отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы ежегодно представляются в Администрацию области управлением труда.

Оценка ожидаемого эффекта


В результате реализации Программы получит свое развитие и совершенствование областная система государственного управления охраной труда, нормативно-правовая база улучшения охраны труда, механизм экономического стимулирования мероприятий по охране труда и здоровья работающих.

Программа сформирована и реализуется как единый комплекс организационных, методических, производственных, санитарно-гигиенических, учебно-пропагандистских и других мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.

Предприятия и организации, осуществляющие меры по улучшению условий и охраны труда, получат экономический эффект за счет сокращения штрафов за нарушение требований действующего законодательства.

Весь комплекс мероприятий обеспечит снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и уменьшит расходы по компенсации потерь здоровья в результате производственной деятельности. Реализация Программы призвана создать благоприятные предпосылки для снижения смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ областной целевой Программы улучшения условий и охраны труда в Астраханской области на 2001-2003 годы


п/п

Наименование мероприятий

Финансовые затраты

Сроки проведения работ

Исполнители

Всего тыс. руб.

тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

1. Правовое и нормативное обеспечение условий и охраны труда

1.

Разработка и представление на утверждение Главе Администрации области проекта положения о государственной системе управления охраной труда в Астраханской области

-

-

2001

Управление труда Администрации области

2.

Разработка и представление к рассмотрению в Администрацию области проекта участия органов исполнительной власти в расследовании несчастных случаев на производстве

-

-

2001

Управление труда Администрации области, государственная инспекция труда области

3.

Разработка положения об административно-общественном контроле по охране труда на предприятиях

-

-

2002

Астраханский государственный технический университет

4.

Методическое обеспечение и контроль за наличием в уставах, соглашениях и коллективных договорах предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности раздела по охране труда и предусмотрением в них компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда. При проведении уведомительной регистрации колдоговоров и соглашений рекомендовать сторонам совершенствовать формы и методы социального партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений

-

-

2001-2003

Управление труда Администрации области, администрации районов, городов, области, объединение организаций профсоюзов, работодатели

5.

Разработка областной Программы улучшения условий и охраны труда на 2004-2006 годы

2,0

2,0

2003

Управление труда Администрации области, государственная инспекция труда области, областной центр госсанэпиднадзора, союз промышленников и предпринимателей, объединение организаций профсоюзов, работодатели

6.

Разработка районных целевых программ по улучшению условий и охраны труда на 2004-2006 годы

-

-

2003

Управление труда Администрации области, администрации районов, городов и области, работодатели

2. Организационно-методическое обеспечение условий и охраны труда

7.

Содействие в создании в организациях всех форм собственности служб охраны труда, необходимых условий для их работы

-

-

2001-2003

Управление труда Администрации области, государственная инспекция труда области

8.

работодателям в проведении аттестации рабочих мест по охране труда, в разработке рекомендаций по устранению выявленных в ходе аттестации недостатков

6,0

2,0

2003

Управление труда Администрации области, работодатели

3. Улучшение условий и охраны труда

9.

Организация и проведение заседания "круглого стола" с участием представительной и законодательной власти города и области, заинтересованных организаций по выполнению Федерального Закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

2,0

2,0

2001

Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, управление труда Администрации области, государственная инспекции труда области

10

Осуществление государственной экспертизы условий труда при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов

60,0

20,0

2003

Управление труда Администрации области

11.

Выдача заключений о соответствии лицензионной деятельности организаций (физ. Лиц) условиям безопасности труда

6,0

2,0

2003

Управление труда Администрации области

12.

Проведение аттестации постоянных рабочих мест производств в соответствии с постановлением Минтруда России N 12 от 14.03.97 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда" Осуществление контроля за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда

За счет средств предприятий и организаций

2001-2003

Управление труда Администрации области, работодатели

13.

Проведение обязательного противопожарного страхования предприятий с иностранными инвестициями, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории Астраханской области, объектов особой важности, жизнеобеспечения и с массовым пребыванием людей, предприятий со взрыво- и пожароопасными технологическими производствами

-

-

2001-2003

Управление государственной противопожарной службы

14.

Комплектование передвижной лаборатории ЛОТ-2 приборами и оборудованием для замеров вредных производственных факторов на рабочих местах, предусматривая поверку приборов в центре стандартизации, метрологии и сертификации и приобретение расходных материалов

60,0

20,0

2003

Управление труда Администрации области

15.

Проведение комплексных проверок условий и охраны труда на предприятиях области

60,0

20,0

2003

Управление труда Администрации области, государственная инспекция труда области, областной центр госсанэпиднадзора

16.

Организация и проведение заседаний координационного совета по вопросам охраны труда в соответствии с Положением о координационном совете

6,0

2,0

2003

Управление труда Администрации области, государственная инспекция труда области, комитет природных ресурсов области, работодатели

17.

Анализ выполнения мероприятий по охране труда, включенных в трехстороннее соглашение и коллективные договоры на трехсторонней комиссии, координационном совете по охране труда

-

-

2001-2003

Администрация Астраханской области, объединение организаций профсоюзов, союз промышленников и предпринимателей

18.

Реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда обучающихся и педагогического персонала, предусмотренных в проектах основных программных мероприятий Программы развития образования в Астраханской области на 1999-2005

-

-

2001-2003

Департамент общего и профессионального образования Администрации области

19.

Приведение рабочих мест, связанных с выполнением тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых используется труд женщин, в соответствие с требованием СанПин 2.2.0-555-96

-

-

2001-2003

Работодатели, областной центр госсанэпиднадзора

20.

Организация и проведение периодических медицинских осмотров работающих во вредных условиях труда с целью выявления профессиональных заболеваний

-

-

2001-2003

Областной центр госсанэпиднадзора, работодатели

4. Технические мероприятия по охране труда

21.

Проведение ежегодной перерегистрации электротехнических лабораторий, функционирующих в Астраханской области

-

-

2001-2003

Управление госэнергонадзора

22.

Проверка соответствия бытовых импортных электроприборов, реализуемых через магазины, на соответствие стандартам России по электробезопасности

-

-

2001-2003

Астраханский центр стандартизации, метрологии и сертификации, управление госэнергонадзора

23.

Проведение ежегодных профилактических испытаний электроустановок жилых домов, учреждений образования, гостиниц, больниц и других организаций с большим скоплением людей на соответствие стандартам электробезопасности

Собственные средства предприятий

2001-2003

Специализированные лаборатории, имеющие аттестат аккредитации госстандарта России, работодатели

5. Информационное обеспечение охраны труда, профессиональное образование, пропаганда

24.

Выдача разрешений специализированным организациям на обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, организаций

-

-

2001-2003

Управление труда Администрации области

25.

Организация контроля за качеством обучения в специализированных организациях, получивших разрешения на обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий

-

-

2001-2003

Управление труда Администрации области, государственная инспекция труда области

26.

Обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений

240,0

80,0

2003

Специализированные организации, получившие разрешение на обучение и проверку знаний по охране труда, управление труда Администрации области

27.

Проведение в организациях области независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности обучения работодателей и работников вопросам подготовки, принятия и контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений, уделяя при этом большое внимание вопросам условий и охраны труда

2001-2003

Управление труда Администрации области

28.

Обучение работников всех профессиональных категорий мерам пожарной безопасности на базе специализированного предприятия "ФПБ-Астрахань"

2001-2003

Управление государственной противопожарной службы

29.

Повышение квалификации ведущих специалистов и заместителей глав районных и городских администраций по социально-экономическим вопросам по направлению "Управление охраной труда в районе, городе и области"

2001-2003

АГТУ, АГМА, государственная инспекция труда области, управление труда Администрации области

30.

Организация и проведение на территории области семинаров-совещаний по вопросу условий и охраны труда (в том числе выездные)

30,0

10,0

2003

Управление труда Администрации области, государственная инспекция труда области, администрации районов, городов и области

31.

Проведение совещаний по технике безопасности с участием администраций районов и энергопотребителей

2001-2003

Администрации районов, городов и области, управление госэнергонадзора

32.

Обеспечение повышения квалификации руководителей всех предприятий (в первую очередь предприятий частной формы собственности) в направлении "Управление охраной труда на предприятии" и "Обеспечение административно-общественного контроля за улучшением и охраной труда на предприятии"

-

-

2001-2003

АГТУ, АГМА, государственная инспекция труда области, управление труда Администрации области

33.

Информирование населения через средства массовой о состоянии условий и охраны труда на предприятиях области, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

-

-

2001-2003

Управление труда Администрации области, государственная инспекция труда области, областной центр госсанэпиднадзора, администрации муниципальных образований, средства массовой информации

34.

Информирование руководителей предприятий об изменениях и дополнениях в законодательстве об охране труда

6,0

2,0

2003

Управление труда Администрации области, государственная инспекция труда области, региональное отделение Фонда социального страхования

35.

Проведение семинара ответственных должностных лиц и руководителей образовательных учреждений на тему: "Значение условий и охраны труда в соблюдении условий лицензируемой деятельности образовательных учреждений"

-

-

2002

Департамент общего и профессионального образования Администрации области

36.

Подготовка и издание памятки руководителю государственного образовательного учреждения об охране труда

-

-

2001

Департамент общего и профессионального образования Администрации области

37.

Подготовка ежегодных докладов о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда

-

-

2001-2003

Управление труда Администрации области, государственная инспекция труда области

38.

Организация и проведение областного совещания по условиям и охране труда

30,0

30,0

2003

Управление труда Администрации области, государственная инспекция труда области, объединение организаций профсоюзов, работодатели

ИТОГО:    508,0   508,0   2001-2003

в том числе 2001 год  160,0   160,0  2001

   2002 год  158,0   158,0  2002

   2003 год  190,0   190,0  2003

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»