ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2000 года N 93
Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2000-2010 годы"
(Утратил силу:
постановление Губернатора Астраханской области от 22.12.2008 N 656 НГР:RU30000200801303)
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 292 "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения" и постановления Главы Администрации области от 31.07.98 N 319 "О разработке областной целевой программы "Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2000-2010 годы"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить областную целевую программу "Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2000-2010 годы" (прилагается).
2. Определить государственными заказчиками областной целевой Программы ГУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации области" и ГП "Астраханские сельскохозяйственные водопроводы", генеральным проектировщиком - ОАО "Астрахангипроводхоз".
3. Комитету экономики и инвестиционной политики (Максимова), финансовому управлению (Евлашев) Администрации области при формировании бюджета в течение всего периода реализации включать Программу в перечень областных целевых программ и предусматривать финансирование ГУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации области" и ГП "Астраханские сельскохозяйственные водопроводы" в пределах ассигнований, пpeдycмaтpивaeмых на эти цели в областном бюджете.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации области Глазкова А.П.
Глава Администрации области
А.П. Гужвин
Постановление Главы
Администрации области
от 13 марта 2000 года N 93
Областная целевая программа
"Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2000-2010 годы"
Наименование программы | - Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2000-2010 годы |
Основание для разработки программы | Постановление Главы Администрации области от 31.07.98 N 319 "О разработке областной целевой программы "Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2000-2010 годы" |
Государственный заказчик | - ГП "Астраханские сельскохозяйственные водопроводы" |
Разработчик программы | - ОАО "Астрахангипроводхоз" |
Соисполнители | Комитет природных ресурсов по Астраханской области |
Цели и задачи программы | - охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения. |
Важнейшие целевые показатели | Восстановление, охрана и рациональное использование водных объектов |
Этапы, сроки реализации программы | В I этапе выделены первоочередные мероприятия на 2000 год. |
Объемы и источники финансирования | - другие внебюджетные источники - 194,102 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Восстановление и охрана водных объектов - источников хозяйственно- питьевого водоснабжения. |
Реализация программы и контроль за ходом ее выполнения | - Реализация программы осуществляется на основе контрактов (договоров) между государственным заказчиком и исполнителями программных мероприятий. Контроль за ходом выполнения программы осуществляют ГУ "Астраханжилкомхоз" и ГП "Астраханские сельскохозяйственные водопроводы". |
Областная целевая программа "Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2000-2010 годы" разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 292 "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения", постановления Главы Администрации Астраханской области от 31.07.98 N 319 "О разработке областной целевой программы "Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2000-2010 годы".
При разработке Программы были использованы:
- Федеральная целевая программа "Возрождение Волги";
- Федеральная целевая программа "Комплексное развитие , территории Российской Федерации, прилегающей к Каспийскому морю", разделы "Расселение и социальная сфера" и "Развитие агропромышленного комплекса";
- предложения управления архитектуры, строительства и стройиндустрии Администрации области, департамента сельского хозяйства и продовольствия Администрации области, предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, комитета природных ресурсов по Астраханской области; органов местного самоуправления районов области;
- материалы обследования источников водоснабжения городскими и районными службами Госсанэпиднадзора и другие;
- проработки ОАО "Астрахангипроводхоз" прошлых лет:
- ТЭО сельскохозяйственного водоснабжения Астраханской области (1975 г.);
-схема сельскохозяйственного водоснабжения Астраханской области (1987 г.);
-материалы инвентаризации существующих систем сельскохозяйственного водоснабжения в сельских населенных пунктах Астраханской области (1993 г.).
Областная целевая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке региональных программ обеспечения населения питьевой водой (Москва-1998 г.) и концепцией государственной политики устойчивого водопользования в Российской Федерации (Москва - 1998 г.).
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ
Астраханская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины в пределах северо-западной части Прикаспийской низменности, Волго-Ахтубинской поймы и дельты р. Волги, занимает площадь 44,1 тыс. км2, в т.ч. сельхозугодья - 36,5 тыс. км2. Административный центр области - г. Астрахань.
На территории Астраханской области проживает 1190 тыс. человек, в т. ч. городское население - 917 тыс человек, сельское население - 273 тыс. человек. В пределах области насчитывается 6 городов, 11 поселков городского типа, 421 сельский населенный пункт.
Астраханская область занимает достаточно важное место в системе производственных и стратегических интересов России и ее народнохозяйственном комплексе. Это определяется природными, социально-экономическими, политическими факторами и историческими традициями.
Однако, несмотря на это, она существенно отстает от среднего российского уровня в плане решения основных социальных задач. Особенно велико отставание в сфере коммунальных услуг, и, в первую очередь, обеспечении населения качественной питьевой водой.
Основные проблемы обеспечения населенных пунктов Астраханской области питьевой водой состоят в следующем:
1. Существенная неоднородность по обеспеченности водой определена тем, что поверхностными водоисточниками в области являются реки с их многочисленными рукавами и протоками, ильмени и другие поверхностные воды.
Основными водотоками в пределах Астраханской области являются реки Волга и Ахтуба. В дельте Волги перед впадением ее в Каспийское море насчитывается более 200 протоков и ериков, которые одновременно являются водоисточниками для сельских населенных пунктов, расположенных в этой части области.
Юго-западная часть области характеризуется многочисленным количеством подстепных ильменей. Пополнение их водой осуществляется по водным трактам искусственно с помощью каскада водопроводных насосных станций в основном мелиоративного назначения, которые в настоящее время из-за отсутствия финансирования не действуют.
Подземные источники водоснабжения в общем объеме потребляемой воды составляют незначительный процент и до настоящего времени не нашли широкого применения в связи с ограниченностью разведанных запасов подземных пресных вод.
2. Качество поверхностных источников формируется под воздействием вышележащих водохранилищ, коммунально-бытовых и промышленных стоков городов, дренажно-сбросных вод с орошаемых земель, промышленных стоков рыбного хозяйства и речного флота. Действующие очистные сооружения канализации работают не всегда эффективно. Очистке подвергается лишь около 50 процентов забираемой воды для хозяйственно-питьевых нужд, поэтому в Волгу сбрасываются недостаточно очищенные стоки, содержащие нефтепродукты, фенолы, тяжелые металлы.
3. Бактериальное загрязнение поверхностных источников водоснабжения превышает нормативные показатели, в особенности по органолептическим свойствам.
Так, отклонение по нормативным показателям ГОСТ 2874-82 и СаНПиН 2.1.4.559-96 в процентах от количества стандартных проб составляет в Астрахани 8%, Володарском районе - 46%, Черноярском районе - 54%.
Все это обусловлено существующей традиционной выгребной системой канализации, отсутствием очистных сооружений канализации или водопровода, что приводит к замыканию путей миграции загрязнителей (бактериальных, паразитарных): выгребная система канализации - грунтовые воды - водоем - вода для питьевых целей.
Все это усугубляется периодическим затоплением и подтоплением территорий населенных пунктов.
4. До 50 процентов сельского населения пользуется водой без какой-либо предварительной очистки, более 50 процентов сел и поселков области не имеют централизованного водоснабжения с водоподготовкой, а около 10 процентов -пользуются привозной водой.
Так, в сельских населенных пунктах Камызякского, Лиманского, Приволжского районов с населением 44 тыс. человек одна и та же разводящая сеть используется как для технического, так и питьевого водоснабжения.
Из-за отсутствия комплекса водопроводных очистных сооружений особенно неблагоприятная ситуация по обеспечению питьевой водой сложилась в Наримановском, Икрянинском, Черноярском и Енотаевском районах области, где проживает около 150 тыс. человек.
В 10 населенных пунктах Володарского, 7 - Харабалинского, 5 -Наримановского, 14 - Икрянинского районов отсутствует питьевой водопровод.
Количественный дефицит в питьевой воде по районам области на современном этапе составляет 160 тыс.м3/сутки. Основная нагрузка падает на групповые водопроводы. К сожалению, строительство их в Черноярском и Икрянинском районах не завершено. Такие районы, как Красноярский, Приволжский, Енотаевский имеют лишь примитивные локальные водозаборы, где полностью отсутствуют водопроводные очистные сооружения.
Существующие групповые водопроводы в Ахтубинском, Камызякском, Харабалинском районах требуют расширения водопроводных сооружений, т.к. дефицит питьевой воды в них составляет около 40 тыс. м3/сутки.
Достаточно остро в Астраханской области стоит Проблема износа сетей и водопроводных сооружений, износ которых в целом по области составляет от 40 до 100 процентов.
Ни в г. Астрахани, ни в одном районном центре нет резерва питьевой воды на случай чрезвычайной ситуации.
Ежегодный прямой ущерб народному хозяйству области от неудовлетворительного состояния поверхностных водоисточников, вызванный антропогенным загрязнением последних, составляет десятки миллионов рублей, а ущерб от недостаточного развития систем водоснабжения на порядок выше.
Для решения вышеуказанных проблем водообеспечения населения области питьевой водой необходим программный подход, который позволит стабилизировать и значительно улучшить водоснабжение области в перспективе до 2010 года.
Прежде всего, необходимо стимулирование инвестиций в объекты, связанные с экономичными и эффективными способами водоснабжения. Приоритетное финансирование Программы должно быть направлено на улучшение водообеспечения сельских населенных пунктов.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Основными целями областной целевой программы "Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2000-2010 годы" являются: улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве; улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в Астраханской области; охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.
Для достижения этих целей Программой предусматриваются следующие мероприятия:
- предотвращение загрязнения поверхностных источников водоснабжения (рек, проток и водных трактов) и обеспечение их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям;
- повышение эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий;
- совершенствование технологии обработки воды на водоочистных станциях с внедрением новых загрузочных материалов для фильтров, электролизного обеззараживания воды и применения контактных осветлителей и компактных установок;
- развитие систем забора и транспортировки воды;
- развитие нормативно-правовой базы и хозяйственного механизма водопользования с введением систем учета воды, стимулирующего экономию питьевой воды.
Объемы финансирования и этапы реализации этих мероприятий, объединенных по направлениям, приведены в таблице 1.1.
Программные мероприятия по обеспечению населения Астраханской области питьевой водой намечается осуществить в течение 11 лет с 2000 до 2010 года. По срокам реализации Программа относится к долгосрочным программам.
Реализация Программы намечается в два этапа: 1-й этап - 2000-2005 годы и 2-й этап - 2006-2010 годы. В составе 1-го этапа выделяются первоочередные мероприятия со сроком их реализации в 2000 году.
Объемы и источники финансирования мероприятий по программе "Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2000-2010 годы'
млн.руб,(в ценах 1998 г.)
Наименование | 2000 год | 2001 - 2005 годы | 2006-2010 годы | Всего | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Направлений | Стои | В том числе | Стои- | В том числе: | Стои- | В том числе | Стои- | В | том числе: | ||||||||||||||||||||||||||||||
Работ и Источник финансирования | мость | Капи-тальные-вложения | Прочие текущ затраты | мость | Капитальные вложения | прочие текущ. затраты | мость | Капитальные вложения | прочие текущ. затраты | мость | Капитальные вложения | прочие текущ. затраты | |||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |||||||||||||||||||||||
3.1. Развитие систем водоснабжения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего: | 57,806 | 49,472 | 1,41 | 6.92 | 652,262 | 562,237 | 8,61 | 81,415 | 345,204 | 297,545 | 6,239 | 41.42 | 1055,272 | 909,258 | 16,259 | 129,755 | |||||||||||||||||||||||
в т.ч. по источникам финансирования: - федеральн. бюджет | 17,781 | 17,101 | 0,11 | 0,57 | 54,752 | 47,165 | 0,73 | 6,857 | 29,259 | 25,234 | 0,515 | 3,51 | 101,792 | 89,5 | 1,355 | 10,937 | |||||||||||||||||||||||
- областной бюджет | 4,788 | 2,218 | 0,44 | 2,13 | 199,644 | 172,115 | 2,63 | 24,899 | 105,332 | 90,777 | 1,915 | 12,64 | 309,764 | 265,111 | 4,985 | 39,669 | |||||||||||||||||||||||
- ср-ва предприятий | 3,427 23,132 | 2,937 19,792 | 0,08 0,57 | 2,77 | 39,126 260,918 | 33,716 224,926 | 0,51 3,45 | 4,90 32,542 | 20,772 138,059 | 17,902 118,994 | 0,38 2,495 | 2,49 16,57 | 63,325 422,109 | 54,555 363,712 | 0,97 6,515 | 7,80 51,882 | |||||||||||||||||||||||
- др. внебюд. источ. | 8,678 | 7,428 | 0,21 | 1,04 | 97,822 | 84,315 | 1,29 | 12,217 | 51,782 | 44,638 | 0,934 | 6,21 | 158,282 | 136,38 | 2,434 | 19,467 | |||||||||||||||||||||||
3.2. Охрана и восстановление водных объектов - источников питьевого водоснабжения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего: | 0,96 | 0,92 | 0.01 | 0,03 | 20,88 | 20,38 | 0.14 | 0,3 | 158,9 | 133,9 | 4,39 | 20,64 | 180.7 | 155,13 | 4,54 | 21,03 | |||||||||||||||||||||||
в т.ч. по источникам финансирования: - федеральн. бюджет | 0,358 | 0,354 | 0,001 | 0,003 | 1,88 | 1,835 | 0,015 | 0,03 | 12,05 | 0,40 | 1,85 | 16,538 | 14,238 | 0,41 | 1,89 | ||||||||||||||||||||||||
- областной бюджет | 0,01 | - | 0,002 | 0,01 | 6,26 | 6,11 | 0,05 | 0,10 | 47.67 | 40,17 | 1,32 | 6,2 | 53,932 | 46,262 | 1,36 | 6,31 | |||||||||||||||||||||||
- ср-ва предприятий | 0,06 0,38 | 0,058 0,364 | 0,001 0,004 | 0,001 0,012 | 1,25 8,35 | 1,22 8,15 | 0,005 0,05 | 0,025 0,15 | 9,53 63,56 | 8,03 53,56 | 0,26 1,76 | 1,24 8,25 | 72,27 | 9,31 62,05 | 0,27 1,82 | 1,26 8,41 | |||||||||||||||||||||||
- др. внебюд. источ. | 0,15 | 0,144 | 0,002 | 0.004 | 3,13 | 3,06 | 0,02 | 0,055 | 23,84 | 20,1 | 0,65 | 3,1 | 27.1 | 23,27 | 0.68 | 3.15 | |||||||||||||||||||||||
3.3. Мониторинг водных объектов - источников питьевого водоснабжения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего: | 2,74 | 2.4 | 0.34 | 28,55 | 24,45 | 4,1 | 15,03 | 12.8 | 2,23 | 46,32 | 39,65 | 6,67 | |||||||||||||||||||||||||||
в т.ч. по источникам финансирования: - федеральн. бюджет | 0,97 | 0,94 | 0,03 | 2,57 | 2,2 | 0,37 | 1,35 | 1,15 | 0,2 | 4,89 | 4,29 | - | 0,6 | ||||||||||||||||||||||||||
- областной бюджет | 0,1 | - | 8,57 | 7,34 | 1,23 | 4,51 | 3,84 | - | 0,67 | 13,18 | 11,18 | - | 2,0 | ||||||||||||||||||||||||||
- ср-ва предприятий | 0,16 1,1 | 0,14 0,96 | 0,02 0,14 | 1,71 11,42 | 1,47 9,78 | - | 0,24 1,64 | 0,90 6,01 | 0,77 5,12 | - | 0,13 0,89 | 2,77 18,53 | 2,38 15,86 | - | 0,39 2,67 | ||||||||||||||||||||||||
- др. внебюд. источ. | 0,41 | 0,36 | 0,05 | 4,28 | 3,67 | 0,62 | 2.26 | 1,92 | 0,34 | 6,95 | 5,95 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||||||
3.4. Научно-техническое и нормативно-правовое обеспечение Программы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего: | 0,35 | 0.3 | 0,01 | 0,04 | 7,65 | 6,45 | 0,20 | 1,0 | 3,8 | 3,25 | 0,09 | 0,46 | 11,8 | 10,0 | 0,3 | 1,5 | |||||||||||||||||||||||
в т.ч. по источникам финансирования: - областей бюджет | 0,02 | _ | 0,004 | 0,016 | 2,98 | 2,52 | 0,078 | 0,39 | 1,48 | 1,27 | 0,035 | 0,18 | 4,48 | 3,78 | 0,115 | 0,585 | |||||||||||||||||||||||
- ср-ва предприятий | 0,13 0,14 | 0,13 0,12 | 0,001 0,004 | 0,002 0,016 | 0,46 3,06 | 0,39 2,58 | 0,012 0,08 | 0,06 0,40 | 0,23 1,52 | 0,20 1,30 | 0,005 0,036 | 0,03 0,18 | 0,83 4,72 | 0,72 4,0 | 0,020 0,120 | 0,090 0,600 | |||||||||||||||||||||||
- др. внебюд. источ. | 0,06 | 0,05 | 0,001 | 0,006 | 1,15 | 0,97 | 0,03 | 0,15 | 0,57 | 0.48 | 0,014 | 0,07 | 1,77 | 1,5 | 0,045 | 0,225 | |||||||||||||||||||||||
Всего по источ. финансир. меропр-й программы: | 61,852 | 53,092 | 1,43 | 7,33 | 709,342 | 613,517 | 8,95 | 86,875 | 522,934 | 447,429 | 10,719 | 64,75 | 1294,092 | 1114,038 | 21,099 | 158,955 | |||||||||||||||||||||||
в т.ч. по источникам финансирования: - федеральн. бюджет | 19,109 | 18,395 | 0,129 | 0,660 | 63,841 | 55,215 | 0,806 | 7,821 | 47,064 | 40,269 | 0,965 | 5,830 | 123,22 | 108,028 | 1,90 | 14,31 | |||||||||||||||||||||||
- областной бюджет | 4.918 | 2,218 | 0,428 | 2,199 | 212,815 | 184,075 | 2,697 | 26,055 | 156,837 | 134,222 | 3,220 | 19,42 | 381,356 | 326,333 | 6,327 | 47,681 | |||||||||||||||||||||||
- бюджет муниципального образования - ср-ва предприятий | 3,777 24,752 | 3,265 21,236 | 0,082 0,578 | 0,431 2,938 | 42,546 283,748 | 36,796 245,436 | 0,527 3,58 | 5,225 36,772 | 31,432 209,149 | 26,902 178.974 | 0,645 4,291 | 3,890 25,89 | 77,765 517,629 | 66,965 445,612 | 1,258 8,455 | 9,540 63,562 | |||||||||||||||||||||||
- др. внебюд. источ. | 9.288 | 7,982 | 0.213 | 1.10 | 106.382 | 92.015 | 1.340 | 13.022 | 78.452 | 67.138 | 1.598 | 9.720 | 194.102 | 167.101 | 3,159 | 23.842 |