ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2006 года N 224-П
О концепции отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы"
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 10.12.2010 N 542-П)
В соответствии с Законом Астраханской области "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" (НГР:RU30000200400466), постановлением Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 N 281 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:RU30000200300244)
Правительство Астраханской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы" (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы" агентство по делам молодежи Астраханской области.
3. Агентству по делам молодежи Астраханской области (Резаков М.Р.) в месячный срок разработать отраслевую целевую программу "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы" и внести ее на одобрение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Астраханской области
А.А. Жилкин
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 11.07.2006 N 224-П
Концепция отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы"
Укрепление и развитие системы отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в новых современных условиях представляет собой один из существенных моментов государственной социальной политики.
Программа организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи реализуется на территории Астраханской области с 1996 года, данная программа является продолжением программных мероприятий Правительства Астраханской области, администраций муниципальных образований, исполнительных органов Астраханской области, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания, закаливание организма, занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни. За период реализации программы наметилась тенденция к ежегодному увеличению количества оздоравливаемых детей, расширению форм отдыха (2004 год - 143 349 человек, 2005 год - 147 772 человека, 2006 год - более 148 000 человек). Отличительными чертами предыдущего этапа стали:
- организация круглогодичного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
- приоритетная организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
Категории | 2004 год | 2005 год | |
- организация культурно-досуговой деятельности, обеспечивающей полезное и интересное проведение детьми, подростками и молодежью свободного времени, их духовно-нравственное развитие (2004 год - 27 000 человек, 2005 год - 42 116 человек);
- развитие творческой и социальной активности юных граждан (2004 год - 10 825 человек, 2005 год - 16 334 человека);
- создание условий по предупреждению правонарушений среди детей, подростков и молодежи, особенно в каникулярный период;
- организация временной занятости подростков и молодежи (2004 год - 56 716 человек, 2005 год - 57 942 человека);
- информационно-методическое и профессионально-кадровое обеспечение летнего отдыха подростков и молодежи.
Вместе с тем остро обозначились проблемы, необходимость решения которых встает перед данной программой, в том числе оздоровление детей-сирот, слабое развитие детского выездного туризма, отсутствие комплекса мер по охвату молодежи, прежде всего студенческой, организованными формами отдыха.
Данная программа призвана содействовать дальнейшей стабилизации в одной из важнейших сфер социальных интересов населения, укреплению и развитию системы детского, молодежного и семейного отдыха, решению обозначенных проблем.
Происходящие изменения в детской и молодёжной среде привели к необходимости координации усилий по различным направлениям деятельности в интересах детства и молодёжи. С этой точки зрения представляют интерес действующие программы по обеспечению защиты прав детей и молодёжи, гарантированности сохранения физического, психологического и социального здоровья подрастающего поколения. Осуществляемая политика по совершенствованию системы оздоровления и отдыха детей и молодёжи может оцениваться как последовательная и целесообразная. В конце 90-х годов данная проблема выдвинулась в разряд приоритетных. Документы и нормативно-правовые акты, разработанные в ходе реализации областных целевых программ "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области" с 1996 года, заложили реальную основу для принципиального изменения подходов и обеспечения занятости, развивающей деятельности и полноценного восстановления здоровья детей во внеучебное время.
Процессы, которые традиционно определялись как эпизодические, ограниченные во времени, фрагментарные ("летняя оздоровительная кампания", "каникулярный отдых"), рассматриваются сегодня как целостное социальное явление, единый непрерывный процесс организации оздоровления и отдыха различных категорий детей и молодёжи как в каникулярное время, так и в течение всего года.
Изменение социальной структуры общества повлекло за собой и структурные изменения в сфере организации детского и молодёжного отдыха. Можно выделить две тенденции в развитии данного сектора общественной жизни:
- расширение возможностей оздоровления и отдыха (появление новых видов услуг, возникновение учреждений отдыха нового типа, в том числе различных видов собственности);
- сокращение традиционных форм отдыха (загородные детские лагеря предприятий, поездки учащихся за пределы области).
В связи с недоступностью некоторых форм отдыха для большей части населения остро стоит вопрос о разработке программы обеспечения оздоровления и отдыха детей из малообеспеченных семей, а также необходимости более полного использования существующих моделей организации детского и молодёжного отдыха с применением новых вариантов этого рода деятельности.
На протяжении многих лет сфера детского отдыха обозначается как приоритетная. Ценность и необходимость обеспечения системы восстановления физического, психологического и социального здоровья детей понимаются как первоочередная задача специалистами различных профессий, в том числе педагогами, медиками, социальными работниками. Закреплено представление о сфере отдыха как неотъемлемой, хотя и специфической по содержанию, части учебно-воспитательного процесса детей и подростков.
Разрабатываются и получают распространение в широкой практике вариативные программы (в том числе экспериментального характера) по различным направлениям деятельности. Апробируются инновационные педагогические технологии и принципиально новые механизмы взаимодействия между различными субъектами организации отдыха детей и молодёжи в условиях, которые диктуются становлением рыночных отношений в экономике.
Однако в последние годы сокращаются учреждения организации отдыха и оздоровления и, как следствие, возникают серьёзные социальные явления: вне поля внимания взрослых во внеучебное время остаётся огромное число детей и молодёжи. Необеспеченность организации досуга приводит к стихийным негативным проявлениям в детской и молодежной среде, что, в свою очередь, ведёт к безнадзорности, росту и снижению возрастных границ преступности и заболеваемости, а также включению подростков в состав криминогенных группировок, групп риска.
Анализ финансирования летнего оздоровления детей-сирот показывает, что если в 2004 году на эти цели по программе было выделено 19 115,0 тыс.руб., в 2005 году - 18 493,0 тыс.руб., то в 2006 году - 17 000,0 тыс.руб. Таким образом, на летнее оздоровление детей-сирот только на оплату путевок ведомственным здравницам недостает в 2006 году 100,0 тыс.руб. при условии сохранения действующих в настоящее время цен на путевки. Несмотря на то, что заработная плата обслуживающего персонала и питание детей-сирот предусмотрены из средств текущего финансирования, для организации летнего оздоровления данной категории детей необходимы финансовые средства на организацию культмассовой, спортивной и оздоровительной работы, которые не нашли отражения в областном бюджете 2006 года. Потребность на эти цели составляет около 880,0 тыс.руб.
Организация работы по обеспечению детского и молодежного отдыха в Астраханской области характеризуется стремлением найти оптимальные формы в условиях противоречия между ограниченностью возможностей и необходимостью удовлетворить потребности максимального количества нуждающихся. В последние годы возрастает число детей, подростков и молодежи, охваченных летней оздоровительной кампанией. Каждый ребенок школьного возраста имеет возможность принять участие в одной из форм оздоровления и отдыха. Это происходит благодаря развитию таких малозатратных форм организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, как палаточные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, палаточные лагеря на базе воинских частей, туристические походы, поездки.
Некоторые из этих форм отдыха и оздоровления не являются оптимальными и сложились в целях компенсирования дефицита финансовых возможностей. Альтернативой лагерям с дневным пребыванием могут быть палаточные лагеря, туристические походы и другие малозатратные виды отдыха.
Основной целью программы является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для полноценного отдыха, оздоровления, творческого досуга и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области, создание социальной инфраструктуры, способствующей их воспитанию и развитию.
Задачи программы:
- создание финансово-экономических, организационных, медицинских, социальных и правовых механизмов, обеспечивающих стабилизацию и развитие системы оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи;
- создание условий для сохранения и дальнейшего развития учреждений оздоровления и отдыха, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность детей, подростков и молодежи;
- создание условий для выполнения санитарно-гигиенических норм и правил, эпидемиологической и противопожарной безопасности;
- создание условий, обеспечивающих у детей, подростков и молодежи охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, текущее медицинское обслуживание, закаливание организма, режим питания, формирование навыков здорового образа жизни;
- создание условий для развития творческого потенциала детей в сфере художественной, научно-технической, социально-педагогической, туристско-краеведческой направленности;
- создание условий для развития сферы молодежного отдыха, дальнейшие развитие массовых видов спорта и туризма, поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- создание и реализация государственного заказа для организации оздоровления и летнего отдыха детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей из семей вынужденных переселенцев, подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел;
- организация культурно-досуговой деятельности, обеспечивающей разумное и полезное проведение детьми, подростками и молодежью свободного времени, их духовно-нравственное развитие;
- создание условий по предупреждению правонарушений среди детей, подростков и молодежи;
- организация временной занятости детей, подростков и молодежи.
Мероприятия будут реализовываться в рамках задач, поставленных в программе "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы":
4.1. Система программных мероприятий соответствует основным направлениям политики Правительства Астраханской области в сфере организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи и включает в себя:
- разработку нормативно-правовой базы по организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
- экономическую поддержку и финансовое обеспечение организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
- кадровое, методическое и организационное обеспечение программных мероприятий.
4.2. Нормативно-правовая база.
Ввиду отсутствия федерального закона о государственной поддержке детского отдыха и оздоровления в Российской Федерации основной груз ответственности по нормативному обеспечению оздоровительной кампании ложится на субъекты Российской Федерации. Для эффективного функционирования оздоровительно-образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях в 1997-2000 годах начато создание пакета нормативных правовых документов о типовом положении о детской загородной здравнице, профильном палаточном лагере, оздоровительном лагере с дневным пребыванием.
В дальнейшем необходимо осуществить разработку:
- законодательных актов, устанавливающих налоговые льготы для загородных здравниц;
- постановлений и распоряжений Губернатора Астраханской области, регламентирующих вопросы организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
- положений о смотрах-конкурсах: вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи; детских оздоровительно-образовательных учреждений; комиссий муниципальных образований по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
- положения о конкурсе загородных здравниц на право получения государственного заказа на летнее оздоровление детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- механизма выплаты дотаций из областного бюджета за путевки в загородные здравницы, туристические путевки для детей из малообеспеченных семей.
4.3. Экономическая поддержка, материально-техническое и финансовое обеспечение.
В связи с неудовлетворительным состоянием ряда детских оздоровительно-образовательных учреждений необходимо принять меры по улучшению их материально-технической базы, а именно:
- проводить работу по привлечению финансовых средств из различных источников для укрепления материально-технической базы оздоровительно-образовательных учреждений и наиболее продуктивного ее использования без изменения профиля работы;
- принимать участие в ярмарках путевок как в области, так и за ее пределами;
- провести инвентаризацию оздоровительно-образовательных учреждений;
- разработать меры по улучшению материально-технической базы оздоровительно-образовательных учреждений за счет средств областного бюджета и средств организаций, являющихся собственниками данных учреждений.
4.4. Кадровое и методическое обеспечение.