Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2005 года N 222-П

О концепции отраслевой целевой программы "Развитие речного пассажирского транспорта в Астраханской области до 2008 года"

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2009 N 486-П НГР:RU30000200900921)

В целях стабилизации работы речного пассажирского транспорта в соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" (НГР:RU30000200400466) и Постановлением Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 N 281 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:RU30000200300244)

Правительство Астраханской области постановляет:

1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Развитие речного пассажирского транспорта в Астраханской области до 2008 года" (прилагается).

2. Министерству промышленности, транспорта и связи Астраханской области (Терсков С.К.) разработать отраслевую целевую программу "Развитие речного пассажирского транспорта в Астраханской области до 2008 года" и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.

3. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Развитие речного пассажирского транспорта в Астраханской области до 2008 года" министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области.

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

И.о. Губернатора

Астраханской области

К.А.Маркелов

Утверждена

Постановлением

Правительства

Астраханской области

от 30 июня 2005 г. N 222-П

1. Анализ состояния речного пассажирского транспорта Астраханской области, основные проблемы и причины их возникновения


Речной пассажирский транспорт, являясь неотъемлемой составной частью системы пассажирского транспорта Астраханской области, обеспечивает внутригородские, внутриобластные и межрегиональные связи. Это один из старейших видов транспорта, обслуживающего жителей Астраханской области.

Наиболее значительное развитие речной пассажирский транспорт в области получил со времени начала открытия магистральных маршрутов скоростных судов. Однако в последние годы наблюдалось снижение объема перевозок, перевозки скоростными судами прекращены. Не работают также внутриобластные маршруты до населенных пунктов в дельте реки Волги. В настоящее время на долю речного пассажирского транспорта приходится только 0.3 процента от общего объема перевозок пассажиров всеми видами транспорта на территории области.

До 2003 года регулярные речные пассажирские перевозки в Астраханской области осуществлялись Астраханским портом. В связи с окончанием в июне 2002 года договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом между ОАО "Астраханский порт" и Министерством имущественных отношений Российской Федерации, а также с убыточностью речных перевозок предприятие отказалось от этого вида деятельности. 5 теплоходов типа "Москва" на основании распоряжения Минимущества России от 20.11.2003.N 6553-р были переданы в хозяйственное ведение ФГУП "Федеральный центр логистики" (далее - ФГУП "ФЦЛ").

Принимая во внимание высокую социальную значимость речных пассажирских перевозок, необходимость сохранения социальной стабильности в отдельных районах области, в соответствии с Постановлением Губернатора Астраханской области от 03.02.2003 N 43 "О создании открытого акционерного общества "Астраханское пассажирское речное предприятие" для осуществления регулярных речных пассажирских перевозок создано ОАО "Астраханское пассажирское речное предприятие" (далее - ОАО "АПРП") с уставным капиталом, сформированным в полном объеме из средств областного бюджета.

В результате структурных и институциональных преобразований в Астраханской области на водном транспорте появилось значительное количество судовладельцев.

В настоящее время на рынке речных транспортных услуг Астраханской области осуществляются:

- внутригородские и пригородные пассажирские перевозки;

- перевозки туристов на речных круизных маршрутах;

- экскурсионно-прогулочные рейсы на водоизмещающих судах.

ОАО "АПРП" осуществляет социально значимые для области внутригородские и пригородные перевозки на 4 судах типа "Москва", арендуемых у ФГУП "ФЦЛ".

ООО ТКФ "Стрелец-V" занимается межрегиональными туристическими перевозками двумя судами большой вместимости.

Частные предприятия, имеющие суда малой вместимости, осуществляют в основном прогулочно-туристические внутриобластные рейсы.

Таким образом, основным перевозчиком, осуществляющим городские и пригородные перевозки, стало ОАО "АПРП", выполняющее весь комплекс операций по обслуживанию дебаркадеров и речного пассажирского флота. Из остальных собственников пассажирских судов, зарегистрированных в области, регулярные внутригородские пассажирские перевозки никто не выполняет. Ощущается острый недостаток водоизмещающих судов малой вместимости для внутригородских и пригородных перевозок и водного туризма, а также современных крупных круизных судов для межрегионального туризма.

Кроме того, в результате длительной эксплуатации и недостаточных объемов бюджетного финансирования многие водные объекты, особенно причальные сооружения и дебаркадеры, не отвечают современным требованиям, находятся в ветхом состоянии или имеют значительный износ и деформацию, что увеличивает риск возникновения чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, особенно остро стоит вопрос о пополнении подвижного состава речного пассажирского транспорта туристическими судами, в том числе большой вместимости, о выделении инвестиций в строительство, обновление речного пассажирского флота и развитие инфраструктуры области.

Социальные пассажирские перевозки всегда являлись убыточными, поскольку мерами социальной поддержки на проезд в соответствии с действующим законодательством пользуются около 70 процентов пассажиров. Средства, выделяемые ОАО "АПРП" из областного бюджета на возмещение разницы между экономически обоснованными и фактически установленными тарифами, позволяют предприятию сохранять регулярность перевозок, но не дают возможности развивать производственную базу, пополнять речной пассажирский флот и расширять маршрутную сеть перевозок. Существенная статья расходов - арендная плата за теплоходы составляет 21 процент в общем объеме затрат. Вопрос о передаче в государственную собственность Астраханской области пяти теплоходов типа "Москва", находящихся в хозяйственном ведении ФГУП "ФЦЛ", неоднократно ставился перед соответствующими федеральными структурами, однако положительного решения до настоящего времени не принято. В создавшейся ситуации проблема пополнения речного пассажирского флота стоит очень остро.

Таким образом, анализ современных проблем речного пассажирского транспорта указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.

2. Цель и задачи развития речного пассажирского транспорта Астраханской области


Главной целью развития речного пассажирского транспорта Астраханской области является превращение его в современное, высокоэффективное и устойчиво функционирующее подразделение транспортного комплекса области. Это развитие должно обеспечивать полное удовлетворение потребностей области в перевозках пассажиров, решение оборонных, природоохранных и других специальных задач, увеличение вклада в экономику области за счет дополнительных налоговых поступлений в консолидированный бюджет Астраханской области.

Достижение поставленной цели требует консолидации усилий федеральных и областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов водного транспорта в решении комплекса задач по двум взаимосвязанным направлениям:

- создание условий для эффективного функционирования пассажирского водного транспорта Астраханской области и повышение конкурентоспособности предприятий-перевозчиков;

- расширение и развитие рынка транспортных услуг, предоставляемых речным пассажирским транспортом.

Основными задачами областных органов исполнительной власти в развитии речного пассажирского транспорта должно стать:

- сохранение и развитие сети перевозок по внутренним водным путям, обеспечение их коммерческой доступности для перевозчиков;

- координация вопросов обеспечения безопасности судоходства;

- содействие коммерческим предприятиям речного пассажирского транспорта в обновлении основных фондов;

- защита интересов астраханских перевозчиков на российском рынке речных пассажирских перевозок;

- поддержка разработок и внедрения современных технологий организации перевозочного процесса, портового и сервисного обслуживания пассажиров;

- содействие развитию речного круизного бизнеса, экскурсионно-прогулочных и пассажирских перевозок;

- кадровое обеспечение;

- решение оборонных и других специальных задач;

- решение социальных проблем.

Роль коммерческих предприятий речного пассажирского транспорта должна состоять в:

- развитии пассажирских перевозок, обеспечении их конкурентоспособности;

- поддержании и обновлении речного пассажирского флота и обеспечивающей инфраструктуры;

- повышении безопасности судоходства и экологической безопасности при эксплуатации судов и инфраструктуры речного пассажирского транспорта;

- участии в реализации государственной политики обеспечения социально значимых пассажирских перевозок.

Основными принципами реализации отраслевой целевой программы являются:

- координация деятельности и согласование разрабатываемых программ развития речного пассажирского транспорта с заинтересованными органами исполнительной власти как на федеральном, так и на областном уровне, а также хозяйствующими субъектами на речном пассажирском транспорте;

- проведение согласованной политики, связанной с поддержанием и модернизацией инфраструктуры речного пассажирского транспорта и внутренних водных путей, с уполномоченными органами государственного регулирования в области внутреннего водного транспорта, а также предприятиями и организациями, работающими на рынке пассажирских транспортных услуг;

- включение проектов развития речного пассажирского транспорта в инвестиционные программы области;

- проведение согласованной инвестиционной политики, направленной на привлечение бюджетных и внебюджетных средств и других ресурсов в развитие системы речного пассажирского транспорта области;

- сохранение речного пассажирского транспорта в Астраханской области на существующих маршрутах и создание для предприятий пассажирского речного транспорта благоприятного экономического режима хозяйственной деятельности с целью наиболее полного удовлетворения потребностей предприятий и жителей города и области в транспортных услугах.

Степень достижения поставленных целей и задач развития системы речного пассажирского транспорта Астраханской области будет зависеть от консолидации и координации деятельности всех заинтересованных органов государственной власти и участников транспортного процесса.

3. Перспективы рынка пассажирских и туристско-экскурсионных перевозок в Астраханской области


Реализация генерального плана развития города Астрахани и связанное с этим увеличение гражданского строительства создает объективные предпосылки роста объемов перевозок речным пассажирским транспортом.

Вместе с тем для повышения экономической эффективности функционирования предприятий речного пассажирского транспорта необходима разработка новых нормативных актов, регламентирующих тарифную политику этих предприятий.

Социально значимые пассажирские перевозки в Астраханской области сохранятся для доставки астраханцев к дачам, садовым участкам и местам отдыха на реке Волге и на внутригородских переправах.

Эти перевозки будут поддерживаться за счет частичного финансирования из областного бюджета, а также целевого субсидирования лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. По мере повышения уровня доходов населения будет происходить постепенное сокращение круга субсидируемых социальных групп.

Рост экономики области и доходов населения, совместные усилия предприятий речного пассажирского транспорта, федеральных и областных органов исполнительной власти по повышению доступности речных пассажирских перевозок, развитию береговой инфраструктуры и совершенствованию нормативной базы обеспечат динамичное развитие речного туристического бизнеса, включая иностранный туризм.

Развитие инфраструктуры речного пассажирского транспорта даст толчок развитию внутригородских прогулочно-экскурсионных маршрутов с использованием прогулочных судов малой вместимости, а также развитию инфраструктуры по обслуживанию посетителей туристической зоны дельты реки Волги, строительству и приобретению для туристов специальных судов, отвечающих современным требованиям, доступных в том числе для инвалидов и других маломобильных граждан, формированию и развитию инфраструктуры обслуживания таких судов. По предварительным оценкам, среднегодовая востребованность экскурсионных услуг для туристов по групповым заявкам за время навигации может составить до 50 тысяч. В связи с этим будет увеличиваться количество единиц флота малой вместимости, находящегося в частной собственности.

Таким образом, анализ перспектив рынка пассажирских перевозок подтверждает необходимость дальнейшего развития транспортных коммуникаций, речного пассажирского флота и другой инфраструктуры водного пассажирского транспорта Астраханской области.

4. Развитие инфраструктуры речного пассажирского транспорта


Государственная политика в области судоходства на внутренних водных путях, поддержания и реконструкции внутренних водных путей строится на основе того, что согласно Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности. Соответственно, средства федерального и областного бюджетов являются главным источником финансирования содержания водных путей и поддержания на необходимом уровне технического состояния гидросооружений.

4.1. Водные пути

Приоритеты развития и объемы минимально необходимых бюджетных средств для функционирования водных путей определены состоянием навигационной обстановки и обеспеченностью пассажирских судов современными средствами связи.

Для обеспечения эффективного и безопасного уровня функционирования водных путей необходимо предусмотреть следующие мероприятия:

- обеспечение навигационной обстановки, обновление светосигнального оборудования;

- модернизация технического флота, его пополнение и обновление;

- поддержание необходимых глубин на внутренних водных путях;

- модернизация информационных систем путем внедрения коммуникационных средств нового поколения (это позволит создать автоматизированную систему управления движением судов пассажирского речного транспорта и обеспечить мониторинг местоположения прогулочных судов малой вместимости).

4.2. Речной пассажирский флот

Задачи обновления речного пассажирского флота будут решаться таким образом, что суда, осуществляющие внутригородские перевозки, будут находиться преимущественно в государственной собственности Астраханской области, а суда круизного флота - главным образом в собственности коммерческих судоходных компаний.

Основные направления обновления и модернизации флота на перспективу определены федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»