Недействующий

Об отраслевой целевой программе "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год"



2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ



Настоящая Программа разработана агентством по занятости населения Астраханской области в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и в связи с необходимостью предупреждения возникновения напряженной ситуации на рынке труда Астраханской области под влиянием последствий финансово-экономического кризиса.

На рынке труда Астраханской области в 2009 году отмечаются негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях области:

- рост численности уволенных по сокращению работников из организаций. Растет количество организаций, планирующих массовые увольнения работников. Согласно проводимому агентством по занятости населения Астраханской области мониторингу высвобождения работников с начала года в органы службы занятости заявили о мероприятиях по сокращению персонала 77 организаций. К концу июля под риском увольнения находились около 1,8 тыс. работников. Среди предприятий, заявивших об увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, следующие организации: ООО "Газпром добыча Астрахань", ОАО "Бассоль", ООО "Астраханский бройлер", ОАО "МЗ "Прогресс", Астраханский тепловозоремонтный завод – филиал ОАО "Российские железные дороги", ОАО "ССЗ "Лотос", ОАО "Астраханское стекловолокно", ООО "Астрахангазстрой", ОАО "Астраханский станкостроительный завод", ОАО "Астраханская геофизическая экспедиция".

Сложности в условиях финансово-экономического кризиса испытывают предприятия строительной отрасли, судостроения и судоремонта, жилищно-коммунального хозяйства. Количество высвобождений работников может в течение года возрасти и достигнуть свыше 4-5 тысяч, как это наблюдалось в 2005-2006 годах;

- введение режимов неполной занятости работников в организациях.

С начала года в 250 предприятиях и организациях Астраханской области в условиях финансового кризиса введен режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели. Такая мера в связи с отсутствием заказов введена на предприятиях: ОАО "МЗ "Прогресс", ОАО "ССЗ "Лотос", ЗАО "Судостроительный завод им. Ленина", ОАО "Мумринский судоремзавод" , ОАО "ССЗ им. К.Маркса", локомотивное депо ст. Верхний Баскунчак Астраханского отделения Приволжской железной дороги, ПФ "Астраханьгеофизика", ОАО Астраханский машиностроительный завод по выпуску оборудования "АКМА", ООО "ДРСП "Лиманское" и др;

- рост задолженности по выплатам заработной платы. Просроченная задолженность организаций по заработной плате (по кругу отчитавшихся предприятий) на 1 декабря 2008 года составляла 14,4 млн. рублей, на 1 июля 2009 года – 46,7 млн. рублей.

Для рынка труда Астраханской области характерны значительная неравномерность социально-экономического развития областного центра и муниципальных образований сельских районов; низкая трудовая мобильность населения, ограниченная возможностями проживания в другой местности; сезонный характер работ в районах области, в основном связанный с выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции, рыбодобычей и рыбообработкой.

В результате этого в области к концу года происходит значительный рост регистрируемой безработицы, особенно в сельских районах. Численность безработных в целом по области за период с 1 октября до конца 2008 года возросла в 1,6 раза. При этом в большинстве сельских районов области численность безработных за этот период увеличилась в 2 раза (от 1,9 раза в Володарском районе до 4 раз в Харабалинском районе).

При уровне регистрируемой безработицы в целом по области 1,4% на конец 2008 года наиболее неблагоприятная ситуация складывалась на рынке труда в районах области, где уровень регистрируемой безработицы составил на конец года 2,7%. Численность безработных граждан, проживающих в сельских районах области, по состоянию на конец 2008 года составляла 78,7% от общего числа безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости. В ряде территорий области уровень регистрируемой безработицы значительно превысил среднеобластной показатель.

Так, на конец 2008 года в Харабалинском районе регистрируемая безработица составила 5,6% к численности экономически активного населения, в Володарском районе - 4,3%, в Енотаевском районе – 3,4%.

Существующие проблемы рынка труда области могут обостриться в связи с негативными последствиями финансово-экономического кризиса и сопровождающими его увольнениями работников. Мониторинг рынка труда показывает, что основной приток безработных граждан происходит за счет увольнений работников с предприятий сельского хозяйства, рыболовства, строительства, обрабатывающих производств, транспорта и связи. Причем основная масса увольнений работников с предприятий и из организаций области происходит в результате окончания трудовых договоров и по собственному желанию. Эти причины преобладают в увольнениях граждан с предприятий и из организаций. Современный работодатель нанимает рабочую силу в основном только на период проведения работ, так как круглогодично содержать работников невыгодно. В результате занятое в летний период сельское население в зимний период оказывается в основной своей массе безработным и обращается в центры занятости в поиске работы.

Число вакансий, заявленных сельскими работодателями в этот период, также резко сокращается. Так, из 4,3 тыс. вакансий, заявленных на 1 января 2009 года, только 20% приходилось на село. Возрастает напряженность на рынке труда в сельской местности. На 1 января 2009 года в Харабалинском районе на одну заявленную вакансию претендовали более 1,2 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, в Енотаевском районе – 512, в Володарском районе – 175.

Одним из сдерживающих факторов развития временной занятости безработных граждан является невысокая оплата труда в сельском хозяйстве. По итогам января-мая 2009 года средняя заработная плата в сельскохозяйственной отрасли области, по данным госстатистики, составляла 6,0 тыс. рублей, что менее половины (46,3%) от средней заработной платы по области. В районах области в общем количестве заявленных работодателями в течение первого полугодия 2009 года вакансий - менее трети (25,4%) с оплатой труда выше прожиточного минимума по Астраханской области.

В связи с увеличением минимальной оплаты труда в 2009 году до 4330 рублей работодатели должны выплачивать безработным, занятым на временных работах, заработную плату не ниже установленного минимального размера. Это значительно осложняет возможности организации и проведения временных и общественных работ в сельских муниципальных образованиях.

Одной из категорий граждан, пополняющих рынок труда, являются выпускники учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. Ежегодно в органы службы занятости области за содействием в поиске работы обращаются более 2 тыс. выпускников. Возможности их трудоустройства весьма ограничены существующим дисбалансом потребности рынка труда и объемами подготовки кадров учреждениями профессионального образования различного уровня, расположенными на территории области, отсутствием стажа и опыта работы у молодых специалистов, требуемого работодателем уровня квалификации, территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В условиях финансово-экономического кризиса проблемы трудоустройства молодежи еще более обострятся. Решению данной проблемы будет способствовать реализация крупных инвестиционных проектов на территории Астраханской области в 2009 году (приложение 1 к Программе).

Численность граждан, признанных безработными органами службы занятости, в течение 2009 года по прогнозу может составить более 32 тысяч.

Для безработных граждан одним из препятствий в организации самозанятости и предпринимательской деятельности является отсутствие первоначального стартового капитала, что значительно сдерживает реализацию этого направления содействия занятости, особенно для сельских безработных. Поддержка безработных граждан, организующих собственное дело, в виде 12-месячного пособия по безработице позволит увеличить количество участников данного направления содействия занятости населения.

Поэтому трудоустройство значительной части безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости области в условиях финансово-экономического кризиса, будет гораздо эффективнее в рамках мероприятий по содействию развитию самозанятости и малого предпринимательства.

Реализация отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением Государственной Думы Астраханской области от 20.09.2007 N 410/8, позволит в 2009 году:

- трудоустроить при содействии органов службы занятости до 28 тысяч ищущих работу граждан, в том числе по программам временной занятости – не менее 14 тысяч;

- направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 3 тысяч безработных.

Этих мер недостаточно для поддержания стабильной ситуации на рынке труда. По предварительному прогнозу, численность зарегистрированных безработных граждан к концу 2009 года может увеличиться до 11 тысяч, что составит 2,0% к численности экономически активного населения области при благоприятном развитии событий. В случае критической ситуации регистрируемая безработица составит более 2,5%, численность безработных на конец года возрастет до 13-14 тысяч. При этом наиболее сложная ситуация может сложиться на трудоизбыточных территориях (преимущественно в сельскохозяйственных районах области, особенно в Харабалинском, Володарском, Енотаевском районах).

В связи с этим необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на областном и районных рынках труда, по следующим направлениям:

- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости не менее 5 тыс. работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях;

- стимулирование создания и сохранения рабочих мест. Организация общественных работ и других видов временной занятости для не менее 12 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства в сельских районах области необходимо создание временных рабочих мест для 16,4 тыс. безработных и ищущих работу граждан и не менее 1 тыс. граждан из числа выпускников образовательных учреждений, с последующим трудоустройством. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение занятости для 2,2 тыс. безработных граждан за счет создания малого бизнеса.

Дополнительной мерой, обеспечивающей занятость населения Астраханской области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу на 2009 год снижена на 22% (с 15 тыс. до 11,7 тыс. человек), это меньше фактической потребности в иностранных работниках на 2009 год на 590. Баланс рабочих мест и трудовых ресурсов приведен в приложении 2 (таблицы 1,2) к Программе.